ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Юрий МАСЛОВ: «Областной бюджет — это машина, которая не стоит на месте»
28.09.2011 / Газета: Деловая Одесса / № 38(429) / Тираж: 16000

Позади восемь месяцев 2011-го финансового года — года, безусловно, непростого, требующего от государственных чиновников, в условиях постоянного дефицита денежных средств, максимально бережного подхода к расходованию бюджетных денег. Чего удалось достичь, с какими проблемами пришлось

столкнуться, — об этом разговор «Деловой Одессы» с Юрием МАСЛОВЫМ, председателем постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета, финансово-экономической политики и банковской деятельности Одесского областного совета...

— Юрий Константинович, в утвержденном бюджете Одесской области на 2011 год был установлен общий объем доходов в сумме 3193890,0 тыс. грн. и общий объем расходов в сумме 3195725,0 тыс. грн. По сравнению с прошлым годом смета была увеличена более чем в полтора раза, и она планировалась почти бездефицитной. Что показали итоги первого полугодия?

— По итогам нескольких внесенных изменений на сессиях областного совета, доходная часть областного бюджета даже была увеличена, и по итогам I полугодия 2011 года составила 3 734 355,4 тыс грн., а общий объем расходов запланирован в суме 3 382 915,6 тыс. грн, из которых фактически за 6 месяцев поступило 1 776 325,0 тыс. грн., выполнение — 47,6%.

Действительно, к сожалению, есть небольшой дефицит. Но, как мы видим, объем поступлений за первое полугодие дает нам надежду рассчитывать на то, что до конца года выполнение бюджета будет стопроцентным.

— Какова общая сумма поступлений в бюджет Одесской области за 6 месяцев?

— Еще в июле текущего года председатель Одесской областной администрации Эдуард Матвийчук отметил, что за 6 месяцев 2011 года в общий бюджет Одесской области поступило 10 млрд. гривен. Для сравнения, за весь 2009 год в бюджет поступило 12 млрд. гривен, то есть, темп роста составил 30%. Всего в текущем году область ожидает получить в бюджет 20 млрд. гривен, что в два раза больше, чем в 2010 году.

— Известно, что основными источниками поступлений в бюджет являются налоги, сборы и другие платежи. Как идет работа в этом направлении?

— По итогам выполнения областного бюджета за I полугодие 2011 года, из запланированного объема налоговых поступлений в областной бюджет в размере 735 471,9 тыс. грн. составил 355 340,2 тыс. грн., что составляет 48,3% от запланированного объема. Это довольно таки неплохой показатель, который дает надежду, что плановый объем поступлений от налогов и сборов до конца года будет выполнен.

— Какие источники в большей степени формируют доходную часть областного бюджета?

— Естественно, основными источниками наполнения областного бюджета являются официальные трансферты. Они состоят из дотаций и субвенций из государственного бюджета, запланированных в первом полугодии в объеме 2 797 190,9 тыс. грн., из которых по итогам выполнения бюджета поступило 1 324 585,6 тыс. грн. или 47,4% от запланированного объема. Вторым не менее важным источником, хоть и не в таком большом объеме, можно назвать налоговые поступления, о чем было сказано ранее.

— В начале года Кабинет министров Украины обещал выделить около 100 млн. грн. гривен на строительство и ремонт дорог, 76 млн. грн. на достройку восьми школ, профинансировать возведение нового Дворца спорта в Одессе и другие амбициозные проекты областной власти. Насколько это стало реальным?

— Действительно, на ремонт дорог из Государственного бюджета Украины Одесской области в этом году было выделено 112 000,0 тыс. грн., которые на сегодняшний день практически в полном объеме освоены, ведь эти деньги были выделены в основном на погашение долгов 2010 года.

Что касается строительства школ, то в этом году за счет совместных усилий областного и государственного бюджетов были достроены и введены в эксплуатацию три школы. До конца года планируется еще три (Немировская — Балтского района, Лиманская — Ренийского района, Ганновская — Тарутинского района). Кроме того, из госбюджета выделены деньги, как говорится, на перспективу, — в объеме 35,3 млн. грн. на окончание строительства школ, которые планируется вводить в эксплуатацию, начиная с 2012 года.

— Как Вы можете охарактеризовать расходы областного бюджета за первое полугодие текущего года?

— Приоритетными статями, которые финансируются из областного бюджета, являются защищенные статьи.

За первое полугодиельвинуюдолю расходов областного бюджета составили такие статьи как здравоохранение (239 202,0 тис. грн.), образование (202682,3 тис.грн.) строительство (77 605,7 тыс. грн.), социальная защита (48 563,5 тыс. грн.).

Ну, и естественно, прямые дотации городам и районам области, которые планово поступают из государственного бюджету в доходную часть областного бюджета и максимально быстро перечисляются в местные бюджеты.

Кроме того, мы не забываем и о капитальных расходах. На эти цели непосредственно из областного бюджета развития в I полугодии были предусмотрены средства в объеме 182 507,4тыс. грн., из которых, по итогам полугодия, профинансировано 52 574,5 тыс. грн. или 27,9% от общего объема.

— Как происходит корректировка областного бюджета на протяжении года?

— В случае необходимости внесения изменений и дополнений в областной бюджет на текущий год (перевыполнение областного бюджета, образование свободного остатка средств, необходимость перераспределение средств между статьями и внутри них, и т.д) областная государственная администрация в лице Одесского главного финансового управления на основания предложений от главных распорядителей средств как субъект внесения готовит и подает на рассмотрение областного совета проект решения областного совета о внесении изменений и дополнений в областной бюджет Одесской области на 2011 год.

Могу сказать, что областной бюджет — это машина, которая не стоит на месте и требует постоянной корректировки. Поэтому вопрос о внесении изменений в бюджет возникает довольно-таки часто.

— 26 августа состоялась VII сессия Одесского областного совета, на которой были внесены изменения в областной бюджет на 2011 год, а также целый ряд программ. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этих изменениях?

— Согласно изменениям в областной бюджет на 2011 год, были распределены дотации и субвенции из государственного бюджета, а также перераспределены собственные средства. Я бы выделил следующие основные направления:

— на целевую адресную помощь малообеспеченным — 1 млн. грн;

— на медикаменты (гемодиализ) медицинским учреждениям областного

подчинения — 1 млн. грн.;

— на профилактику заболеваний туберкулезом — 1 млн. грн.;

— на функционирование учреждений здравоохранения — 5 мл н. 531 тыс. 200 грн.;

— на установление пожарной безопасности в домах-интернатах областного подчинения — 500 тыс. грн.;

— на выделение материальной помощи ветеранам войны — 800 тыс. грн.;

— на мероприятия в сфере культуры

— 630 тыс. грн.;

— на перераспределение расходов на программу стабилизации и развития

животноводства — 4 млн. грн.;

— на создание регионального ресурса продовольственного зерна— 1 млн. 500 тыс. грн.

Хочется отметить и тот факт, что в течение года из средств областного бюджета на объекты, находящиеся в городе Одессе, выделено 94 млн. грн., из них 30 млн. грн. — это субвенции по ремонту дорог.

— У читателей может сложиться впечатление, что в плане выполнения областного бюджета в этом году дела обстоят просто замечательно. Что, по Вашему мнению, не удалось сделать в полном объеме?

— Действительно, ряд проблем пока решить не удалось. Прежде всего, это касается ликвидации задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 июля, общая задолженность по выплате заработной платы по региону составляла 24,9 млн. грн. Но до конца года мы планируем сократить ее до 20 млн. грн.

Также одна из главных наших задач — это легализация заработной платы. Сегодня у нас не сходится баланс доходов и расходов. Неслучайно входе контрольно-проверочной работы подразделениями налогообложения физических лиц в течение января-августа 2011 года выявлено 146 фактов нарушения налогового законодательства по вопросу выплаты заработной платы в «конвертах». Из-за этого бюджет области ежемесячно недополучает миллионы гривен.

Острой проблемой остается создание новых рабочих мест. Еще в начале года отмечалось: чтобы областной бюджет пенсионного фонда был бездефицитным, необходимо создать 120 тысяч рабочих мест и поднять среднюю заработную плату по области до 2,5 тыс. грн. Пока эту проблему решить не удалось. Сегодня уровень безработицы в Одесской области составляет порядка 6,6% среди населения в возрасте 15-70 лет. По показателю создания новых рабочих мест среди экономически активного населения Одесская область занимает 22 место в Украине.

Не выполняется также план по отчуждению собственности территориальных обществ, сел, поселков, городов области, которые запланировано приватизировать в текущем году. Это связано, прежде всего, с тем, что предложенные к отчуждению объекты не имеют должного спроса и предложенная за них сумма средств не отвечает плановым показателям.

Таким образом, существует риск невыполнения данного плана поступлений и до конца текущего года. Это, в свою очередь, может привести к недофинансированию работ на объектах социально-культурного назначения области, ведь основным источником поступлений в областной бюджет развития являются средства, именно полученные от отчуждения имущества общей собственности территориальных обществ, сел, поселков, городов области.

Вместе с тем, еще одним источником поступлений, который мог бы стать основным в части наполнения областного бюджета, является поступление от работы коммунальных предприятий. Но так случилось, что большинство из них вместо того, чтобы самим получать прибыль, обеспечивать наполнение областного бюджета и самостоятельно себя удерживать (что и было основной целью их создания), на сегодняшний день просят фин-поддержку областного бюджета и не могут заработать даже на свое содержание, не говоря уже о наполнении бюджета.

Так, с целью исправления данной ситуации, вопросы эффективной работы коммунальных предприятий неоднократно выносилось на рассмотрение постоянной комиссии областного совета по вопросам бюджета, финансово-экономической политики и банковской деятельности. Действительно, после этого стали появляться некоторые незначительные позитивные сдвиги. Но мы не останавливаемся на достигнутом, и дальше совместно с управлением областного совета по имущественным отношениям проводим работу по решению данной проблемы.

Что касается невыполнения плановых поступлений по уплате за лицензию оптовой торговли алкоголем и табаком, то данная ситуация связана с тем, что ежегодные плановые показатели поступлений за получение лицензий берутся в среднем за три предыдущих года. А в таком случае нет стопроцентной гарантии выполнения плана в текущем году, как и в прошлый период.

Кроме того, невыполнение плановых поступлений также связано с уменьшением количества желающих получить такую лицензию в текущем году, на что, скорее всего, влияет и то, что увеличилась плата за ее получение.

Однако стоит подчеркнуть главное — областная администрация прилагает много усилий для того, чтобы решить все наболевшие вопросы.

Автор: Александр МЕЛЬНИК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту