![]() |
|
![]() |
![]() |
Сегодня — День города, день рождения и именины Одессы одновременно.
Человек получает своё имя при рождении, дают, понятно, его родители. Потом, конечно, он вправе его поменять—на более, как ему кажется, благозвучное. Поменять также свою фамилию, фамилию его родителей, словом, стать Иваном, не помнящим родства...
В общем-то, «интернационалисты-космополиты» и пытались после революции сделать с нашим городом и его жителями подобное. Николаевский (ныне Приморский) бульвар стал бульваром Фельдмана, Дерибасовская — улицей Лассаля, Екатерининская улица — улицей Карла Маркса, Ришельевская — Ленина. В историческом центре-города стали сплошные люксембурги, цеткины, либкнехты, меринги... (все они, заметим, в нашем городе никогда не были).
Нашему городу ещё повезло, что данное ему при рождении имя «законные наследники», точнее, наследники в законе, не изменили. Хотя одну букву на теперешней «державной» убрали. Спасибо, что на русском дозволяют по-прежнему писать название с двумя «с» — англичан, например, уже лет десять приучают к логотипу ODESA. В загранпаспортах, кстати, фамилии и имена пишут на английском же в украинской транслитерации—так что рожденных, например, Александрами ждёт печальная участь «Пушкина О.С.». (Меня как-то спросили, почему украинцы пишут «Одесса» с одним «с». Почему только украинцы? — вступился за нацию я. Малограмотные русские тоже пишут так.)
Стали также утверждать «свидомые», что нашему городу не две сотни лет, а даже не одна тысяча. Ну и населен он был всегда преимущественно «этническими».
Особо умилила в этом контексте недавняя заметка одного доцента-историка с музыкальной фамилией. Он предложил читателю совершить вместе с ним виртуальную экскурсию по улицам Одессы — почти на десяти из них находились дома украинских діячей, когда-то тут проживавших. То есть за сотню с лишним лет (до революции) наскреблось лишь с десяток имён — впрочем, имена этих «видатних діячей» широкой публике абсолютно ни о чём не говорят. В нашем исторически многонациональном городе можно в результате подобных исторических «исследований» найти ещё более многочисленные адреса иных (в смысле национальности) ура-патриотов.
В принципе, это всё неплохо — ведь палитра красок и создаёт живописный образ. Единство в многообразии придаёт нашему городу неповторимый облик — как в архитектурном отношении, так и в ментально-духовном. Главное, чтобы не было в отношении национальном перекосов, чтобы никто не тянул одеяло на себя, не взваливал на себя бремя представлять единолично город (как это, к сожалению, получилось с так называемым Всемирным клубом одесситов, куда ход подавляющей части населения города заказан).
Возвращаясь к именам — пусть хоть на каждом доме города будет мемориальная доска с именами тех, кто жил в нём и кто, по мнению жителей, достоин памяти. С памятниками же на улицах и площадях нужно быть поаккуратнее — ведь даже кладбища не резиновые, следовательно, прежде чем один раз отрезать, нужно семь раз отмерить.
Почему, извините, в центре Одессы устанавливается памятник Исааку Бабелю, а не, скажем, Валентину Катаеву или его брату Евгению Петрову? Неужели его псевдоодесские рассказики лучше, чем «Белеет парус одинокий...» или «Двенадцать стульев»? Или, может, потому что он был, как и многие его соплеменники, чекистом, а затем, во время резни в Крыму, армейским политработником?
Одесса пережила гражданскую войну, интервенции, оккупации. В свой новый год она вступает со своим Уставом, конституцией. В них сохранилась преемственность — в части гимна, герба, флага города, но главным образом — в части свободолюбивого духа его граждан.
Да и свой день рождения город отмечает в соответствии с реальной, а не высосанной из пальца датой основания. И пусть сейчас цифра не круглая, каждый день рождения любимого города для нас — юбилей. С праздником, земляки!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |