![]() |
|
![]() |
![]() |
В целом, и в частности
События, связанные с обезвреживанием чеченских боевиков (случившиеся в Одессе неделю назад) заставили многих из нас задуматься. Причем, у каждого для этого появились свои причины. Правоохранители, сдержанно сквозь зубы цедят бессмысленные оправдания своей чудовищной несостоятельности перед реальной бандитской угрозой. В свою очередь горожане, которые еще не успели забыть звуки настоящей боевой канонады в центре курортного города, прикидывают, будет ли у этой истории продолжение. Обсуждают события минувших выходных не только в нашей стране, но и на территории всего постсоветского пространства. Ведь Юг Украины за всю историю ее независимости, к счастью, еще ни разу не сотрясали вооруженные конфликты такого масштаба. Не зря этой теме уделили внимание все крупные национальные и некоторые зарубежные средства массовой информации.
Второго октября Одесса прощалась с 21‑летним сотрудником «Беркута» Виктором Коженко и 40‑летним работником ГАИ Александром Розмарицей, погибшими в ходе спецоперации накануне в пятницу. Наша редакция, а также собеседники ЧП, которые прокомментировали эти события, выражают соболезнования родственникам и близким погибших. Почему погибли правоохранители, и можно ли было избежать их гибели, мы и попытаемся рассказать.
О том, что в Одессе укрывается один из членов крупного преступного формирования из России, правоохранители знали давно. Уроженец Чеченской республики Аслан Дякаев 1982 года рождения уже успел «прославиться» у себя на родине целым рядом громких преступлений, совершив, в том числе, и серию заказных убийств. Дальнейшее развитие «карьеры» киллера продолжалось уже в Украине. В его «послужном списке» последнего времени значится, как минимум, двойное убийство на Западной Украине, совершенное буквально накануне одесских событий.
Неофициально в МВД говорят: когда киллер возвращался в Одессу, его уже «вели» оперативники. На ходу было принято решение: брать в большом городе рискованно, может затеряться, могут пострадать случайные люди, поэтому решили задержать преступников прямо на трассе. «Десятку», где находились преступники, остановили на одном из постов ГАИ якобы для проверки документов… С этого момента события стали развиваться совсем не так, как планировали силовики. Машина оказалась своего рода передвижным арсеналом, где уместилось больше оружия, чем у всех 12‑ти сотрудников «Беркута», принимавших участие в задержании. В считанные секунды перестрелки двое правоохранителей были убиты, бандитам удалось скрыться.
Уже на этом этапе возникают как минимум два вопроса: почему сотрудники милиции не были готовы к такому отпору, и почему в результате отпора они оказались настолько растеряны, что даже не смогли включиться в погоню?
По словам командира взвода «Беркута» Евгения Сидловского, руководившего операцией, виной гибели двух милиционеров стала недостоверная информация — сотрудники, проводившие наружное наблюдение за боевиками доложили, что преступники… безоружны. И спецподразделение отправили на задержание плохо экипированным. Уже на следующее утро министр Анатолий Могилев признал: у милиции не было данных о наличии у преступников оружия и гранат, «нападение с их стороны было довольно неожиданным — это выходило за рамки обычной операции по остановке автомобиля».
Согласитесь, формулировка, по меньшей мере, странная. Получается, что, милиция как будто готовилась к обычной операции по задержанию водителя автомобиля и как-то не учла, что за рулем находится профессиональный киллер, давно разыскиваемый этой же милицией. Невольно напрашивается вывод, что для милиции действительно самым «неожиданным» было то, что уголовников нужно было задержать. Именно это и стоило жизни двум молодым сотрудникам отечественного МВД…
На вопрос о том, были ли допущены стратегические ошибки уже на этапе подготовки операции по задержанию преступников, мы попросили ответить депутата областного совета, экс-руководителя УВД Украины в Одесской области, генерал-лейтенанта милиции Григория Епура. «Исходя из той информации, — сказал он, — которая у меня есть, я могу сделать вывод, что сотрудники милиции прекрасно знали, насколько серьезную опасность представляет собой разыскиваемый преступник. Предполагать, что профессиональный убийца может не оказать сопротивления и добровольно сдаться, было неразумно». На вопрос было ли достаточно для проведения такой операции группы из 12 сотрудников «Беркута» и нескольких сотрудников ГАИ, Г. В. Епур ответил: «Считаю, что вполне достаточно. При правильной организации задержание можно было бы провести за несколько секунд. Более того, мне непонятно, почему руководители операции пренебрегли возможностью блокирования движения машины, что не позволило бы преступникам скрыться. Сами милиционеры должны были быть обеспечены, как минимум, бронежилетами и касками. Я уже не говорю о правильной организации дислокации бойцов при проведении такой операции. Насколько мне известно, члены группы захвата не были рассредоточены по местности для ее полного контроля, а дожидались начала операции в машине. Более того, решающим в данной ситуации должен был стать элемент неожиданности. К сожалению, он все же сыграл свою роль, но только не для преступников, а для самих милиционеров».
По данным ряда электронных СМИ, 29‑летний выходец из Чечни Аслан Дякаев мог проходить специальную военную подготовку в рамках деятельности каких-то преступных группировок. Кроме того, в свете совершенных преступлений, в случае попадания в руки правоохранителей ему могло бы грозить пожизненное заключение. Так что, как говорится, терять ему было нечего, и киллер был готов на любые отчаянные действия. Могли ли не знать об этом в МВД? Конечно, нет.
На одном из Интернет-ресурсов заявление Могилева комментирует ветеран Главного разведывательного управления КГБ СССР Андрей Селезнев: «Того, кто планировал такую операцию, следовало бы разжаловать в рядовые. Это же не военные действия, чтобы нести такие неоправданные потери! Когда спецподразделение планирует какую-то операцию, расчет делается исходя из того, что противостоять тебе будет не один, а пять вооруженных до зубов бандитов. Оправдание — «не ожидали!» — говорит о непрофессионализме».
Один из экс-руководителей МВД Геннадий Москаль комментирует ситуацию еще боле жестко: «Беркут» предназначен для охраны общественного порядка. Это такая же патрульная служба, как все остальные, только рангом повыше. «Беркут» может разнимать пьяные драки в ночных клубах, ловить наркоторговцев. А для борьбы с бандитизмом есть специально обученный спецназ — это «Сокол». И ведь мало того, что под пули подставили малоопытных ребят, так еще и упустили возможность обезвредить особо опасных преступников».
Далее одесские события развивались по логике аналогичных «проколов» милицейских «стратегов». Поспешно сделав выводы, в МВД принимают решение о стягивании в регион правоохранителей сразу из нескольких областных центров. Как стало известно впоследствии, банда во главе с Асланом Дякаевым, вопреки многочисленным предположениям, не пыталась покинуть страну через Приднестровье, а вернулась в Одессу. Следует ли из этого вывод, что обитавшие в нашем городе на протяжении полутора лет преступники, считали такой шаг для себя вполне безопасным? И не означает ли это, что в нашем курортном городе эта троица имела прочные связи с весьма влиятельными и авторитетными лицами, на поддержку которых они рассчитывали даже после громкого расстрела правоохранителей на дороге?
Григорий Владимирович Епур уверен: вариант одиночной работы чеченской банды в таком большом городе как Одесса на протяжении полутора лет полностью исключен. По словам эксперта, даже «сам факт наличия огромного арсенала оружия в самом центре города говорит о том, что в системе работала целая группировка, возможно под прикрытием влиятельных лиц». Таким образом, перспектива задержания троих членов банды во главе с их лидером открывала перспективу обнаружения мощной преступной схемы, в которой могли быть замешаны десятки людей…
Спецоперация по задержанию бандитов началась в субботу в районе полудня. Чтобы исключить малейшую возможность для боевиков снова «выйти сухими из воды», в операции были задействованы не только сотрудники милиции, но и СБУ, спецотряд «Сокол» и даже военные. На место событий прибыл БТР. Таким образом, одесские правоохранители откровенно показали: своими силами с такими бандитами им не справиться.
Впервые за более чем десять лет по окончании эпохи «лихих 90‑х», над Одессой разнеслось гулкое эхо автоматных очередей и взрывов гранат. Интересно, что многие одесситы, даже те, кто находился в непосредственной близости от места перестрелки, считали все происходящее… учениями.
Яростное сопротивление преступников (а главное — целый арсенал оружия и боеприпасов) заставил здорово попотеть милицейских руководителей. В то время как личный состав окружал периметр частной гостиницы, кабинетные руководители в погонах просто сбились с ног, собирая по крохам все необходимое вооружение. Впоследствии министр Анатолий Могилев попытался оправдать своих починенных. Журналистам он пояснил: из-за недофинансирования украинская милиция не перевооружалась еще с советских времен.
Вот с этого момента, как говорят профессиональные сыщики, давайте поподробнее! Как прикажете понимать эту жалобу министра нам, «простым смертным»? Получается, что мы, добросовестные налогоплательщики, от преступных посягательств никак не защищены, и наша славная милиция играет роль театральной декорации? Так, что ли, следует понимать слова министра? И если так, тогда зачем нам нужна такая милиция? Ведь сколько денег на декорацию не трать, она так и останется декорацией. Стало быть, не в деньгах дело… И министр внутренних дел убедительно нам доказал: он не понимает значения системы, которой ему поручено руководить. Спору нет, финансирования на содержания аппарата силовиков может и не хватать. Но это отнюдь не означает, что управление системой можно доверять кому угодно. А мы столкнулись именно с таким подходом — примерами в прямом смысле убийственного непрофессионализма!
* * *
В результате настоящей войны, в которую была вынуждена вступить милиция, победу одержала все же она. И хотя банда Аслана Дякаева ликвидирована еще не окончательно (один из участников ночной перестрелки на дороге покинул гостиницу до начала ее штурма), тем не менее, руководитель областного управления МВД Михаил Яцков поспешил отрапортовать об успешном завершении операции.
Спустя несколько дней, которые понадобились для осознания масштабов случившегося, украинское Интернет-пространство взорвалось шквалом комментариев по поводу событий в Одессе. Вопросы, которые пока что остаются без ответа, сводятся к тому же, о чем сказано выше: в состоянии ли отечественные правоохранительные органы обеспечить нашу с вами безопасность в случае угрозы? Ведь столкновение в Одессе на всю страну показало полную беспомощность силовых структур. Речь не идет о бойцах, принимавших участие в спецоперации, а о высоких чинах с «большими звездочками» на погонах, которые в силу целого ряда причин допустили множество ошибок, повлекших за собой не только человеческие жертвы, но и окончательную потерю доверия населения к милиции. Более того, сотни посетителей форумов приводят свои истории о том, как ловко многие люди в погонах борются с наличностью в карманах украинцев, как издеваются над теми, кто в силу различных причин, часто далеких от Уголовного Кодекса, попадает в отделения милиции. В обсуждении темы можно найти много интересных фактов: цены, или даже прайс-листы, списки травм и увечий, бесчисленные жалобы тех, кому на собственном опыте пришлось узнать о способах работы отдельных «защитников» наших с вами прав. Оставим все это без комментариев.
Главный милиционер страны Анатолий Могилев на итоговом брифинге в Одессе заявил, что милиция оценит свои недоработки при задержании преступников, а также проведет перевооружение подразделений. Уж, не за счет ли трофейного оружия, изъятого у чеченских боевиков, уважаемый Анатолий Владимирович рассчитывает перевооружить своих подчиненных? На Одесский регион там наверняка хватит!..
Подводя итоги, ни министр, ни руководители одесской милиции так и не заикнулись о том, что банда Аслана Дякаева — это, может быть, всего лишь «верхушка айсберга», большая часть которого все еще глубоко погружена в темные воды современной украинской действительности.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |