ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Фестиваль: события, фильмы, люди
11.08.2011 / Газета: Юг / № 52(15895) / Тираж: 122306

Ушел в историю Второй Одесский международный кинофестиваль. Разъехались кинематографисты, критики, VIP-гости. Свернута красная дорожка у Оперного театра. Спало напряжение этих девяти дней июля, когда хотелось везде успеть, посмотреть все фильмы, побывать на всех встречах, пресс-конференциях и обсуждениях. Что осталось? Осталось послевкусие. И желание поделиться увиденным и услышанным.

Наиболее яркие впечатления — от фильма известного российского режиссера Сергея Соловьева, поставившего «Анну Каренину» по мотивам романа Льва Толстого. Снимавший картину на протяжении пятнадцати (!) лет, Соловьев привлек к работе целое созвездие блестящих актеров: Александр Абдулов (Облонский), Олег Янковский (Каренин), Сергей Гармаш (Левин), Татьяна Друбич (Каренина), Ярослав Бойко (Вронский).

Вызвал восхищение фильм-открытие «Артист» (Франция) о том, как призрачна слава и успех, с великолепным Мишелем Азанавичюсом.

Шокировала лента «Любовь втроем», откровенно и одновременно деликатно рассказывающая о странном любовном треугольнике.

Как же была представлена на Одесском фестивале Украина?

«БЕС ПОР NO». ЭТО И ЕСТЬ УКРАИНСКОЕ КИНО?

Тягостное впечатление оставила картина, которой на фестивале был представлен отечественный кинематограф. Лента «Бес Пор No» украинского режиссера Александра Шапиро была одним из четырнадцати фильмов конкурсной программы.

Начавшаяся весело история о безбашенных подростках обретает вскоре криминальный уклон, а заканчивается и вовсе кровавой страшилкой. Сюжет незатейлив: родители уехали, и компания друзей-подростков предалась разврату. А юный хозяин дома, как бы в шутку, снимает все происходящее на «мыльницу». Хобби вскоре становится работой. И вот уже сын милиционера, борющегося в своем городе с порноиндустрией, становится крупным производителем порно. История старшеклассника, стремительно сколотившего капитал на съемках порнографических роликов, переросла в современный конфликт отцов и детей. Происходит развязка — бессмысленная и жестокая.

Режиссер картины широко известный в узких кругах Александр Шапиро, как его представили на пресс-конференции, рассказал, что это самый коммерческий его проект, основанный на реальных событиях. Режиссер признался:

— Нас захватила порноэстетика фильма, его крепкая сермяжная драматургия.

А зрители и журналисты, пытаясь усмотреть в картине обращение к классике, спорили: чьи же страсти там присутствуют — гоголевские или шекспировские? Бери глубже, заявил Шапиро, это обращение к древнегреческим трагедиям Софокла. Бедный Софокл!

Изначально у создателей «Бес Пор No» была идея снять фильм на мобильный телефон, вообще без денег. Но в процессе работы было решено, что фильм достоин тридцатипятимиллиметровой пленки. Главного героя Макса играет Антон Комяхов, любимый актер режиссера Шапиро, снявшийся во всех его шести фильмах. В фильме также заняты известные актеры Алексей Горбунов и Ольга Сумская. Полнометражные малобюджетные фильмы сорокадвухлетний Александр Шапиро снимает с 2000 года. Его предыдущие работы — «Цикута», «Путеводитель», «HAPPYPEOPLE», «Кастинг».

Отсутствие необходимых средств перманентно сопровождает украинского режиссера. Бюджет его первой ленты «Цикута» (2002 г.), снятой на просроченной пленке «Свема» Шосткинского завода, составил всего пятнадцать тысяч гривень. Смотревшие фильм французы недоумевали, интересуясь у съемочной группы, как они добились такого эффекта желтого света, преобладавшего в картине? А это от бедности, из-за отсутствия средств его создатели использовали то, что было под рукой.

Картина «Бес Пор No» была готова два года назад, но так и не вышла на экраны. Продюсер ленты Гия Лордкипанидзе объяснил это случившимся экономическим кризисом.

Тем временем Александр Шапиро уже работает над новой лентой под названием «Семинар». Для этого режиссер собрал группу желающих участвовать в семинаре на тему «Как следует снимать кино». Потом из этих документальных кадров стал делать игровое кино. В итоге, по его словам, получилась «черная» комедия, которая будет готова к показу в сентябре этого года.

А любимый главный герой фильмов Шапиро Антон Комяхов, получив диплом режиссера, решил, что созрел для собственного кино. И уже снял фильм под названием «Богини».

Александр Шапиро, которого представляли как одного из самых спорных и противоречивых режиссеров, как и его фильмы, закончил встречу смелым суждением о состоянии сегодняшнего кинематографа:

— Мне принципиально интересно делать малобюджетные фильмы. Современное кино должно выйти на новый уровень, а то как-то оно завонялось. Уверен: идеи возьмут верх над бюджетом.

Я же не увидела ничего спорного и противоречивого в прыгающих кадрах «Бес Пор No». Не давала покоя только одна мысль — зачем все это сняли?

К слову, как бы патриотично ни были настроены члены четырех работавших на кинофестивале жюри, украинский фильм не был отмечен ни одним призом.

Не знаю, смотрел ли картину «Бес Пор No» почетный гость фестиваля российский режиссер и актер Никита Михалков. Но находясь в Одессе, он высказал свое мнение о подобной кинопродукции:

— Не нужно культивировать плохое кино и давать ему название арт-хаус. Неграмотное, бездарное, унижающее человеческое достоинство, снятое не в фокусе кино получает, к примеру, «Белого слона». И все «яйцеголовые» критики восклицают: вот это да! Но зрители уже ответили — «это мы смотреть не хотим» и перестали на них ходить. Мы своими руками отвернули нашего зрителя от отечественного кино. Слава Богу, прекращается тенденция заморачивания зрителя, когда непотребство объявляется высоким искусством, когда стыдно говорить о том, что не обгаживает действительность. Я не говорю, что надо снимать фильмы, лакирующие эту самую действительность. Но я не устаю повторять: жестокая правда без любви есть ложь. Особенно для славянского искусства.

В целом состояние украинского кино у Михалкова не вызывает оптимизма:

— Я, конечно, могу сейчас шифровать пустоту и рассказывать о большой украинской программе в рамках Московского фестиваля, но это будет неправдой. На мой взгляд, украинское кино находится в тяжелом, кризисном положении. Мои друзья, мастера, в основном, занимаются сериалами. Я пока не вижу того самого кино, к которому мы привыкли.

В целом мэтр российского кино, привыкший в последнее время отражать нападки коллег по цеху и журналистов, в Одессе был расслаблен и благодушен. Представляя на кинофестивале программу нового российского кино, составившего тридцать процентов всей программы ОМКФ-2011, он не уставал признаваться в любви к Одессе и погружаться в воспоминания.

«ТРИ ПИШЕМ — ДВА В УМЕ»

Казалось, щедрость Михалкова в эпитетах не знает границ: уникальная и единственная в своем роде Одесса — это целое явление, энергетический сгусток несоединимого ни в одном месте на земном шаре, фантастическое сочетание моря, архитектуры, истории, колоссального характера людей, населяющих город.

— В Одессе я увидел здоровую живую атмосферу, очень трогательную, которую я очень люблю, — сказал Михалков. — Такая, собственно, и сама Одесса. Она жива, и ничего с ней не произойдет. Мы заехали на «Привоз» — обстановка просто из одесских анекдотов. Здесь живут веселые, добрые, щедрые люди.

По словам Михалкова, особая атмосфера Одессы притягивает к себе:

— С Одессой у меня свои отношения. Приехать в Одессу нетрудно, но очень трудно уехать. Когда мы приехали выбирать натуру для фильма «Раба любви», наш администратор, которому дали денег на пять дней, три недели не мог нас отсюда вывезти. Вот такая натура.

Оттого, видимо, режиссер долго не решался приехать в наш город снова:

— Я здесь не был с окончания съемок фильма «Раба любви» — тридцать пять лет.

Журналисты тут же напомнили Никите Сергеевичу: а как же фестиваль «Золотой Дюк», в котором он участвовал?

— Ага! Ну, значит, лет двадцать,— нашелся Михалков. Но тут же сказал, что не помнит, чтобы на «Золотом Дюке» они смотрели кино: — Было пьяно, весело, интересно, как всегда в Одессе. Была большая тусовка. Можно было и не называть это кинофестивалем. Фестиваль — это тот праздник, который оправдан только тогда, когда есть что смотреть в кино. И нынешний кинофестиваль по-настоящему профессионален. Это очень хороший плацдарм для того, чтобы в Украину приходило настоящее кино.

Да, не сложилось у Никиты Сергеевича не только с датами, запамятовал он и высокий уровень первого Одесского фестиваля перестроечных лет, в то время как Московскому кинофестивалю хвастать было особо нечем. Это признает и сам режиссер:

— Московский кинофестиваль, который мы возрождали лет пятнадцать назад, было очень трудно поднимать. Он тогда «лежал», почти прекратив свое существование. Но сегодня наш фестиваль по количеству разноплановых фильмов снова обрел прежнюю энергетику и лицо, которое меня очень радует.

Но вряд ли кого-то радует конфликт, который разразился и не утихает вокруг Союза кинематографистов России. И об этом тоже зашел нелицеприятный разговор. Н. Михалкову пришлось держать оборону:

— В Союзе кинематографистов России пять тысяч членов. А в отпочковавшемся от него киносоюзе — сто пятьдесят человек, среди которых ни одного артиста, собственно, зерна кинематографа. Это нонсенс. Скорей, это союз кинокритиков и режиссеров, которые объединились с целью победить то, что им не нравится. Но когда они победят то, что им не нравится, вдруг выяснится: им не нравится одно и то же, а нравятся совсем разные вещи. Флаг им в руки. Но в этом случае будущего у этой организации нет. Человек может входить во множество союзов. Но та помощь старикам, пенсионерам на лечение, проведение операций, помощь в виде прибавки к пенсии, а это довольно большие деньги для творческой организации — более миллиона долларов в год, наш фонд «Урга: территория любви» оказывает тем, кто остался в Союзе кинематографистов. Так что время все расставит по местам.

Возрождение отечественного кино, по которому соскучился зритель, Михалков считает главной задачей сегодня:

— Люди соскучились по своему кино. После перестройки мы открыли форточку и думали, что получим свободу. А нам в эту трубу слили американское кино класса «В» и «С», все, что им там не надо, чтобы очистить свое помещение и воздух. А самих американских зрителей приучили, что лучшее кино — это американское, вне зависимости от качества картины. Американцы собирают деньги за фильмы, прежде всего, у себя дома. Для них остальной мир — это такой себе бонус.

Одесские журналисты узрели в этом некое противоречие. Как соотносится со сказанным тот факт, что Московский кинофестиваль открылся американским блокбастером «Трансформеры-3» Майкла Бэя? На этом фоне открытие Одесского кинофестиваля европейским фильмом высоко качества «Артист» выглядело значительно достойнее.

В ответ на это Никита Михалков заявил, что Одесский фестиваль «пока еще может себе это позволить»:

— Не надо путать острое с белым. Это не мои вкусовые привязанности. Хотим мы того или нет, но сегодня первую скрипку в киноиндустрии играет американское кино, кинорынку диктует американская кинопродукция. Фестиваль в Каннах тоже закрывают и открывают американские фильмы. С точки зрения художественного восприятия мира, это плохо, но мы должны не только с этим считаться. У моего друга, известного артиста, когда он участвует в корпоративах, есть такая поговорка: «Сорок минут позора — и обеспеченная старость».

Фестиваль требует поддержки. На премьеру фильма «Трансформеры-3», который должен собрать около миллиарда долларов по миру, американцы привезли в Москву девяносто камер. Для фестиваля и его места в мировом сообществе это очень важно. Можно пожаловаться на фильм-открытие, но нельзя пожаловаться на программу Московского кинофестиваля.

Да, в фильмах «Трансформеры» или «Пираты Карибского моря» нет глубины, нет серьезного зрительского анализа. Но есть то качество, которое позволяет прийти получать удовольствие два с половиной часа. Постыдно иное, когда отечественный кинематограф не пользуется у своих зрителей успехом.

За примерами качественного нового российского кино, уверен Михалков, далеко ходить не нужно. Оно представлено на Одесском кинофестивале. Это фильмы «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова и «Два дня» Авдотьи Смирновой. Последний вошел во внеконкурсную программу Одесского кинофестиваля. В широкий прокат фильм, бюджет которого составил два миллиона долларов, выйдет только в сентябре. Представлял «Два дня» на фестивале известный актер и режиссер Федор Бондарчук.

ЕЩЁ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ

Создатель «Девятой роты» и «Обитаемого острова» сыграл в фильме «Два дня» федерального чиновника, который по просьбе губернатора области приезжает в провинциальный музей вымышленного писателя Щегловитова с банальной целью — отобрать у музея землю, на которой стоит усадьба, и построить там новую резиденцию. Но в дело нечаянным образом вмешивается любовь к научному сотруднику музея Маше (ее играет Ксения Раппопорт), и это меняет его взгляды и на цель приезда, и на жизнь.

История отчасти сказочная, отчасти реальная, история о том, как два совершенно разных человека, два несовместимых мира вдруг странным образом совмещаются. Но картина выходит далеко за рамки обычной трогательной «love story». По словам Бондарчука, разбираться в «тонкой душевной организации» федерального чиновника Дуне Смирновой, которой не удалось приехать на фестиваль, совершенно не хотелось.

— В фильме столкновение интересов чиновника и интеллигента, конструкция старая, если не сказать, банальная. Это два разных мира, соединить их — все равно, что соединить ртуть и мазут.

Но у моего героя есть прототипы — реальные российские чиновники, с которыми могла произойти такая история. Это, к примеру, Стас Воскресенский, заместитель Минэкономразвития. Знает таких людей и Дуня.

Впрочем, сценарист и режиссер сама ответила на вопросы журналистов, в разгар пресс-конференции случайно позвонив на сотовый телефон Федора Бондарчука:

— Я снимала свою картину о Родине и о различных формах любви к ней. Об интеллигенции, которая хранит культурную память, которая никому не нужна в нашей стране. И о том, что даже человек циничный и успешный может всем этим очароваться. Фильм о том, что можно влюбиться в такого федерального чиновника и в такую взбалмошную научную сотрудницу музея.

Способен ли федеральный чиновник полностью измениться под воздействием чар любви? Есть ли у влюбленных будущее? Вряд ли, уверены создатели картины, отпустив героям этого киноромана на счастье не более двух лет жизни. Возможен ли диалог между интеллигенцией и властью в России? Авторы полагают, что нет...

Что ж, получилось ироничное доброе кино, по которому все соскучились: о духовных ценностях и человеческих отношениях, о подлинных чувствах, кино, которое еще долго не отпускает после того, как ты вышел из кинозала.

Говорят, ленту «Два дня» уже закупил Первый российский телеканал, сейчас идут переговоры с украинскими телевизионщиками.

Поделились российские гости и своими творческими планами. Федор Бондарчук сейчас снимается у режиссера Сергея Снежкина в новой версии бессмертной булгаковской «Белой гвардии». А Никита Михалков признался, что, приехав на кинофестиваль, пытается соединить полезное с приятным. Его творческая группа занята в Одессе поиском натуры для съемок фильма по мотивам рассказа Ивана Бунина «Солнечный удар». Время действия — двадцатые годы прошлого века. Для первых трех сцен режиссеру нужен юг, море и пирс.

Автор: Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту