ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Если бы Центр не тянул назад, а регион не превращали в хутор…
25.09.2011 / Газета: Час пик / № 38(542) / Тираж: 5000

Бесспорным итогом этого двадцатилетия является параллельное существование в Украине двух народов — представителей власти всех уровней и не представленных во власти граждан. Между ними пропасть — финансовая, нравственная, мировоззренческая.

Вариант создания Технопарка в Одесской области, предложенный ОГА, с точки зрения экономической выгоды региона и перспективы его развития абсолютно «сырой». Фактически предлагается передать китайцам тысячи гектаров территории под производство «ширпотреба»…

Обществу за 20 лет так и не предложена национальная идея, или хотя бы концепция долгосрочного устойчивого развития. А без видения перспективы развития страны, региона, города, даже прагматичные шаги не дадут положительного результата.

В ЕС уже давно сформирована новая философия бизнеса: он стал социально ответственным законодателем мод, основным инициатором прогресса и признанным общественным авторитетом. Руководствуясь такой философией, бизнес становится основным инвестором в науку, образование, культуру и общественную сферу. Мы что, этого не видим? Или не хотим видеть?..

Системный финансово-экономический кризис, поразивший Украину в 2008 году, усиленный политическим кризисом, привел к крайне негативным последствиям, которые в 2010‑2011 годах резко повысили уровень государственного долга. Вполне очевидно, что без кредитов МВФ Правительство Н. Азарова уже не может обойтись. Требования же МВФ становятся все жестче, а цена на газ, как и аппетиты российского бизнеса, становятся все выше.

Задекларированные Правительством реформы, как и заявление Президента В. Януковича по случаю 20‑летия независимости Украины о приверженности курсу реформ и евроинтеграционному выбору, пока остаются декларацией о благих намерениях. Реальное развитие экономики Украины показывает существенные противоречия между задекларированными и реальными целями. Ключевые приоритеты стратегии экономического развития и ее структурных преобразований остаются все еще не определенными. Отсутствует системность в проведении начатых реформ.

Налоговая реформа привела к потере доверия миллионов предпринимателей. Пенсионная реформа, как и задекларированная Кабинетом Министров отмена существующих льгот, еще больше усугубит этот процесс. Заявления С. Тигипко о том, что такие реформы в принципе непопулярны, но в сложившихся условиях неизбежны — очередная попытка оправдать непродуманность и неподготовленность начатых реформ.

Широко и торжественно, с наградами и величественными речами, отметив 20‑летие независимости, мы, как-то забыли, что это повод не столько для празднования, сколько для извлечения уроков. И даже заявление Президента о том, что «наше главное достижение на этот момент истории — четкое осознание нашей общей цели», не внесло ясности в ставший для нас уже классическим вопрос: «Камо градеши?» («Куда идешь?»).

Определение В. Ф. Януковичем главного принципа власти — «служение интересам украинского общества и демократического государства», «на поддержку и содействие которого со стороны украинского гражданского общества» он рассчитывает, кажется мечтами, совершенно оторванными от реальной действительности.

Об этом нам напомнил эксперт Европейской Комиссии Жозе Мануель Баррозо, сказав: «Надеюсь, что эти торжества станут поводом и для серьезных размышлений, и для обсуждений уроков, которые мы (как граждане Украины, так и ее партнеры) извлекли на сегодняшний день и заставили нас взглянуть на путь, который лежит перед нами».

На наше стремление «приобщиться к большому европейскому проекту — построению единой Европы на основе ценностей свободы, демократии и права», как «холодный душ» мы получаем ответ: «Украине предстоит подтвердить приверженность основным ценностям, которым обязаны придерживаться все государства — члены ЕС, то есть, принципам соблюдения прав человека, демократии и основных свобод, верховенства права и свободы слова».

Бесспорным итогом этого двадцатилетия является параллельное существование в Украине двух народов — представителей власти всех уровней и не представленных во власти граждан. Между ними пропасть — финансовая, нравственная, мировоззренческая.

Как показывает анализ, отсутствие в Украине четких экономических приоритетов и стимулов, а также развитого гражданского общества, способствуют в дальнейшем затяжному финансово-экономическому кризису. Общеизвестно, что за 20 лет независимости ВВП Украины так и не достиг уровня 1990 года, и составляет немногим более 70 процентов того объема. Внутренний рынок Украины потребляет всего 40 процентов ВВП и фактически находится в состоянии стагнации. Изношенность основных фондов превышает 60 процентов. Структурные преобразования в экономике даже не начаты, а инновационные технологии внедряются только на 10 процентах предприятий.

Если добавить к этому, что отечественный товаропроизводитель не может составить конкуренцию импортным товарам на внутреннем рынке, а в перспективе может и вовсе исчезнуть, то «перспектива» у нас и нашего государства незавидная. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что, отметив 20‑летие независимости, Президент провозгласил одной из важнейших своих задач борьбу с бедностью.

Нужна другая философия бизнеса и управления

Экономика, с неразвитым внутренним рынком, и на 60 процентов зависимая от экспорта, не может быть прогнозируемой. Она обречена на постоянную неопределенность. Делать ставку на углубление экспортно-ориентированной модели экономики самоубийственно. Неужели Правительство этого не понимает? Неужели Верховная Рада — этот современный комитет по делам крупной буржуазии, этого тоже не знает?

Обществу за 20 лет так и не предложена национальная идея, или хотя бы концепция долгосрочного устойчивого развития. А без видения перспективы развития страны, региона, города, даже прагматичные шаги не дадут положительного результата.

Мировая экономика стоит перед фактом необходимости усиления протекционистской политики, а глобализация переходит в стадию многополярности и безполярности, с возрождением самодостаточности национальных экономик. Мир идет по пути экономии и снижения социальных стандартов. Как страна с экспортно-ориентированной экономикой и неразвитым внутренним рынком, мы обречены на перманентные кризисы.

Наша власть, к сожалению, не сделала выводов из 15‑процентного падения уровня ВВП в 2008 году, и не предпринимает никаких мер для реального исправления положения, все еще находясь в плену иллюзий.

Сегодня, наверное, никому не нужно доказывать, что государство, власть не должны надеяться на стихийные «рыночные механизмы». Нужно на всех уровнях анализировать, прогнозировать, планировать, организовывать и регулировать социально-экономические процессы. Что касается бизнеса, то его нужно мотивировать и стимулировать! Но, зациклившись на «разборках» со своими политическими оппонентами, на «укреплении президентской вертикали власти», на переделе собственности, представители правящей когорты так и не поняли, что для модернизации экономики необходимы компромиссы и согласие в обществе, позволяющие сконцентрировать все ресурсы — политические, экономические и социальные — на решении главных задач.

Сегодня невозможно управлять экономикой страны в «ручном режиме» т. к. государственной собственности почти не осталось, а плановая экономика ушла в прошлое. Стержнем социальных реформ должно стать укрепление креативного потенциала населения, и, прежде всего, среднего класса — основы политической стабильности и демократии. Бизнес может эффективно развиваться только в том легальном пространстве, где государство поощряет предпринимательскую инициативу, где существующая судебная система защищает его от произвола власти, и власть борется не с богатством, а с бедностью.

В ЕС уже давно сформирована новая философия бизнеса: он стал социально ответственным законодателем мод, основным инициатором прогресса и признанным общественным авторитетом. Руководствуясь такой философией, бизнес становится основным инвестором в науку, образование, культуру и общественную сферу. Президент Украины, Кабинет Министров, Верховная Рада должны двигаться именно в этом направлении, способствовать этому, а не пытаться «управлять в ручном режиме». Для этого, собственно говоря, они и существуют, ради этого мы, налогоплательщики, их и содержим.

Украина остро нуждается в модернизации экономики и всех сфер общественной жизни. Без такой модернизации и технического перевооружения мы никогда не сможем войти в ЕС, даже будучи ее ассоциированным членом.

Долгосрочная, конструктивная стратегия преобразований предполагает систему решений, которые бы позволяли сформировать реальные предпосылки утверждения инновационно-инвестиционной модели развития экономики, осуществить ее глубокую структурную перестройку, укрепить и развить внутренний рынок, повысить конкурентоспособность экономики.

Так жить нельзя! Люди устали ждать!

Отсутствие четких ориентиров экономических преобразований, стратегии развития страны и региона, а также методик реагирования на кризисные явления на уровне Кабинета Министров дополняется полной дезориентацией на уровне регионов. Анализ основных показателей социально-экономического развития Одесской области за первое полугодие 2011 года это наглядно подтвердил.

За бодрыми рапортами главы ОГА о значительном перевыполнении плана поступления средств в областной и в государственный бюджеты (соответственно, на 29,4 и на 31,9 процентов больше, чем в прошлом году), скрывается, на самом деле, катастрофическое состояние экономики региона.

Источником перевыполнения плана поступлений в указанные бюджеты является вовсе не эффективная работа экономики региона, а рост поступлений таможенных платежей на 40,3 процента. При этом план налоговых поступлений за полугодие перевыполнен всего на 0, 4 процента.

Прирост промышленного производства за полугодие не достиг даже показателя прошлого года (84,7 процента). Та же ситуация — в строительстве (96,5 процента). И лишь в сельском хозяйстве — 101,1 процента. При падении объемов производства в перерабатывающей промышленности на 15,5 процентов, падение объемов производства в пищевой промышленности составило 20,4 процента.

А вот за превышением показателей аналогичного периода прошлого года в сельском хозяйстве (101,1 процента) стоит нечто удручающее. На самом деле сельхозпредприятия области по сравнению с прошлым годом справились с задачами только на 95,5 процентов, но подсобные хозяйства населения дали 104,3 процента. То есть, область выручили пенсионеры и дачники, продающие продукты на рынках и вдоль дорог. Это — не экономика. Это — ее уродства!

Объем производства пищевых продуктов снизился на 20,4 процентов за счет сокращения производства молока и молочной продукции (на 51,3 процента), масла сливочного (на 69,7 процентов), сыров жирных (на 19,3), масла растительного (на 45,5). За отчетные полгода численность поголовья КРС снизилась на 4,3 процента, птицы — на 21. Может ли быть иначе, если инвестиции в основной капитал составляют 75,1 процентов от уровня 2010 года, а модернизация, техническое перевооружение и внедрение инновационных технологий не осуществляются?

Чиновники ОГА заявили «нам не нужны инновации, нам нужны инвестиции», и даже сократили… отдел инноваций. А почему бы и нет? Ведь «товарооборот» в области растет! При этом, объем экспорта за полугодие уменьшился на 32,4 процента и составил $561,6 млн., а объем импорта увеличился на 21 процент и составил $1742, 8 млн. Отрицательное сальдо внешней торговли по области — $1181,2 млн. Так чью экономику мы поддерживаем и развиваем?

Нашим самым значительным достижением является рост средней заработной платы — 16,8 процентов. Не зря же (как сказано на биллбордах, развешенных по всей области) «всемерное повышение уровня зарплаты является приоритетным» для главы ОГА.

В мировой практике (в том числе, и в практике плановой экономики) для роста зарплаты на 1 процент требуется рост объема производства и, соответственно, производительности труда на 3 процента. Но, ничего — инфляция все расставит на свои места… Кстати, инфляция составила 106,6 процентов.

Сухие цифры, приведенные выше, наглядно дополняются закрытыми в области и городе предприятиями, разбитыми дорогами, состоянием жилья и всей инфраструктуры, не ремонтируемыми на протяжении последних 20 лет, жилыми домами с истекшим тоже 20 лет назад сроком проектной эксплуатации, находящимися в постоянном аварийном состоянии внутридомовыми инженерными сетями, перманентно выходящими из строя, ввиду их полной обветшалости, холодными квартирами из-за неэффективной системы отопления, загаженными лестничными клетками и парадными домов с дурно пахнущими мусоропроводами, разбитыми внутриквартальными проездами и тротуарами…

Огромные потери холодной воды с сетях одесского горводопровода (41 процент) и теплоносителя (450‑500 кубометров в сутки) в теплотрассах, с потерей кроме этого еще 30 процентов тепла, регулярные перепады напряжения в электрических сетях, приводящие к выходу из строя наши электробытовые приборы на фоне постоянных угроз отключения всех этих «благ цивилизации», держат людей в состоянии постоянной тревоги, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне. А заявления монополистов о том, что из-за долгов «уже завтра вам отключат отопление, воду, свет, заберут за долги имущество» убивает в человеке личность, превращая его в затравленное существо.

В условиях отсутствия средств к существованию и жизни на грани физического выживания, чувства безысходности и невозможности что-то предпринять для своего спасения, люди приходят в состояние шока. Резко возрастает уровень преждевременной смертности и суицидов. Так жить нельзя! Люди устали ждать!

Вот в таком состоянии сегодня находится население города и области, интересы, которого, как представитель Института гражданского общества, выражает Общественный Совет при ООГА.

Как ликвидировать свою экономику? Нет ничего проще: создать Технопарк, и позвать китайцев!

Ярким подтверждением существующей пропасти между народом и властью является отношение власти к представителям украинского гражданского общества, о которых так торжественно говорит наш Президент. Наша позиция была изложена в конкретных предложениях по развитию области, направленных руководителю ОГА Эдуарду Матвейчуку Общественным Советом при ОГА.

Процитирую письмо, направленное еще в июне этого года в адрес главы ОГА: «В свете поручений Президента В. Януковича о разработке программы реформирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Общественный Совет считает необходимым выйти в КМУ с предложением о возобновлении «пилотного варианта» программы реформ в Одессе и регионе, на основе предложенной нами Программы.

Программа, разработанная для реформирования городского хозяйства, на сегодня является наиболее полной и системной. Ее реализация способна в течении 5 лет коренным образом изменить среду жизнедеятельности города Одессы и качество жизни одесситов. Учитывая то, что на 2012 год в бюджете Украины на реформирование жилищно-коммунального хозяйства выделяется 5 млрд. гривень, целесообразно также получить под реализацию нашей Программы реформ финансовые средства, с тем, чтобы полученный нами опыт в проведении реформ в будущем можно было предложить для всех регионов Украины. Общественный Совет готов привлечь к реализации Программ реформирования городского хозяйства его основных разработчиков и идеологов — Р. Боделана, В. Максимовича, В. Матковского. Параллельно, учитывая насущную необходимость, Общественный Совет готов инициировать разработку Концепции долгосрочного социально-экономического развития региона. В ней должны быть определены основные приоритеты развития Одесчины с учетом регионального фактора за счет проведения структурной перестройки отраслей промышленности, аграрно-промышленного комплекса, используя традиционные геополитические и экономические интересы, в первую очередь стран СНГ и стран Черноморского региона. Разработку стратегии, которая определяет дальнейший путь развития региона, будет осуществлять член Общественного Совета, руководитель Комитета по экономическому развитию, бюджету и финансам, контролю за управлением и использованием имущества и земельных ресурсов, кандидат экономических наук В. Максимович.

Предлагаем Вам, изучив « Концепцию программ реформирования городского хозяйства» и План первоочередных мер по реализации программ реформирования городского хозяйства, дать свои предложения Общественному Совету».

Ответ, полученный на это предложение, отбил желание Общественного Совета что-либо больше предлагать руководству ОГА. Стратегия экономического и социального развития области до 2020 года до сих пор так и не разработана, стратегический план повышения конкурентоспособности и экономического развития тоже отсутствует. Известное выражение о том, что «у капитана, который не знает в какой порт плыть, не бывает попутного ветра», весьма применимо к данной ситуации.

В настоящее время, наряду с «всемерным повышением заработной платы», чиновникам ОГА дано еще одно важнейшее задание — любой ценой привлечь в регион инвестиции.

Для этого «в области реализуется проект создания индустриальных (промышленных) парков на территории Ивановского, Любашевского и Коминтерновского районов. Создано коммунальное предприятие «Управляющая кампания индустриальных (промышленных) парков», проведена встреча с инвесторами, создана и действует рабочая группа по вопросам подготовки необходимых документов для подписания инвестиционного договора. Совместно с Институтом проблем рынка осуществляется разработка Концепции создания индустриальных парков в Одесской области». Это — из справки ОГА об итогах социально-экономического развития Одесской области за январь-июнь 2011 года».

Как показал анализ, вариант создания Технопарка в Одесской области, предложенный ОГА, с точки зрения экономической выгоды региона и перспективы его развития — абсолютно «сырой». Фактически предлагается передать китайцам тысячи гектаров территории под производство «ширпотреба». Даже если там будет сотня рабочих мест для жителей области, это не позволит решить главную задачу, стоящую перед регионом — рост его экономического потенциала и, как следствие, улучшение социально-экономического положения людей (для чего, собственно, и создаются различные СЭЗ и Технопарки). Созданные распоряжением главы ОГА индустриальные парки в Ивановском, Любашевском и Коминтерновском районах, с той идеологией, которая заложена в них их создателями, нанесет большой вред экономике региона, т. к. окончательно уничтожит нашу легкую и перерабатывающую промышленность.

Ожидая подписание договора ЕС с Украиной об ассоциированном членстве, китайцы перенесут часть своего традиционного производства в Украину. Под маркой «Сделано в Украине», эти товары пойдут в Европу в обход таможенных барьеров, созданных ЕС специально для китайского импорта. А близость производства к границам Европы и дешевизна нашей рабочей силы, умноженная на отсутствие налогов, сделает данную продукцию сверхконкурентоспособной на рынках Европы. Наш же внутренний рынок данная продукция завалит полностью, что приведет к ликвидации нашего отечественного товаропроизводителя. В дальнейшем «ползучая экспансия Китая» приведет Украину к большим проблемам с ЕС, который вынужден будет ввести жесткие санкции по защите своих рынков. Все товары из Украины в легко обозримом будущем ожидают жесткие санкции и торговые барьеры. Круг замкнется. Мы окажемся в изоляции и в условиях «перманентных торговых войн» с Евросоюзом.

Мы просто обязаны одновременно развивать три вида экономики!

Не хочется прогнозировать демографическую перспективу Одесчины, чтобы не вызвать критику «интернационалистов», но вынужден. Не секрет, что для работы на современном производстве необходима рабочая сила с высоким уровнем подготовки. При том, что в стране — дичайший уровень безработицы, рабочие высокой квалификации по ряду специальностей остро дефицитны. Но в перспективе и они исчезнут, т. к. существующие ГПТУ их не готовят. Значит, нас поставят перед необходимостью завоза рабочей силы из-за пределов Украины. Для этого в зонах Технопарков будут строить социальное жилье, инфраструктуру… Через 25 лет мы окажемся в ситуации Англии, Франции, Германии, Голландии, Италии, которые после Второй мировой войны привлекли рабочую силу из бывших колоний. Для справки: в Берлине проживает около 2 млн. турок, в Лондоне — 2.5 млн. пакистанцев, индусов, в Париже — 2 млн. марокканцев, алжирцев, турок… Все они — граждане этих стран, но живут по своим традициям и менталитету. Стоит ли напоминать о недавних межэтнических столкновениях в Лондоне и Париже? Вы хотели бы пожелать своим детям лет, этак, через двадцать познакомиться с этой проблемой? Я бы — не хотел…

А теперь — как надо бы создавать и СЭС, и Технопарки, и Территории Приоритетного Развития… Нужно хорошо отдавать себе отчет в том, что мы просто обязаны одновременно развивать три вида экономики: индустриальную, постиндустриальную и информационную. Общеизвестно, что для индустриальной экономики главный продукт — товар, для постиндустриальной — услуга, для информационной — идея. Для развития наших традиционных отраслей необходима модернизация, техническое и технологическое переоснащение производства, в т. ч. металлургии, самолето- и ракетостроения, турбин, агропромышленного комплекса, легкой промышленности… Для развития производств постиндустриальной экономики необходимо стимулировать развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий, выпуск продукции электроники, биотехнологий, выращивание монокристаллов, разработок программного обеспечения и систем управления. В основе информационной экономики лежат наука и творчество. Это требует серьезного государственного субсидирования, позволяющего создать собственный сегмент информационной экономики. Все это должно безусловно базироваться на инновации — внедрении всего нового и прогрессивного.

В США создавали первые Технопарки именно исходя из этих критериев. Сегодня мы их знаем как «Силиконовую долину». Китайцы 25 лет назад в условиях социализма и плановой экономики создали Свободные Экономические Зоны, тоже исходя из этих принципов. Китайская экономика сегодня занимает второе место в мире и по темпам развития бьет все рекорды. Стоит ли вспоминать Японию, не имеющую собственных ресурсов или Южную Корею, до 1954 года представлявшую собой аграрную страну? Надо ли вспоминать «Южно-азиатских тигров»?

Посещали ли подобные мысли главу ОГА при подписании документов о создании Технопарков? Какие приоритеты и для каких производств предусмотрены в документах, регламентирующих деятельность Технопарков и «отбор» инвесторов, которых мы хотим привлечь? Какая экономическая и социальная выгода от деятельности данных систем для страны в целом, Одесской области и ее граждан, в частности? Создан ли «мозговой центр» при ОГА из ведущих специалистов в этой сфере деятельности — центр, который мониторил бы и контролировал развитие Технопарков? Эти вопросы повисают в воздухе.

А почему не создать Технопарк, прежде всего, в Одессе на базе имеющихся производственных мощностей ряда заводов и на основе инновационно-инвестиционного плана? Кстати, такое предложение в свое время было подано Одесскому городскому голове Р. Боделану еще в 2004 году, затем, в декабре прошлого года, — новому мэру А. Костусеву, и остается актуальным сегодня.

Вот выдержка их служебной записки 2004 года: «Основная философия Технопарка в Одессе заключается в том, что, создав его, город становится субъектом экономических, инновационных отношений, а не только пассивным получателем налогов и сборов. Учитывая отсутствие каких-либо поступлений в бюджет города от существующей в порту Одесса СЭЗ, а также предстоящее ее закрытие в соответствии с готовящимся решением Верховной Рады, создание в Одессе Технопарка, становится очень актуальным. В соответствии с мировой практикой, Одесский Технопарк может иметь несколько обособленных территорий в городе (например, не используемые новые цеха ОАО «Краян», «Автосборочного» завода, НПО «Кислородмаш», НПО «Холодмаш», з-да «Большевик», НПО «Промсвязь», з-да «Радиалка», Судоремонтного завода №2…). Согласно данной идеи, Одесский городской совет выступает соучредителем Технопарка и участвует в управлении как член консорциума (соучредителями Технопарка могут быть: Торговая палата, иностранные и украинские предприятия, научно-исследовательские организации, Одесский порт, Одесская СЭЗ, различные украинские и иностранные банки). При этом, вступление Одесской СЭЗ в Технопарк г. Одессы позволяет сохранить ее от ликвидации, практически оставив все льготы, что переводит «мечту о получении в бюджет города двух долларов с каждой тонны перегруженного в порту Одесса грузов» во вполне обоснованную экономически и юридически реальность.

Разработчики и идеологи ассоциации «Технополис Галаца» профессор Каху Гела и профессор Виорел Мунтяну готовы оказать Одессе помощь в разработке документов по программе «Одесский Технопарк» (есть предварительная договоренность с ними, как нашими коллегами по Международному Черноморскому клубу.) Более того, первым большим заказом для «Одесского Технопарка» может стать выпуск установок по выработке электроэнергии на базе солнечных батарей. В Одессе опытный образец такой установки успешно испытан, и может быть запущен в производство. С учетом более низкой стоимости аналогичных установок, произведенных на предприятиях Одессы, при сопоставимых технических показателях, возможна поставка больших партий в Балканские страны».

Обратите внимание, когда об этом шла речь. Семь лет минуло. Как много бы преобразилось и в стране, и в городе, и в области, если бы политика центра не тянула и отбрасывала нас назад, а политика регионов не превращалась в местечковую, хуторянскую! Но, увы, «маємо те, що маємо»…

Мне больно об этом говорить, но еще больнее все это наблюдать, не имея возможности повлиять на ошибочные и непродуманные действия как со стороны ОГА, так и со стороны Одесского горсовета.

Автор: Владимир Максимович, член Общественного Совета при ОГА, кандидат экономических наук, экс вице-мэр Одессы


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.097
Перейти на повну версію сайту