ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесские журналисты в погоне за жареными фактами распространяли откровенную ложь
06.10.2011 / Газета: Одесский вестник / № 166(4999) / Тираж: 5481

Пожалуй, нет средства массовой информации, которое не написало бы об операции по задержанию бандитов, убивших двух сотрудников милиции и ранивших четверых. Причем каждое СМИ пыталось превзойти коллег в демонстрации своей «осведомленности». Как выяснилось, многие журналисты гораздо лучше, чем сотрудники милиции, знают, как надо задерживать преступников. Хотя лучше бы они осознавали, что своими публикациями и сообщениями, основанными на нелепых слухах, мешают правоохранителям и могут подставить под удар ни в чем не повинных людей.

Все началось с пятницы, когда появилась информация о трагедии на трассе в Одесской области: от рук вооруженных бандитов погибли два сотрудника милиции. Оценки этим событиям с точки зрения проведения операции дадут компетентные лица, и, несомненно, будут сделаны определенные выводы. Но сейчас речь не об этом. В тот же день на сайтах стала появляться информация о том, что скончался один из раненых бойцов, который находился в больнице. Кто первым распространил этот нелепый слух, выяснить очень трудно. Но все СМИ его тут же подхватили. И никому из моих горе-коллег не пришло в голову, что родственники раненых сотрудников тоже читают сообщения. Можете представить их состояние после прочтения такой информации? Но для некоторых журналистов главное — написать, а не думать, как эта информация может сказаться на состоянии и так убитых горем людей.

О том, что творилось на информационных сайтах, страницах газет и в эфире телевидения непосредственно в день проведения операции по захвату преступников, — разговор отдельный. Каждое СМИ пыталось «переплюнуть» коллег своей «информированностью», разнося пугающие нелепые слухи. Опять же не думая о последствиях.

Сначала появилась информация о якобы присутствии в гостинице посторонних людей, которые стали заложниками. Если бы я в качестве сотрудника пресс-службы городской милиции не находилась в непосредственной близости от места событий и не видела, как тщательно проверяется и взвешивается вся информация, как принимаются решения, то, возможно, поверила бы домыслам журналистов. Но на деле приходилось постоянно взывать к чувству реальности коллег и просить убрать с сайтов откровенную ложь.

О непрофессионализме милиции любят писать очень многие, при этом забывая, что этот самый профессионализм должен присутствовать и у журналистов. А также работники СМИ должны придерживаться врачебной заповеди «не навреди». Но об этом, к сожалению, думают далеко не все. Так, на одном из одесских сайтов появилась информация о том, что бандитов «сдала» женщина, у которой они жили на квартире. Именно так — «сдала». Возникает ощущение, что этот сайт работает на бандитов и очень огорчается постигшей их неудаче, а также хочет указать подельникам преступников, кого следует винить в установлении их местонахождения. Интересно, если бы по какой-то случайности квартиру боевикам сдавала бы родственница этого журналиста, он написал бы об этом? Еще одни «профессионалы» на слух смогли идентифицировать оружие, которое применялось при штурме, и насчитали аж пять выстрелов из БТР, а также применение минометов. Ну не было там минометов, не стрелял БТР!

Верхом цинизма можно назвать слова о репортажах из горячей точки, с места событий. Сидеть в кустах под забором и передавать чушь- это не значит находиться в горячей точке! На месте событий, под пулями, помимо бойцов спецназа, был только один журналист-подполковник милиции Владимир Шаблиенко, сотрудник отдела связей с общественностью ГУ МВД в Одесской области. Но навязчивое желание прослыть героем не оставляет в покое некоторых моих коллег. Странно, почему они до сих пор не пополнили ряды «Беркута»? Хотя строчить репортажи об опасной профессии журналиста легче из-под забора.

Помимо таких печально-циничных моментов, в репортажах якобы с места событий были и просто смешные. Одна из газет написала, что бойцы «Беркута» въехали во двор гостиницы на катере, поставленном на БТР. Это какую же фантазию надо иметь! Впрочем, катер был, БТР тоже. Но на самом деле бензобак катера, стоящего в паркинге гостиницы, был заполнен бензином, и нельзя было допустить, чтобы в него попал снаряд. Поэтому катер с помощью бронетранспортера оттащили на безопасное расстояние и, естественно, проверили, нет ли там взрывоопасных предметов.

Некоторые СМИ перепечатывают впечатления местных жителей, которые слышали звуки перестрелки и по плотности огня (!) делали выводы о количестве бандитов.

Откуда появились слухи о четверых убитых-тоже загадка. Видимо, для журналистов количество трупов прямо пропорционально степени профессионализма. Мой коллега из неуважаемой мною газеты сказал, что задача журналиста — рассказывать людям правду. И он абсолютно прав! Но только почему он посчитал, что слух о четырех трупах — это и есть правда, о которой должны знать люди? Откуда эта газета взяла информацию о проститутке, которая, как написали сначала, сообщила о преступниках в милицию, а потом каким-то образом оказалась уже в комнате бандитов и была убита вместе с ними. Где логика? Опять погоня за количеством трупов? Чтобы как-то оправдать выдуманную ими же самими бредовую историю, эти же журналисты написали о раскромсанных телах, которые могли натолкнуть на мысль о нескольких трупах. Но ведь тела убитых бандитов были целы и вполне опознаваемы. Может, корреспондент газеты в юности пересмотрел фильмов ужасов?

Многие СМИ возмущались тем, что операция продолжалась, на их взгляд, слишком долго. А что, кто-то определил конкретное время, которое надо затратить на взятие вооруженных преступников? А если бы операция продолжалась полчаса — именно это служило бы оценкой результатов? Главное — преступники обезврежены, никто из правоохранителей и граждан не пострадал. Да, гостиницу придется ремонтировать, но говорить о «догорающих руинах», как написал корреспондент «с места событий», ну никак нельзя.

Читая публикации, создается впечатление, что каждый второй у нас может работать если не министром МВД, то уж начальником милиции точно — советчиков хоть отбавляй. «Почему преступников не «сняли» снайперы?» — пишут СМИ. Так ведь бандиты, которые, исходя из их национальной принадлежности, с детства воспитывались как воины, не подходили к окошку, чтобы позировать для снайпера. Они забрасывали наших бойцов фанатами из глубины довольно большого помещения.

Но верхом цинизма можно назвать публикации одного из одесских сайтов, рекламировать который очень не хочется. Просто приведу цитаты.

«Без объявления режима чрезвычайного положения в город были введены войска, на улицах шли бои, был отдан приказ на уничтожение гражданских лиц. Огонь велся не только по преступникам — хотя суд еще не признал их преступниками, и хотя преступники тоже не могут быть произвольно убиты, а должны быть задержаны и переданы суду».

Автора этих строк бы туда, под пули бандитов, пусть бы попробовал взять их живыми. И еще этот же автор посмел написать и такое: «Сотрудник «Беркута» и ГАИ вовсе не заслужили награды за то, что случайно для себя оказались под пулями». А автор не подумал, что если бы не эти ребята, то и он сам мог бы оказаться жертвой преступников? Дай бог, чтобы ни у него, ни у его родственников на пути не стали вооруженные преступники. А писать такое не просто стыдно, за такое надо отвечать, но ведь своими фамилиями наши журналисты не очень любят подписываться.

В общем, мне стыдно за коллег и обидно, что непрофессионализм в журналистике стал обычным явлением. А ведь этот непрофессионализм может когда-нибудь стать причиной того, что сложная спецоперация будет сорвана и пострадают люди.

Автор: Ирина ДОЛМАТОВА, специально для «Одесского вестника».


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту