ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
УБИЙСТВО В ИНТЕРНАТЕ: КОГО НАКАЗАЛИ
11.08.2011 / Газета: Сегодня / № 175(3892) / Тираж: 134701

Ровно год прошел со дня резонансного убийства подопечного в Новосавицком психоневрологическом интернате (Великомихайловский район Одесской области). Как стало известно «Сегодня», это преступление не только раскрыто, но и закончилось судебными приговорами, последние из которых Великомихайловский райсуд вынес совсем недавно!

КОГО НАКАЗАЛИ. Бывший врач интерната Григорий Ткачук, не оказавший медпомощь умирающему и скрывший факт гибели, получил 4 года условно. Избивший больного санитар Юрий Коломиец (именно его подопечные называют убийцей) отделался годом тюрьмы, причем ему зачли 12-месячную отсидку в СИЗО, поэтому он выйдет на свободу уже в эту субботу. А непосредственными виновниками смерти 38-летнего Юрия Вовченко суд признал... трех других постояльцев интерната, причем тех самых, которые и сообщили общественности о произошедшем! Парни отправлены в Днепропетровскую область, где будут содержаться в местной психиатрической спецбольнице. «До выздоровления», то есть пожизненно.

Напомним, Вовченко скончался от многочисленных травм, в частности переломов костей грудной клетки. Врач интерната, вместо того, чтобы вызвать на место происшествия милицию, приказал снести под покровом ночи тело Вовченко на интернатское кладбище, где его похоронили в безымянной могиле. И только благодаря мужественному поступку другого подопечного Андрея Баранова, который, несмотря на все шансы повторить судьбу товарища, вызвал правозащитников, о трагедии стало известно всей Украине.

Реакция властей на творящееся в Новосавицком последовала незамедлительно. Милиция возбудила уголовные дела, директора интерната Валентину Стукало отстранили от работы, а потом и вовсе уволили, вся интернатская система области подверглась ревизии…

ДЕЛИЛИ ТЕЛЕВИЗОР? Но вернемся трагическим событиям 10-11 августа 2010-го года. По мнению суда, они разворачивались следующим образом. 10-го два воспитанника – Вовченко и Андрей Баранов (сообщивший впоследствии о ЧП) – не поделили телевизор. Завязалась потасовка. Вмешалась медсестра, которую начал избивать Юрий Вовченко. На шум драки прибежал санитар Юрий Коломиец. Он разнял дерущихся, намял Вовченко бока, сломав ему несколько ребер, и отвел в «карцер» (да-да, в интернате имеется собственная темница для нарушителей), где подопечного привязали к кровати электропроводом (!) и вкололи дозу нейролептиков. Утром, согласно показаниям свидетелей (все – действующие работники интерната, а также уволенные директор и врач, — Авт.), Вовченко был еще жив, он позавтракал, курил, сходил в ванную комнату. Ближе к вечеру мужчину якобы начали избивать другие заключенные «карцера», в том числе Баранов. Они, согласно материалам судебного расследования, прыгали ему с кровати ногами на грудь. 11 августа, в 22.00, Юрий скончался...

Отметим, что подопечные излагают совсем другую версию произошедшего. Вовченко, Баранова и других, говорят они, посадили в карцер не за драку, а за отказ выходить на неоплачиваемые полевые работы, которые в интернате обычно длились от зари до зари. Вовченко действительно набросился на медсестру, но потому, что та хотела накачать его лекарствами — это обычная для психиатрических учреждений кара. А Коломиец нанес не пару ударов, как утверждает, а молотил провинившегося несколько часов. Увы, пациентов интерната как недееспособных даже не допрашивали, а «убийцам» не предоставили возможность оправдаться.

«ЭТО ХУЖЕ, ЧЕМ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ»

Экс-глава президентской комиссии по изучению ситуации в интернатах Украины Максим Мелецкий возмущен итогами судебного разбирательства. «Могу констатировать: суд расписался в том, что в интернатах можно убивать и насиловать подопечных совершенно спокойно — за это не накажут, — заявил общественник «Сегодня». — Прежде всего обратите внимание на состав свидетелей. Только работники интерната! Не опросили правозащитников, которые вытащили на свет божий эту историю и первыми побывали на месте преступления. Не использовали их видеозаписи, материалы журналистских расследований. Не пригласили в качестве потерпевшей стороны мать убитого. Кроме того, у меня есть обоснованные сомнения по поводу так называемой недееспособности подопечных, на которых все свалили, хотя без них никто бы о преступлении не узнал. Недавно они и многие другие воспитанники Новосавицкого подали прошения о переосвидетельствовании. Что мешало суду провести экспертизу, установить вменяемость или отсутствие таковой у этих людей? Нет, они поверили бумажке, которую тиснули много лет назад, и лишили граждан права на защиту. Наказание, которое им определили – принудительное лечение в спецклинике – это в сто раз хуже тюрьмы, это хуже смертной казни. Через 5 лет эти трое превратятся в овощи».

К слову, Европейский Суд по правам человека, рассматривая похожую проблему в своем Постановлении от 27 марта 2008 года по делу “Штукатуров против России”, подтвердил, что душевнобольным должна быть предоставлена возможность быть выслушанными в судебном процессе лично или, при необходимости, через ту или иную форму представительства.

Автор: Олег Константинов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту