![]() |
|
![]() |
![]() |
ТОП-новостью последней недели — да что там недели, скорее всего уже и года, — безусловно, стали нашумевшие события конца прошлой недели, когда, ЯКОБЫ «за экономическое преступление» был задержан не кто иной, а сам вице-мэр Одессы. Попутно десант правоохранительных органов из Киева задержал начальника КП «Побережье» Олега Кухтея и депутата Одесского городского совета Олега Гоцуляка.
В четверг, 22 сентября, как обычно говорят—«ничто не предвещало беды». Одесская мэрия жила своей обычной жизнью — правда, за исключением небольшого нюанса. Так получилось, что именно в тот день мэр Одессы Алексей Костусев и его первый зам Сергей Черненко находились в Киеве, а обязанности городского головы на время их отсутствия впервые исполнял другой зам, Николай Ильченко, что в дальнейшем придало особую пикантность ситуации.
Днем в кабинет и. о. мэра зашли товарищи с холодными сердцами и твердым взором, после чего закрылись в кабинете у Николая Ильченко и больше его оттуда не выпустили — лишь в 12 часов ночи, через черный ход и с «по-, четным эскортом» правоохранителей.
Кто же «такой Николай Ильченко? До появления в нашем городе в ноябре 2010 года о нем одесситы и знать не знали. Позднее выяснилось, что он работал с мэром Одессы Алексеем Костусевым в Антимонопольном комитете и одно время занимал должность руководителя Киевского территориального отделения AM КУ. Все это время он жил в Киеве и в одном из интервью признался, что в Одессе до своего назначения на столь высокий пост был всего один раз в студенческие годы.
Николай Ильченко занял в мэрии место экс-вице-мэра Вахтанги Убирии — курировал транспорт, экологию и прибрежную зону.
«ЧИСТЫЙ» ЧЕТВЕРГ
Всю вторую половину дня 24 сентября в кабинете Николая Ильченко проводился обыск — кроме выемки документов, правоохранители даже разбирали потолки. Ближе к вечеру к вице-мэру была вызвана бригада «скорой помощи», которая зафиксировала у него недомогание, повышенную температуру и признаки ОРЗ.
Кстати, когда вести о крупном задержании распространились по городу, к мэрии подъехали несколько десятков депутатов — в частности, «регионалы», «родинцы» и отдельные представители других фракций.
Ближе к полуночи все наконец-то разрешилось — депутаты и десятки журналистов разъехались по домам, а уже утром стало известно, что задержанный вице-мэр Одессы находится в Лукьяновском сизо г. Киева — в том самом, уже практически «элитном», где нынче сидят Юлия Тимошенко и Юрий Луценко. Туда доставили и задержанного по этому же делу директора КП «Побережье». На следующий день, 24 сентября, киевский суд избрал для обоих меру пресечения—2 месяца в сизо.
ЗА ГЛАВНОГО — РУБЛЯ
Тем временем на следующий день после задержания вице-мэра, в пятницу, по городу поползли разнообразные слухи — ряд СМИ, включая агентство «Интерфакс», назвали подозреваемыми по этому делу также двух других вице-мэров Одессы — Александра Орлова и 1 -го вице-мэра Сергея Черненко. «Интерфакс» со ссылкой на свои источники утверждал, что их не задержали лишь потому, что обоих в тот момент не было в Одессе.
Пресса поспешила «отправить» их в бега за границу, но позднее управление информации сообщило, что Александр Орлов находится в отпуске, а Сергей Черненко — с рабочей поездкой в Киеве и что оба скоро вернутся на рабочие места.
Следующий день после задержания Николая Ильченко и других фигурантов этого дела отличался определенной нервозностью в мэрии. Интриги добавило управление информации, объявившее во второй половине дня пятницы, что в связи с командировкой мэра в Киев городом управляет заместитель мэра по вопросам ЖКХ Николай Васильевич Рубля.
ПОДСТАВА
Безусловно, чиновники сразу стали гадать, кто же подставил руководство Одессы, выдвигались и самые экзотические версии. Однако уже через несколько дней все стало на свои места. Выяснилось, что толчком для задержания вице-мэра стало заявление депутата городского совета Павла Серебреника.
Имевший несколько судимостей, которые, впрочем, в 2005 году Малиновским районным судом Одессы были погашены, Павел Серебреник был замешан и в других скандалах. Именно с его именем связывают задержание двух высокопоставленных милицейских начальников города, которым депутат сам дал взятку и сам же их и «сдал». Кстати, даже с фракцией ПР, членом которой он является, у него, говорят, весьма сложные отношения. Да и сидит в сессионном зале он отдельно от членов своей фракции.
И вот в понедельник, 26 сентября, Павел Серебреник сам созвал пресс-конференцию, дабы объяснить, как и почему всё произошло — в его
версии, разумеется. Отметим, правда, что пустил на свой брифинг он далеко не всех журналистов — в частности, нескольким телеканалам, ранее высказывавшим в своих сюжетах критическое отношение к нему, в этом праве было отказано.
На пресс-конференции Павел Серебреник представил документ — постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Олега Кухтея и Николая Ильченко, подписанное следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины, юристом 1-го класса В. Хоменко. Как записано в документе, «в ходе досудебного следствия установлено, что в конце июля 2011 года Кухтей О.Р., который работает на должности директора КП «Побережье», предложил представителю ООО «Сервис связь плюс» Серебренику П. В. заключить с Одесским городским советом договор аренды части пляжа на побережье Черного моря по адресу: г. Одесса, 10-я станция Большого Фонтана, между траверсом № 4 и боной № 4а. Выслушав предложение Кухтея О.Р., Серебреник П.В. пообещал обсудить его с руководством ООО «Сервис связь плюс» и сообщить о принятом решении позже. В конце июля 2011 года Серебреник П. В. встретился с Кухтеем О. Р. в помещении кафе «Аквамарин», где сообщил о заинтересованности руководства ООО в заключении указанного договора аренды. Кухтей О.Р., действуя умышленно, из корыстных мотивов, вступив в предварительный сговор с заместителем городского головы Ильченко Н.С., выдвинул Серебренику П. В. требование о передаче им поэтапно взятки в размере 25 тысяч долларов США».
По словам Павла Серебреника и согласно постановлению, Кухтей «по полочкам» разложил эту сумму — мол, 3 тысячи долларов — взятка за регистрацию договора о сотрудничестве, 9,5 тысячи долларов — за подготовку и проведение конкурса по аренде части пляжа, 12,5 тысячи долларов — за подписание договора аренды сроком на пять лет. Олег Кухтей, как записано в документе, сообщил Павлу Серебренику, что «большую часть указанных денежных средств он передаст в качестве взятки заместителю городского головы Ильченко Н. С. за гарантирование победы ООО «Сервис связь плюс» в конкурсе...».
Серебреник в ответ написал заявление о вымогательстве в Генпрокуратуру. После этого правоохранители установили над вымогателями наблюдение, которое длилось около двух месяцев.
Первую часть взятки в 3 тысячи долларов Серебреник передал директору КП «Побережье» Олегу Кухтею 30 августа в служебном кабинете последнего в Аркадии. Для передачи второй части взятки они встретились в ресторане на Дерибасовской, передача состоялась. Затем Олег Кухтей передал деньги новому фигуранту дела — депутату горсовета Гоцуляку, якобы с целью последующей передачи ее вице-мэру.
Однако до возможного адресата — Николая Ильченко взятка так и не дошла, так как сразу же после получения взятки Гоцуляка и Кухтея задержали.
Таким образом, поводом для возбуждения уголовного дела против вице-мэра Одессы Николая Ильченко стало всего лишь заявление «отдельного гражданина Серебреника П.В.», а не «взятие его на горячем».
Исходя из этого факта, адвокат Ильченко Вадим Дынник настаивает на невиновности своего подзащитного, так как у него не была найдена сама взятка, что говорит о его невиновности.
В свою очередь, Павел Серебреник на своей пресс-конференции всячески отвергал обвинения в «подставе» с его стороны.
«Не верьте СМИ, что Серебреник «подставил» их. Я пытался разобраться, кто требует с меня денег за работу на пляже. Я не знал сначала, что это Ильченко, — сказал он — Информация долго проверялась. Почему обратился в Киев? Потому что в Одессе информация дошла бы до Ильченко быстрее. Виктор Янукович заявляет, что коррупция — это зло, с которым надо бороться. Я же — свидетель по делу и показания дал как свидетель».
ПОДНОЖКА ДЛЯ МЭРА
Официальная позиция МВД Украины ясна — глава МВД Анатолий Могилев высказался лаконично: «Это обычный эпизод борьбы с проявлениями противоправных действий чиновников на территории страны. Они подозреваются в преступлениях, которые имеют коррупционную составляющую».
В свою очередь, Алексей Костусев на очень нелицеприятную для него новость ответил, как и предполагалось, сдержанно, назвав произошедшее «провокацией» и заказом своих противников.
А на состоявшемся в четверг заседании исполкома Одесского городского совета Алексей Костусев снова заявил о своей убежденности в невиновности своего зама.
«Я убежден в его невиновности и не понимаю, как можно обвинять человека, не имея оснований, и тем более содержать его в неволе», — заявил он, добавив, что никаких доказательств вины вице-мэра нет.
«Фактов нет. Факта передачи денег нет. Краски на руках нет, — заявил он. — Человек, которого поймали на взятке, сказал, что деньги нес Ильченко, вот и все основания». Поэтому, уверен городской голова, Николая Ильченко вскоре оправдают.
Советник мэра Одессы по борьбе с коррупцией, экс-глава КП «СМЭП» Вадим Черный, всегда отличавшийся прямотой и экстравагантностью суждений, также считает, что вице-мэр ни в чем не виноват.
«Действия милиции вряд ли были продиктованы стремлением борьбы с коррупцией. Ильченко не брал взятки — он ведь не предоставлял услуг в обмен на деньги. Директора КП — да, брали и берут. Но они даже не его подчиненные — он их не назначал и не контролирует. Операция по Ильченко была бы незаконной в любой цивилизованной стране. Ежу понятно, что это была провокация взятки — ведь ни один предприниматель не рассчитывает получить пляж в аренду бесплатно, и никто не будет гробить свой бизнес в городе, заявляя о вымогательстве. Поэтому взяткодатель мог быть только подставным», — сообщил Вадим Черный. Стоит отметить, что ряд чиновников в кулуарах высказывают и еще одну версию происходящего — мол, происходящее—отголоски недавно отгремевших избирательных кампаний, месть сил, потерявших контроль над Одессой.
Во всяком случае, одно можно утверждать с уверенностью — сюрпризов это дело принесет еще много.
Со слов посвященного в дела Павла Серебреника: «Я считаю, что самое интересное будет впереди. Потому что пока мы не знаем остальных фигурантов...». Кто такие эти «МЫ» и откуда П. Серебреник знает, кто, что и зачем рассказывал «на камеру» (очевидно — следователю?), — пока тайна.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |