ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Мне казалось, что я нахожусь в какой-то фашистской больнице…»
25.09.2011 / Газета: Час пик / № 38(542) / Тираж: 5000

Оказывается, в нашей стране строгое соблюдение законов может иметь такие же катастрофические последствия, как и несоблюдение оных…

Для районных властей принципиальность местной санэпидстанции стала шоковой терапией без «наркоза». По мнению одного из руководителей РГА, действия врача СЭС можно охарактеризовать известной поговоркой: «Заставь… Богу молиться — он и лоб расшибет». С той лишь разницей, что из-за подобного усердия пострадали «лбы» множества людей, которые абсолютно ни в чем не виноваты.

В Рени эта новость моментально стала местной сенсацией: роддом закрывают! Причем, поводом для громкого общественного резонанса послужил не столько сам факт, сколько причина закрытия: мол, с недавних пор в районной санэпидстанции работает шибко принципиальный врач-эпидемиолог, который при обследовании роддома придрался к тому, что полы там покрыты не кафельной плиткой, как положено по инструкции, а линолеумом. И хотя лабораторные пробы (смывы) дали отрицательный результат — СЭС не обнаружила в роддоме потенциально опасной микрофлоры, — она все равно потребовала прекратить его работу. На ситуацию не смог повлиять даже глава Ренийской райгосадминистрации Дмитрий Макосий, публично раскритиковавший «шибко принципиального» специалиста санэпидстанции и заявивший, что тот «не с того начинает свою деятельность».

«Это упрощенная бабская версия»

Естественно, в первую очередь мы обратились за комментарием к главному виновнику скандала — заведующему эпидемиологическим отделом Ренийской районной СЭС В. Рупалову.

— Слухи о том, что я придрался к линолеуму, и именно из-за него решил закрыть роддом — это упрощенная «бабская» версия, призванная выставить работников санэпидстанции дураками и бездушными бюрократами, — говорит Валентин Алексеевич. — На самом деле в родильном отделении Центральной районной больницы зафиксирован целый ряд нарушений санитарного законодательства и инструкций Министерства здравоохранения, на которые уже нельзя было закрывать глаза. И, поверьте, отсутствие на полу кафельной плитки — далеко не самое серьезное из этих нарушений. Однако я хочу начать с того, что обследование роддома проводилось не по инициативе СЭС — нас туда пригласило руководство больницы. В июле текущего года в родильном отделении ЦРБ завершился ремонт, после чего главный врач больницы Степан Иванов направил в санэпидстанцию официальное письмо с просьбой согласовать начало работы обновленного роддома. Кстати, это стандартная процедура.

В итоге мною был составлен Акт санитарно-эпидемиологического обследования родильного отделения от 1‑2 августа 2011 года. Приведу лишь несколько фрагментов этого документа. Цитирую языком оригинала. «Мікробіологічний моніторинг з визначенням внутрішньолікарняного штаму не проводився і не проводиться, що є порушенням вимог наказу МОЗ України від 10.05.2007 р. №234. Профілактичні щеплення проводяться в окремій кімнаті БЦЖ, не обладнаній згідно наказу МОЗ України від 31.12.2010 р. №1095. Холодильник, в якому зберігались ІБП (вакцина БЦЖ і ВГВ) у незадовільному стані, температурний режим по технічним причинам не витримувався. Після мого втручання вакцина була перенесена в інший холодильник.

...18‑19.07.2011 р. проведено генеральне прибирання всіх приміщень і обладнання з використанням деззасобів. 20.07.2011 р. силами фахівців бак. лабораторії райСЕС було проведено лабораторне обстеження пологового відділення з відбором проб: відібрано 48 змивів на сан. показну мікрофлору, результати негативні. Дослідження на стерильність, відбір проб повітря, дезрозчини і деззасоби на % АДР не проводились. Хімтести в паровому і сухоповітряних стерилізаторах не проводились. Перевірити обстеження медичних працівників на наявність патогенного стафілокока неможливо. Не вдалося перевірити: наявність і запас акушерських і гінекологічних мед. інструментів; кількість і асортимент антисептиків; засобів індивідуального захисту медперсоналу, в тому числі одноразових марлевих масок; одноразових шприців, систем, катетерів і шовного матеріалу; систему обліку і утилізації одноразових шприців і систем; вимоги наказу МОЗ України від 12.03.2010 р. №221 „Про затвердження методичних рекомендацій „Очищення, дезінфекція та стерилізація наркозно-дихальної апаратури»; наявність дитячих пелюшок; терміни метрологічної повірки стерилізаційного обладнання».

Кроме того, условия в роддоме не соответствуют ряду требований Санитарных правил и норм 5179‑90 (СанПиН).

Перечисленные нарушения были признаны существенными, и 5 августа т. г. СЭС вынесла постановление о временном запрете на эксплуатацию родильного отделения ЦРБ. Решение вступило в силу 5 сентября, то есть, санэпидстанция дала руководству больницы месяц для устранения выявленных недостатков. При этом все прекрасно понимали, что за месяц просто невозможно выполнить столь масштабную задачу…

Вот такая «рабочая ситуация»

По словам В. Рупалова, жесткое постановление СЭС вынудило администрацию ЦРБ разработать и утвердить в райгосадминистрации план мероприятий по приведению роддома в соответствие с нормами санитарного законодательства. В этом плане предусмотрены меры, рассчитанные как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективы (вплоть до 2012‑2013 годов); более того, они касаются не только родильного отделения, но и больницы в целом.

Долгосрочная перспектива — это, конечно, хорошо. А что же будет с роддомом сейчас? Можно ли выйти из создавшейся ситуации с наименьшими потерями для местной медицины, а, значит, и для населения? Отвечая на эти вопросы, заведующий эпидемиологическим отделом санэпидстанции вновь вернулся к принципу «как должно быть». А должно быть так. После устранения недостатков руководству ЦРБ надлежит опять обратиться в СЭС с просьбой о проведении лабораторных исследований внешней среды роддома, медперсонала и т. д. (такой объем работы может занять до 10 дней). Затем санитарная служба обязана составить Акт повторного обследования медицинского учреждения, и если замечаний не будет, СЭС должна разрешить дальнейшую эксплуатацию родильного отделения.

— Временное закрытие роддома — это не ЧП, а рабочая ситуация, — сказал в заключение В. Рупалов. — Надо понимать, что санэпидстанция отвечает за здоровье беременных женщин и их будущих детей ничуть не меньше, чем персонал больницы. Как бы то ни было, последнее слово в решении вопроса остается за областной санитарной службой.

Для районных властей принципиальность местной санэпидстанции стала шоковой терапией без «наркоза». По мнению заместителя главы Ренийской РГА Ивана Стадникова, действия врача-эпидемиолога можно охарактеризовать известной поговоркой: «Заставь… Богу молиться — он и лоб расшибет». С той лишь разницей, что из-за подобного усердия пострадали «лбы» множества людей, которые абсолютно ни в чем не виноваты.

— Если следовать логике этого «законопослушного» специалиста, то надо закрыть половину всех бюджетных учреждений, — возмущается И. Стадников. — Действительно, существующие нормы и правила зачастую не соблюдаются, но это объясняется не халатностью тех или иных должностных лиц, а недостаточным финансированием. Да, наш роддом не является типовым помещением — он занимает часть основного здания ЦРБ. Однако в свое время такое размещение было согласовано на уровне облздрава и облсанэпидслужбы, сохранилась соответствующая документация с подписями вышестоящих чиновников. Но вот приходит районный проверяющий и заявляет: не положено! Хуже того, чтобы удовлетворить его требования, необходимо осуществить перепланировку и реконструкцию роддома! Но сегодня это нереально. Нужно либо вообще его закрывать, либо строить новый.

А между тем наше родильное отделение давно славится как одно из лучших в области. Если даже и есть недостатки, СЭС, на мой взгляд, могла бы ограничиться предписанием. Тем более что райсовет и райгосадминистрация готовы выделить роддому дополнительные средства в следующем году. Уже сейчас идет активная работа по устранению выявленных нарушений. Минимальная цена вопроса — 200 тысяч гривень. Таких денег у нас сейчас нет. Тем не менее, мы изыскали 40 тысяч гривень. Очевидно, придется отказаться от запланированного ремонта врачебной амбулатории в селе Плавни на сумму 30 тысяч — эти деньги будут перенаправлены на роддом.

Вот такая драматическая история. Оказывается, в нашей стране строгое соблюдение законов может иметь такие же катастрофические последствия, как и несоблюдение оных…

И все же трудно согласиться с высказыванием В. Рупалова о том, что закрытие роддома — «не ЧП, а рабочая ситуация». Слышал бы он, какими словами «комментировали» эту «позицию» беременные женщины и их мужья! И они абсолютно правы. Что остается потенциальным мамам в случае торжества формальной правоты сотрудника СЭС? Ездить рожать в другие города, преодолевая десятки, а то и сотни километров по убитым дорогам? Это уже не СЭСовский, а какой-то, извините, «эСЭСовский» подход.

Очередной шаг к оптимизации и сокращению нашей и без того убогой медицины?

Необходимо отметить, что общественное мнение в данном случае оказалось, мягко говоря, не в пользу санэпидстанции. Позволим себе процитировать откровенный рассказ, который разместила на одном из местных интернет-форумов ренийский юрист Нина Злати в духе «проверено на себе».

«Принципиальность в работе — это похвально. Сама такая, — пишет молодая мама. — Однако хочу поделиться впечатлениями как женщина, побывавшая в нашем так называемом роддоме, переведенном в отделение гинекологии после «наезда» со стороны СЭС… Эпидемиолог утверждает, что его беспокоит здоровье беременных женщин и будущих детей. Замечательно. Но создавшаяся ныне ситуация, когда женщины рожают в неприспособленном помещении, порождает еще худшую ситуацию. Пусть меня простят врачи-гинекологи (не виню никого), но я лично пострадала от такой принципиальности.

Начну сначала: поступила я в роддом, меня поместили в переделанную под предродовую палату. Сразу же удивил беспорядок: было видно, что «дислокация» временная, инструменты были сложены так, чтобы их в любое время можно было отнести в настоящий роддом. Родзал также был переделан и производил впечатление временного. Можете представить себе, что такое «временно» в подобных учреждениях! В узких коридорах находились кушетки, на которых располагались инструменты и другие «запчасти». Женщины с новорожденными находились в палатах, тоже неприспособленных для этого: лето, жара, окна открыты, мухи и другие «пернатые».

Так сложилась ситуация, что мне сделали операцию. Ее последствия были достаточно тяжелы — инфекция (подробности опускаю), лечение продолжалось почти месяц. Думаю, что в настоящем роддоме никаких осложнений не было бы… Не говорю уже о бедных женщинах, которые проходили лечение в гинекологии. Им пришлось потесниться: из зала ожидания сделали палату, поставили койки. Из помещения, где обрабатывали инструменты и где проходят по стенам ужасные канализационные трубы, тоже «соорудили» палату. Сама в ней лежала. Ощущения непередаваемые! После всех болезненных экзекуций еще и такая палата: кровати панцирные, будто из музея взяли. Мне казалось, что я нахожусь в какой-то фашистской больнице, и надо мной будут проводить опыты.

У меня вопросы к принципиальному эпидемиологу: Санитарные нормы и правила (СНиП) в этой ситуации нарушены или нет? Все соответствовало инструкции? Хорошо ли было больным, роженицам, новорожденным и медперсоналу? А нет ли подтекста у такой принципиальности? Может, это очередной шаг к оптимизации и сокращению нашей и без того убогой медицины?».

Ситуация с ренийским роддомом — далеко не единичный случай. И, конечно, совсем не уникальный. Напротив, это совершенно типичное явление для современной Украины, где бюджетные учреждения прочно ассоциируются со словом «нищета». Если что-то и уникально в нашем государстве, то это — само государство. Парадокс: именно оно, государство, принимает законы, инструкции, нормы и правила, и оно же практически отказывается создавать условия для их соблюдения! Общеизвестно, что выполнение санитарных, противопожарных, технологических и прочих норм финансируется зачастую по остаточному принципу, а посему при желании можно закрыть половину школ, больниц, детсадов, музеев и т. д. Вот только государство тем самым ставит «неуд» самому себе, превращая собственных граждан в заложников хронической «державной неуспеваемости».

Автор: Андрей Потылико


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту