![]() |
|
![]() |
![]() |
…И никто не желает ставить вопрос по-другому: а, может, грузовой базы потому и нет, что нет инфраструктуры?
С маленькой и бедной Молдовой довольно активно сотрудничают европейские политические и финансовые структуры, солидные иностранные инвесторы и компании, что красноречиво говорит о доверии к этому государству. Украина такого доверия, видимо, не заслуживает.
Недавно мы в очередной раз затронули тему развития транзитного потенциала Украины на дунайских рубежах. Вернуться к больному вопросу заставила акция протеста жителей Рени, которые перекрыли международную автотрассу Одесса — Бухарест с требованием построить объездную дорогу и тем самым «очистить» улицы города от большегрузного автотранспорта, создающего эффект землетрясения силой 3‑4 балла. Сейчас страсти немного улеглись, но, разумеется, проблема никуда не делась. Правда, после акции протеста некоторые высокопоставленные украинские чиновники поспешили заявить, что строительство объездной дороги в Рени начнется в следующем году, однако следует помнить: подобные обещания звучали неоднократно… А в то время, как транзитный потенциал Украинского Придунавья продолжает быть предметом бесконечной пустой болтовни, наш ближайший транспортный конкурент — Молдова — тихо и спокойно развивает потенциал собственный. И небезуспешно. Вплоть до того, что страна-соседка привлекает транспортные потоки, которые давно стали традиционными именно для Придунайского региона.
«Вот вам и репутация державы...»
— Если посмотреть на карту юго-западной части Одесской области и юга Молдовы, то мы увидим, что транзитный транспорт может попасть в пограничный «узел» Рени—Джурджулешты—Галац двумя главными путями, — в неофициальной беседе рассказывает ренийский сотрудник украинской таможни. — Первый путь — через Болград, второй — по трассе Измаил-Рени. Раньше, чтобы доехать из Болграда в Галац, нужно было пересечь украинско-румынскую границу в пограничном пункте пропуска Виноградовка—Вулканешты, добраться до Чишмикиоя, еще раз пересечь границу в пункте пропуска Долинское, а затем по территории Ренийского района и города Рени достичь пункта пропуска Рени—Джурджулешты. Можно было ехать и напрямую, то есть по маршруту Вулканешты — Джурджулешты, однако та дорога была хуже. Как правило, никому не хотелось дважды пересекать границу, и основные транспортные потоки шли транзитом не через Болград и Чишмикиой, а по трассе Измаил—Рени—Галац.
Так вот, не так давно Молдова капитально отремонтировала дорогу Вулканешты—Джурджулешты. Не берусь судить о качестве трассы в целом, поскольку на всем ее протяжении я не ездил, но, во всяком случае, молдаване довели ее до высоких стандартов: мчишься со скоростью 130 километров в час и даже не замечаешь — ни бугорка, ни ямочки. Причем, новое дорожное покрытие постелено по всей ширине трассы, а не так, как у нас — латка на латке. Это сразу же привело к тому, что транзитные транспортные потоки переориентировались в пользу Молдовы: через Рени стали ездить намного меньше, тогда как поток автобусов и легковых машин по дороге Болград—Вулканешты—Джурджулешты—Галац заметно увеличился.
По словам сотрудника таможни, на маршруте движения большегрузного автотранспорта это не отразилось — фуры на пути в Румынию по-прежнему трясутся на разбитой дороге Рени—Орловка и пересекают украинско-молдавскую границу в пункте пропуска Рени— Джурджулешты. Причина одна: пункт пропуска Виноградовка—Вулканешты не предназначен для подакцизных грузов, и большинство «дальнобойщиков» просто вынуждено пользоваться ренийским транзитным направлением, несмотря на отсутствие нормальной дорожной инфраструктуры…
Казалось бы, у Украины нет причин для беспокойства. При пересечении границы основные поступления в казну обеспечиваются именно за счет грузового транзита, а ему, как видим, дорожная конкуренция со стороны Молдовы не грозит: географическое положение нашей страны таково, что международные транспортные коридоры никак не могут ее миновать (не считая северных и южных направлений). Если даже отдельные маршруты грузопотоков изменятся, то большегрузным автомобилям в любом случае придется пересекать украинско-молдавскую границу, и не все ли равно, где именно — в Виноградовке, Рени или где-то еще? Ну, а тот факт, что соседняя республика «переманила» к себе поток автобусов и легковых машин, серьезной угрозы для транзитного потенциала Украины не представляет.
Однако мой собеседник не согласился с такой постановкой вопроса. «Насколько я понимаю, каждое уважающее себя государство старается поднять собственный имидж, собственную репутацию в глазах граждан других государств, и транспортные вопросы играют в этом смысле не последнюю роль, — продолжает таможенник. — Среди тех, кто пересекает границу в автобусах и «легковушках», много иностранных туристов, отдыхающих, предпринимателей, чиновников, сотрудников международных организаций… И если они видят, что в Украине дороги хуже, а в Молдове — лучше, то выводы будут соответствующими. Дорожные впечатления — зачастую первые впечатления людей о чужих странах. А ведь потом эти люди делятся своими впечатлениями, в том числе на интернет-форумах. Так создается имидж страны. Например, россияне, которые ездят в Европу через Одесскую область, постоянно жалуются мне на качество наших дорог. Это с учетом того, что в России своих плохих дорог хватает. А что говорить о жителях развитых стран? Да и не надо далеко ходить: посмотрите, какие дороги сейчас в Румынии. Это же сказка по сравнению с Украиной! Вот вам и репутация державы…».
«Дороги — как после бомбежки...»
После разговора с таможенником я специально покопался в Интернете с целью найти какие-либо «народные» оценки транзитных плюсов и минусов Придунайского края. Довольно много информации оказалось на форумах автомобилистов. В частности, часто встречаются обсуждения туристических поездок в Болгарию через Украину, Молдову и Румынию (среди туристов преобладают россияне). Вот лишь некоторые высказывания форумчан:
«От Одессы до Варны реально за 8‑12 часов доехать, как на границах повезет… Мне лично понравилось больше через Болград—Вулканешты—Галац, чем через Рени—Галац. Дорога менее загружена и лучше по качеству».
«Народ настоятельно не рекомендует Рени из-за плохой дороги. Мы выбрали в итоге такой маршрут: Одесса—Болград—Вулканешты—Галац—Бриэла—Слободзия—Калараш—паром—Силистра— Несебр».
«Ехали через Черновцы и приехали в Несебр… По километражу вышло где-то в районе 2200 км. Обратно поехал через Рени—Измаил, ну, так сказать, чтобы сравнить и вообще... Для себя решил, что никаких больше Рень. Машину жалко... Если и ехать через Одессу… то поеду только через Болград».
«…Дорога до Рени пустая и хорошая, в Измаил не въезжаешь, только в Ренийском районе хуже, а в самом Рени — как после бомбежки».
Короче, стыдно. Очень стыдно…
И все же, чем поучительны (и вместе с тем опасны) дорожные успехи Молдовы для Украины? Ответ на этот вопрос приходится повторять вновь и вновь. Пример соседней республики уже в который раз доказывает: даже незначительное улучшение транспортной инфраструктуры приводит к перераспределению грузовых и пассажирских потоков в пользу той страны, которая эту инфраструктуру улучшает. Достаточно вспомнить опыт молдавского Джурджулештского порта: как известно, его развитие обернулось экономическими минусами для таких крупных транспортных предприятий Украины, как Ренийский порт и судоходная компания «Укрферри».
Для нас, жителей Придунавья, первоочередное значение имеет то обстоятельство, что любые транспортные потери неотвратимо приближают наш регион к «статусу» тупикового. И если сегодня его транзитные возможности (по крайней мере, теоретически) не подлежат сомнению, то завтра большие начальники в Киеве могут изменить позицию: а зачем что-то развивать в этом Придунавье, если там и грузопотоков-то нет? Ездили туристы, да и те ушли через Болград и Молдову… Между прочим, именно таким аргументом Министерство транспорта Украины (ныне — Министерство инфраструктуры) оправдало свое нежелание строить железнодорожную ветку Измаил—Рени: мол, она не окупится — в Ренийском порту нет достаточной грузовой базы.
И никто не желает ставить вопрос по-другому: а, может, грузовой базы потому и нет, что нет инфраструктуры?
…И денег не будет никогда!
«В Госадминистрации автомобильных дорог Молдовы завершился предварительный сбор заявок от компаний, выразивших желание участвовать в тендере на право реабилитации двух участков автодороги Комрат—Чумай, которая входит в автомагистраль национального значения М3 Кишинев—Джурджулешты. Тендер состоится в августе этого года, — пишет молдавский еженедельник «Экономическое обозрение» (июнь 2011 года). — Свои заявки на реабилитацию (капитальный ремонт) участка Комрат—Чумай автодороги М3 подали 19 иностранных компаний, на выполнение технического надзора за ведением дорожно-ремонтных работ — 33 компании.
Начальник управления развития автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры, национальный секретарь TRACECA по Молдове Андрей Кукулеску подчеркнул особое значение автомобильной дороги Кишинев—Джурджулешты. Это основная магистраль, которая идет из центра на юг, обеспечивает доступ к двум пунктам перехода границы и международному портовому комплексу Джурджулешты, является частью европейского транспортного коридора TRACECA и европейской автомобильной дороги E584. Общая протяженность существующей автодороги Кишинев—Джурджулешты составляет 220 км… Общая стоимость реабилитации существующих и строительства новых участков оценивается в 165 млн. евро. Технико-экономическое обоснование восстановления автодороги и проектные работы на участке Комрат—Чумай выполнены в 2009 году немецкой компанией Kocks в ассоциации с молдавской проектной фирмой Universinj. На разработку ТЭО был получен грант от Европейской Комиссии в сумме 750 тыс. евро».
Далее со ссылкой на А. Кукулеску «Экономическое обозрение» подробно перечисляет отдельные дорожные проекты Молдовы, причем с указанием сроков выполнения работ, источников и объемов их финансирования. Например, страна-соседка планирует с нуля построить дорогу Порумбрей—Чимишлия (19 км, проектная стоимость — около 24 млн. евро). В октябре 2010 г. этот проект рассматривался на инвестиционном форуме TRACECA, после чего Еврокомиссия включила его в список приоритетных проектов ЕС для Молдовы в рамках программы «Восточное партнерство».
Начало осуществления проекта автомагистрали Комрат—Чумай (54,4 км) намечено на весну 2012 года. Кредитором строительства выступает Европейский Банк реконструкции и развития (в октябре 2010 г. было подписано соглашение с ЕБРР о предоставлении кредита в сумме 75 млн. евро на восстановление молдавских автодорог).
Интересен также участок Слобозия Маре—Джурджулешты. Это новое строительство (20,8 км, стоимость — 21,5 млн. евро). На втором инвестиционном форуме TRACECA этот проект тоже стал приоритетным, поэтому для его реализации может быть получен грант от Евросоюза.
Что бросается в глаза? С маленькой и бедной Молдовой довольно активно сотрудничают европейские политические и финансовые структуры, солидные иностранные инвесторы и компании, что красноречиво говорит о доверии к этому государству. Украина такого доверия, видимо, не заслуживает. Достаточно вспомнить историю амбициозного проекта автобана Одесса—Рени. Его активно обсуждают уже лет семь-восемь, однако широко разрекламированная стройка по-прежнему остается только на бумаге. За минувшие годы реальный интерес к проекту проявила лишь Турция (список стран-инвесторов столько раз пополнялся и сокращался, что это напоминало какую-то игру), тем не менее, в Интернете до сих пор нет подробной информации о том, на каких условиях турки собираются строить пресловутый автобан.
Как известно, в июле т. г. Кабмин Украины одобрил ТЭО строительства автотрассы Одесса—Рени (проектная стоимость — 8,2 млрд. грн.), однако речь идет лишь об участке длиной 81 км Одесса—Монаши, причем львиная доля средств будет потрачена на сооружение моста через Днестровский лиман. Построить этот участок правительство планирует за 5 лет. Когда будет закончен автобан в целом, не знает никто. Быть может, через 55 лет…
Украине — не до развития транспортных коридоров. Сегодня в стране нет денег, потому что все силы брошены на подготовку к Евро-2012. Завтра денег не будет, потому что придется «латать бюджетные дыры» после Евро. Послезавтра случится что-нибудь еще. И денег не будет никогда… К тому же, власть больше озабочена проектом кольцевой дороги вокруг Киева, нежели обустройством международных транспортных коридоров на границах. Оно и понятно: Украина для наших политиков — это только столица. Ну, а провинция — другая планета. Далекая и безжизненная. Населенная гуманоидами третьего сорта…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |