ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
05.10.2011 / Газета: Деловая Одесса / № 39(430) / Тираж: 16000

Прошедшая неделя прошла под знаком обсуждения разнообразных вопросов сотрудничества — между Украиной и ЕС, Россией, Международным валютным фондом и другими странами и организациями. Переговоры шли, как говорится, с переменным успехом и сделать однозначные выводы о том, со знаком плюс или со знаком минус состоялась с этой точки зрения неделя практически невозможно. Особенно если учесть, что большая часть переговоров и обсуждений прошедших семи дней стала продолжением давно стартовавших процессов.

Безопасность, стадион и чемпионат

28 сентября Одессу посетили сразу два министра — вице-премьер-министр Украины — министр инфраструктуры Борис Колесников и российский министр транспорта Игорь Левитин. Визит был связан с тем, что Одесса принимала Десятое пленарное заседание Подкомиссии по вопросам транспорта Комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии. Почему Одесса? Видимо потому, что среди соглашений, стоявших на повестке дня заседания, был межведомственный Протокол о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасении на Черном и Азовском морях. Помимо этого, по итогам заседания был подписан межведомственный Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере транспортной безопасности и актуализированный План мероприятий по реализации Концепции интеграции транспортных систем Украины и РФ на период 2011-2014. Как видите, несмотря на неизбежные конфликты и противоречия, ведется совместная работа, стратегические направления которой были определены еще в 2010 году.

Почему же в таком случае средства массовой информации постоянно муссируют тему «охлаждения отношений» и чуть ли не «холодной войны» между Украиной и Россией? Да просто потому, что рассказывать о спорах и конфликтах, раздувая из них щекочущие нервы страшилки, намного проще, чем рассказывать о повседневной, планомерной работе. Кстати о работе. Типичный пример раздувания вышеупомянутых «страшилок» — реконструкция стадиона «ЧМП». Пересказывать их не имеет смысла — все хорошо знают, в чем отдельные граждане обвиняли и руководство стадиона, и клуб «Черноморец» и, разумеется, основных инвесторов («стадион, клуб и парк загубили проклятые капиталисты»). Между тем, уже сегодня вполне очевидно, что работы по подготовке стадиона заслуживают весьма высоких оценок. И на них не скупятся представители властных кругов.

Скажем высокие гости — украинский вице-премьер Колесников и российский министр с одесскими корнями Левитин, помимо участия в работе Подкомиссии, вместе с губернатором Эдуардом Матвийчуком и народным депутатом Украины Леонидом Климовым посетили стадион, находящийся на завершающей стадии реконструкции. В ходе этого мероприятия Леонид Климов пообещал, что если не будет никаких форсмажорных обстоятельств, стадион откроют 19 ноября, приурочив к открытию домашний матч с Львовскими «Карпатами».

А вот как оценил увиденное Борис Колесников: «Я вам скажу, что будет повод обратиться за чемпионатом мира. Как минимум. Потому что уже 4 города готовы, плюс Одесса и Днепропетровск — уже 6... Это точно будет. В Одессе сам стадион обязывает Черноморец играть на высоком уровне, европейские матчи, и поддерживать уровень славы и популярности Одессы».

Что называется — без комментариев.

Битва за кредит

По итогам прошедшей недели, к сожалению, можно с грустью констатировать, что наше сотрудничество с Международным Валютным Фондом по-прежнему развивается не очень удачно. Напомню — в этом году мы уже потеряли возможность получить от МВФ три квартальных порции кредита в размере примерно 4,5 миллиардов суммарно, на которые Украина имела право в рамках программы stand-by общим объемом 15,5 миллиарда долларов. Причина, по которой главный кредитор Украины отказал нам в деньгах, проста — мы в очередной раз нарушили условия соглашения с МВФ. «Опоздали» с проведением пенсионной реформы и переходом на рыночные тарифы на газ. И если Пенсионная реформа, предусматривающая увеличение пенсионного стажа на 10 лет и пенсионного возраста для женщин до 60 лет, вступила в силу 1 октября, то вопрос о тарифах завис.

Выступая на днях в эфире телеканала «Интер» вице-премьер Сергей Тигипко заявил, что власть пойдет на повышение цен на газ для населения до рыночных уже в этом году, мотивировав это именно тем, что без денег МВФ Украина не справится с грядущим кризисом: «Ситуация будет ухудшаться, и будет необходимо действовать... на носу кризис, достаточно серьезный... На эту ситуацию надо соответственно реагировать. Все стараются уменьшить свои расходы, это в первую очередь дефицит бюджета, потому, что дефицит надо будет финансировать, идти на рынок и брать деньги в займы. У нас и так большие займы, во-вторых денег нет, никто в кризис деньги не дает...У нас нет вариантов, нам надо договариваться. Потому что остаться один на один в кризис, без поддержки международных финансовых организаций, очень тяжело», — отметил вице-премьер и добавил, что если решение о повышении тарифов на газ будет принято, то МВФ не только предоставит транш в размере 1,6 миллиарда долларов, но даже готов будет рассмотреть вопрос выделения двух траншей одновременно. Само собой, сказал вице-премьер и о том, что правительство планирует смягчить этот удар. В частности, путем компенсаций для отдельных категорий населения, которые будут заложены в госбюджет 2012 года. Однако для подавляющего большинства граждан, и это очевидно, никакие льготы предусмотрены не будут.

Пан-дефицит

Существуют ли альтернативы описанному выше непопулярному решению? Да, безусловно. Дело в том, что МВФ интересуют не тарифы на газ как таковые, а убыточность компании «Нафтогаз Украины», что, в свою очередь, увеличивает дефицит госбюджета. А одно из условий сотрудничества с МВФ — бездефицитный бюджет. Соответственно специалисты МВФ, не мудрствуя лукаво, просчитали, что повышением тарифов на газ для потребителей убыточность «Нафтогаза» удастся ликвидировать. А значит, и сократить дефицит госбюджета.

Наивные иностранцы действительно думают, что если гражданам назвать цену на те или иные услуги связанные с ЖКХ, они тут же дружно отправятся эти самые услуги до копеечки оплачивать. Ох, плохо же они осведомлены о тонкостях взаимоотношений граждан с ЖКХ...

Но мы отвлеклись. Есть другой метод сократить убытки компании «Нафтогаз». А именно — договориться с россиянами о снижении цен на газ для Украины. В этом случае можно будет и дефицит бюджета сократить, и существующие тарифы на газ. На прошлой неделе, по результатам встречи президента Януковича с российским руководством, премьер-министр России Владимир Путин предложил еще один способ — понизить цену на транзит российского газа до себестоимости. Тогда Россия готова будет готова пересмотреть цену на поставки газа в Украину. Но это, разумеется никакое не решение. Стоимостью транзита российского газа и без того компенсируются высокие цены на российский газ и, приняв это предложение россиян само по себе, мы ничего не выигрываем. Совсем другое дело пойти на другие, более жесткие условия российской стороны — совместное украино-российско-европейское управление украинской ГТС, создание совместного предприятия на базе «Газпрома» и «Нафтогаза» и вступление Украины в ЕЭП и Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. Однако пока Кабинет министров и Президент, судя по всему, не готовы принять такое масштабное решение.

Автор: Василий ГОРЕЕВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.018
Перейти на повну версію сайту