ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
На голубом газу
08.09.2011 / Газета: Юг / № 59(15902) / Тираж: 122306

Известную формулу Клаузевица о том, что война есть продолжение политики другими средствами, в полной мере можно применить к российско-украинским газовым войнам. При этом надо иметь в виду, что с обеих сторон газовая война — продолжение внутренней политики, а не внешней.

О ДВУХ СПОСОБАХ ПРИНУЖДЕНИЯ К БРАТСТВУ

С перерывом в четыре месяца, с декабря 2011-го по март 2012 года, в Российской Федерации пройдут парламентские и президентские выборы. При нынешнем авторитарном режиме говорить о смене власти у соседей не приходится. Но внутри действующей власти такие перемены возможны. И вероятны. Связаны они с конкуренцией групп поддержки нынешнего президента Дмитрия Медведева и нынешнего премьера Владимира Путина.

Хотя эту пару называют тандемом, и «велосипедисты» как будто приросли к седлам, руль время от времени вихляет, а педали крутятся с разной скоростью, особенно перед нынешними выборами, когда решается, кому сидеть впереди, кому — сзади.

В настоящее время этот вопрос решает не избиратель, а узкий круг манипуляторов, сосредоточенных в Кремле и в Белом доме (резиденции российского правительства), а «украинская карта» в глазах этих людей является крупным козырем. Разумеется, если вовремя его разыграть. Зима 2011—2012 года — идеальное время для этого.

Принципиальных разногласий в том, как строить отношения с «ближним зарубежьем», и с Украиной в частности, у Медведева с Путиным не существует. Российский вариант американской «доктрины Монро» подразумевает безоговорочное включение постсоветского пространства в сферу влияния Кремля с последующей интеграцией в новую империю.

У Дмитрия Анатольевича и Владимира Владимировича нет расхождений, какие методы следует применять для обуздания тех, кто интеграции не поддается. Отличия в том, как применять эти методы. «Бывший чекист» — сторонник медленного давления, которое шаг за шагом отнимает у соседей власть и имущество, отделяя котлеты от мух. А «бывший юрист» склонен к быстрым радикальным решениям.

Политика Путина реализована в Белоруссии, где «бацька» в итоге потерял «трубу» и скоро потеряет промышленность. Политика Медведева принесла плоды в Грузии, где интеграторы отняли у соседей пятую часть территории. Газовая война с Украиной 2011 года — отличное поле для предвыборной конкурентной борьбы премьера и президента России. В том смысле — какие методы интеграции работают продуктивней.

Политику медленного удушения нашей страны реализовал в январе 2009 года Владимир Владимирович. Он вынудил «Нефтегаз Украины» подписать в январе 2009 года кабальные контракты с «Газпромом». Блицкриг в отношениях с нашей страной провел в апреле 2010 года Дмитрий Анатольевич. Он не только закрепил успех Путина, но, обманув Януковича и пообещав дальнейшие переговоры по контрактам, фактически навечно продлил пребывание Черноморского флота Российской Федерации в Крыму.

Путин продолжил политику удушения. Он высказал идею вступления Украины в Таможенный союз и слияния «Газпрома» с «Нефтегазом». Медведев придал этой идее характер ультиматума, увязав вступление в Таможенный союз и слияние упомянутых газовых компаний с любым изменением цены на газ и условий транспортировки газа в кабальных контрактах.

Теперь розыгрыш «украинской карты» между сторонниками Путина и Медведева вступил в решающую фазу. При этом команда Дмитрия Анатольевича на украинском направлении обыграет команду Владимира Владимировича только в случае капитуляции Украины в газовой войне. И президент России с наступлением зимы хочет добиться этой капитуляции. Тем самым укрепляя шансы на собственное переизбрание.

Понятно, что повлиять на позицию президента России по газовому вопросу никто в Украине не может. Чем ближе дата, когда российский «тандем» вынужден будет определяться с кандидатурой главы государства, тем более жесткой будет становиться позиция Кремля. И этой жесткости пока нечего противопоставить, кроме выполнения нашей страной условий кабальных контрактов.

КАК ДОЛГО И КАК УДАСТСЯ НАМ ВЫДЕРЖАТЬ

На реальные переговоры по изменениям цены на российский газ и его транзит в Европу по украинской территории согласие Кремля удастся получить (и то не наверняка) только во второй половине марта 2012 года, после президентских выборов в Российской Федерации. До этого любые движения со стороны Киева будут саботироваться и в той или иной мере подыгрывать нынешнему президенту или нынешнему премьеру России. Вернее, подыгрывают уже.

На желание Виктора Федоровича «перетереть» газовый вопрос на саммите глав государств СНГ в Душанбе с Дмитрием Анатольевичем лично Медведев ответил так же, как на подобное желание Саакашвили в 2008 году на саммите в Астане. То есть отдельной встречи не пожелал, а перекинулся ничего не значащими фразами «на полях». И унизил вдобавок, заявив через прессу об «иждивенчестве» Украины.

После Астаны, как известно, Медведев спровоцировал грузинское руководство на «наведение конституционного порядка» в Южной Осетии и двинул на Грузию танки. Януковича после Душанбе не удалось настолько вывести из себя, но словесную отповедь российскому президенту пришлось дать. И дать соответствующие инструкции министру иностранных дел Грищенко, который на переговорах с коллегой Лавровым в Москве впервые заговорил требовательно, а не подобострастно.

Толку от этого, однако, мало. Обращение в Стокгольмский арбитраж или другой суд в попытке изменить газовые контракты могут принести результат (причем неизвестно, какой) только через год, а замерзать без российского газа и останавливать промышленные производства в случае открытия «военных действий» придется зимой нынешней.

Идея немедленной реструктуризации НАК «Нефтегаз Украины», разделения ее на добывающие, транспортирующие и распределяющие компании по европейской модели в плане пересмотра контрактов тоже не даст результата — государство в любом случае должно обеспечить правопреемника по обязательствам монополиста.

То есть куда не кинь — всюду клин, как в Белоруссии. С тем отличием, что даже капитулировать невозможно достойно. В Таможенный союз не пускает наше членство в ВТО, а слиянию «Нефтегаза» с «Газпромом» препятствует Конституция и законы Украины.

Пользуйся Виктор Федорович Янукович поддержкой народа, выход из трудного положения можно было бы найти, собирая с миру по нитке и ограничивая себя во всем. Но сознательно проводимая Банковой политика «Восток — это вся Украина» и «Партия регионов — вся власть» привела к пассивному сопротивлению общества. И призывы к любым ограничениям или уменьшениям расходов государства на социальные нужды в обстановке тотальной коррупции откликов не находят.

В Украине, в отличие от России и Белоруссии, авторитарный режим только формируется. Оппозиция до конца не уничтожена, а механизмы принуждения еще не собраны в единый кулак. И как повлияет на эти процессы газовая война с Россией, предсказать трудно.

У Виктора Януковича сейчас, собственно, небольшой выбор. Он может, во-первых, быстро докрутить гайки до конца, засадить в тюрьмы все активное, что сопротивляется режиму, и торговаться с Кремлем по-крупному, невзирая на всякие конституции. Но в тылу останется внутренний враг, и за двадцать лет этот враг научился организованно сопротивляться.

Но есть вариант «во-вторых». Он заключается в том, чтобы временно отступить, пойти на либерализацию, договориться с частью оппозиции и, эксплуатируя тему национального единства и Отечества в опасности, встретить притязания старших братьев единым фронтом. Такое единство время от времени умели изображать Леонид Кравчук и Леонид Кучма. Как ни странно, они часто добивались успеха.

Может быть, стоит такой вариант попробовать?

Автор: Леонид ЗАСЛАВСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.075
Перейти на повну версію сайту