ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Все ветры в гонки будут к нам
18.08.2011 / Газета: Журнал «Фаворит удачи» / № 6(60) / Тираж: 10000

В первую неделю июля в Одессе прошла традиционная, уже одиннадцатая, открытая Всеукраинская регата крейсерских яхт «Кубок портов Черного моря – 2011». В ней приняли участие 42 яхты из Одессы, Ильичевска, Южного, Николаева, Херсона, Харькова и Кишинева.

ОРГАНИЗАТОРОМ СОРЕВНОВАНИЙ, КАК ВСЕГДА, ВЫСТУПИЛА ОДЕССКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЦФСО «ВОДНИК», МИНИСТЕРСТВА ИНФРАСТРУКТУРЫ УКРАИНЫ, ОДЕССКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА И ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ, ПОРТОВ И ПРОФСОЮЗОВ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА, ООО «ЯХТ-КЛУБ «ОДЕССА-2009». РЕГАТА ВТОРОЙ РАЗ ПРОШЛА ПОД ПАТРОНАТОМ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА.

Все это – сухая информация, которую каждый год оглашает оргкомитет регаты. И большинство средств массовой информации этим удовлетворяются. В крайнем случае, журналисты берут несколько интервью у яхтсменов или у бессменного председателя оргкомитета «Кубков портов» Ирины Храменковой и души всех регат, вице-президента Парусной федерации Украины и Одесской областной федерации парусного спорта, мастера спорта по парусу СССР и Украины Сергея Червякова.

Но мало кому удается сесть на яхту и непосредственно прикоснуться к той завораживающей, притягивающей и уже никогда не отпускающей от себя

стихии, которая каждый раз заставляет людей бросать все и выходить в море. Мне в этом году посчастливилось.

Я и раньше ходил на яхтах: в дальние походы – в Астрахань и Варну, в ближние – Очаков и Крым, участвовать в кубках в качестве пассажира

на яхте сопровождения. Но вот так – сесть на лодку, которая идет не отдыхать, не путешествовать, а гоняться, – мне довелось впервые. И должен сказать, что впечатление – незабываемое.

Сама атмосфера не расхлябанно-прогулочная, а собранная, немногословная и одновременно очень дружественная. На большой крейсерской яхте «Посейдон» (на нынешней регате она заняла второе место в своей группе) – девять членов экипажа. И каждый знает, что делать. И делает, повинуясь тихому голосу капитана. Этот тихий голос капитана Ивана Кузьмича Приймачука меня тоже поразил. Чего греха таить – в гонке всякое бывает: случается, нужно прикрикнуть на нерасторопного матроса, вовремя не подобравшего шкот или не отдавшего бакштаг (такие специальные сна-

сти), и тогда разносится над акваторией Одесского залива крепкое словцо, достигая берега и пугая нежные уши отдыхающих. А тут… За пять часов напряженной гонки капитан лишь раз поднял голос, и то после финиша, когда в момент швартовки в порту «Южный» один из членов экипажа замеш-

кался с отдачей якоря.

а гонка действительно выдалась напряженной. погоды бы хватило на месячное путешествие. Было, как говорится, все!

Вначале легкий ветерок подхватил четыре яхты и аккуратно вывел через Западные ворота порта. Пятым с небольшим отставанием шел «Посейдон», но когда он вышел за волнорез и повернул курсом на первый знак – буй у мыса Большой Фонтан – ветерок стал еще легче, потом еще, еще… А четверка лидеров – две яхты с почти одинаковыми названиями «Maestro» и «Маэстро», «Грей» и «Freelander» – уже удалялись, постепенно увеличивая расстояние. И точно так же увеличивалось расстояние между «Посейдоном» и остальной группой яхт, слегка замешкавшейся на старте.

Несведущие люди думают, что яхтсмену больше всего приходится работать при сильном ветре. Но это не так.

При сильном, пусть даже и встречном ветре, яхта идет стабильно, разве что изредка приходится менять галс, то есть делать поворот и перебрасывать паруса с левого борта лодки на правый, и наоборот.

Совсем другое дело, когда ветер «чуть дышит» и лодка почти стоит на месте. Вот тогда приходится работать с парусами, менять их, закренивать яхту, прыгать с борта на борт, подбирать и травить шкоты, да мало ли что приходится делать яхтсмену, чтобы «поймать ветер».

Именно под этим знаком – «поймать ветер» и прошла вся первая часть гонки. «Приготовить гинакер!»,

«Вира гинакер», «Убрать стаксель», «Эх, нужно было спинакер!», «Приготовить спинакер гик», «К повороту», «Обнести шкоты» – полузабытая череда команд постепенно восстанавливала в памяти терминологию паруса, и руки сами тянулись подобрать или отдать что-то. Вот только не знали, где именно на этой лодке это «что-то» находится.

…честно говоря, начало июля в Одессе не очень хорошее время для проведения парусных соревнований.

На моей памяти из одиннадцати регат только на трех все время был приличный ветер. На остальных преобладала тихая погода. Некоторые гонки даже приходилось отменять.

Были проблемы и на этот раз.

При подходе к мысу Большой Фонтан ветер начал крепчать и «заходить», то есть поворачивать. А у идущих впереди, наоборот, – стихать. Даже по поверхности моря было видно, что вот здесь, под тучей, вода рябит, а там, впереди, – тишь да гладь. Я буквально на несколько минут нырнул в каюту, а когда вылез, увидел, что «Посейдон» с обвисшими парусами застыл в луже прямо посреди группы лидеров в двух кабельтовых (ой, простите, двухстах шестидесяти метрах) от поворотного буя.

Все пять лодок проявляли активность: майнали одни и ставили другие паруса, вручную качали гик грота, стараясь хоть так оттолкнуться парусом от застывшего воздуха, по дыму сигареты старались определить, откуда может подойти ветер. И самое странное, действия на лодках были разные, а результат был один – оч-ч-ч-чень медленно яхты все-таки продвигались к бую. А сзади на лидеров уверенно надвигалась вся остальная регата.

ветер подошел к бую одновременно с нами и другими лодками. «куда прешь?», «Знак!», «Дорогу!», «сейчас навалимся!»… Основная группа переживала второй старт сегодняшней гонки.

«Посейдон» в этой суматохе не участвовал. Он спокойно обогнул буй на некотором расстоянии (так бывает, как будто порыв ветра пришел специально для тебя) и взял курс на Южный. «Вы что там, мотор включили?» – раздался голос из рации на 72-м канале. Но мы его не включали. Курс оказался острым.

Для непосвященных: это значит, что ветер встречный, но не совсем, а значит, можно идти к нему острым бейдевиндом (не совсем встречным ветром) одним и тем же галсом (то есть не изменяя курса и не делая повороты) в течение часов трех. Лодка сильно кренится, стаксель почти черпает воду, вся команда сгрудилась на одном борту и даже свесила за него ноги, паруса аж дрожат от напряжения, а скорость подбирается к 10 узлам (ой, извините, 18 километрам в час). Казалось бы, что еще нужно яхтсмену для полного счастья. Но счастье никогда не бывает полным.

с северным ветром резко похолодало. тучи, раньше рассредоточенные по всему горизонту, теперь сгрудились прямо над лодкой, заморосил

мелкий холодный дождичек.

Команда постепенно стала преображаться. Исчезла элегантная голубая адидасовская форма – шелковая футболка и шорты. Вместо нее загорелые до черноты тела яхтсменов облачились в разноцветные «непромоканцы», теплые куртки и даже вязаные шапочки. Досталось простого человеческого тепла и мне, забывшему, как переменчива бывает в плавании погода.

Всю дорогу до Южного дождь то затихал, то опять начинал идти, в зависимости от этого менялось и настроение яхтсменов, и лишь ветер дул с неизменной силой. Снова, как и на первом этапе, четыре лодки ушли вперед. На этот раз это были «Maestro», «Маэстро», «Посейдон» и странная большая яхта под названием «Anne», на корме которой развивался американский флаг, хотя разговаривали и выражались там исключительно по-русски.

Но самое сильное впечатление от последнего перехода – это не дождь, не холод и даже не данная в ощущениях мощь парусов, неотвратимо влекущих тринадцатитонную лодку к финишу, а запахи. Да, да, запахи. Но отнюдь не моря и не ветра. Мне было определено место, где я лежал (или учитывая наклон лодки – полустоял), упираясь ногами к крышку люка. А прямо перед моим носом находилось вытяжное отверстие камбуза, откуда все

эти три часа тянуло готовящимися на

очень медленном огне фаршированными перцами…

Яхта «Посейдон» финишировала в этой гонке третьей. В Южный мы, подчиняясь строгим правилам порта, заходили под мотором. После швартовки мне тут же пришлось ехать в Одессу – утром нужно было сдавать материал, который еще не был написан. И я, увы, даже не попробовал те самые фаршированные перцы. Но огорчаться не стал. Ведь это не последние гонки.

Еще будет следующий Кубок портов, и Кубок губернатора, и, чем черт не шутит, Большой кубок Черного моря…

Жизнь и парус продолжаются!

ГОНКИ ПРОШЛИ ПО ТРАДИЦИОННОМУ МАРШРУТУ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕМУ ТРИ ВЕДУЩИХ ПОРТА УКРАИНЫ: ОДЕССУ, ЮЖНЫЙ, ИЛЬИЧЕВСК.

ПОБЕДИТЕЛЯМИ РЕГАТЫ СТАЛИ:

1 группа – «Форос» (Херсон), Владимир Ковалев;

2 группа – «Одиссей» (Одесса), капитан Сергей Киселев;

3 группа – «Ласточка» (Одесса), капитан Владимир Димитриев;

4 группа – «Маэстро» (Одесса), капитан Сергей Петров;

5 группа – «Maestro» (Одесса), капитан Олег Сташкевич;

6 группа – «Freelander» (Южный), капитан Сергей Ворова.

Призы за «Абсолютную скорость» и «Лучшее исправленное время» получили, соответственно, яхты «Maestro» и «Маэстро».

Автор: Сергей ОСТАШКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту