ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Забытый городок: 20 лет живут в вагонах
12.10.2011 / Газета: Сегодня / № 227(3944) / Тираж: 134701

Поселок ПМС. В жилищах работников железной дороги нет газа и канализация, а туалет — один на 10 семей

Зона социального бедствия в нескольких километрах от Одессы! «Сегодня» побывала на железнодорожной станции «Усатово», где второе десятилетие «временно» кантуются в вагонах семьи путейцев, ожидающие от родной «Укрзализныци» милости в виде нормальных квартир. За проведенные на колесах годы у них родились дети, а у кое-кого уже подрастают внуки, не знающие другого дома, кроме ржавого купейника послевоенной постройки.

Фото А.Кречет

В паспортах местных жителей, на страничке регистрации, значится: «жилые вагоны ПМС-261 Одесской железной дороги». ПМС — это путевая машинная станция, где в поте лица вкалывает, зарабатывая по 2—2,5 тыс. грн. в месяц, мужское население вагонного городка. Последний, кстати, двусмысленно именуют не иначе как «поселок ПМС». «Название полностью соответствует сути», — шутят железнодорожники.

Жизнь у них, и в самом деле, несладкая. Вагоны стоят в основательно захламленном промышленным мусором закутке между железной дорогой и Киевской трассой. Повсюду безрадостный индустриальный пейзаж. Воздух насыщен запахами битума, креозота и выхлопных газов. Земля то и дело сотрясается от проносящихся мимо поездов. Круглые сутки грохочет расположенный по соседству огромный контейнерный терминал.

Фото А.Кречет

Летом вагончики разогреваются до 40-50 градусов, не спасают даже кондиционеры. Зимой наоборот — лютый холод, приходится чуть ли не ежечасно топить установленные в тамбурах буржуйки. Благо, с углем проблем нет. Его завозит железная дорога, она же бесплатно предоставляет людям электричество.

Совсем негусто обстоят дела с удобствами, которые, в точном соответствии с классической формулировкой, находятся во дворе. Туалет, точнее примитивный деревенский сортир, — один на все 10 семей. Воду берут из колонок. Стационарной телефонной связи нет.

Греется. Фото А.Кречет

«Живем по-деревенски. Свиней держим, уток и кур. А раньше были даже огороды свои, по 8 соток, но их забрал Нерубайский сельсовет. Взамен депутаты якобы выделили нам территорию под индивидуальное строительство. Но потом оказалось, что выделенную землю уже давно арендуют какие-то бизнесмены. Нужно расторгать договор, а без санкции из Киева сделать это сельсовет вроде как не может. В итоге мы и огородов лишились, и дома построить не можем», — рассказывает местная жительница Татьяна Халевицкая.

Читайте также: Чиновники «Укрзализныци» покупают за госсчет золотые мобилки

За долгие годы вагончики, хоть и остались стоять на рельсах, совершенно утратили гордый вид покорителей пространства. К тамбурам люди пристроили деревянные то ли крыльца, то ли предбанники — их тут гордо величают «балконами». Под окнами выросли разлапистые деревья — орехи и яблони. В обширном дворе появились скамеечки и столики для посиделок на свежем воздухе, расположились сарайчики, собачьи будки и гаражи. Имеется даже современный мусорный контейнер.

Фото А.Кречет

Заходим в одну из «квартир» (в каждом вагоне их две). Внутри как результат нескольких перепланировок — типичная малосемейка. Зеркала и картинки на обклеенных обоями стенах. Потертый коврик у входа. Мебель из ДСП, телевизор в углу... В купе проводника — кухня с электроплиткой и украшенным магнитиками холодильником. В бывшем санузле — импровизированный душ.

Читайте также: «Укрзализныця» покупает Lexus за $140 тысяч

Немало неудобств, рассказывает хозяйка этой половины вагона Наталья Дудка, доставляют тоненькие стены и переборки. Звукоизоляция — как у Ильфа и Петрова в общежитии «имени монаха Бертольда Шварца», — то есть никакая. «Слышим каждый проходящий через станцию состав, определяя по звуку – грузовой он или пассажирский. Слышим, как у соседей стиральная машина работает. Или, бывало, спросишь о чем-то мужа — соседка отвечает», — смеется женщина.

Внутри — типичная малосемейка. Фото А.Кречет

Под нашими ногами ощутимо прогибается пол. «Будьте осторожней, не ровен час провалитесь! Там уже сгнило все, — объясняет Наталья. — Правда, муж говорит, что колесные пары в идеальном состоянии. Их можно смело использовать по назначению».

И вот что удивительно: несмотря на сомнительное качество быта, к своим железным домам путейцы испытывают довольно теплые чувства и даже находят в жизни на колесах положительные моменты. Скажем, в округе почти отсутствует преступность, зато есть необходимая инфраструктура — несколько магазинов, аптека, фельдшерско-акушерский пункт. При желании можно съездить в Одессу – 15 минут на маршрутке или 10-ть машиной. Детей до мест учебы подбрасывают школьные автобусы.

Читайте также: Укрзализныця потратит 28 миллиардов на новые локомотивы

Вообще, кому в «поселке ПМС» хорошо, так этот ребятишкам. У них тут раздолье, почти рай. В паутине ржавых рельсовых путей, среди уложенных в штабеля старых шпал и разобранных на запчасти локомотивов и в «казаки-разбойники», и в войнушки, и в прятки играть куда веселее, нежели в окультуренном городском ландшафте.

«СЛЕДСТВИЕ ВЕЛ ХАРАТЬЯН»

Время от времени в гости к железнодорожникам наведываются киношники, использующие их экзотические дома в качестве декораций. В поселке снимали два фильма — мелодраму «Одинокий ангел» и детективный сериал «Иван Подушкин» с Дмитрием Харатьяном в главной роли. В первой ленте повествуется о враче-нейрохирурге Алексее, который после гибели пациента кардинально меняет образ жизни. Бросает работу, семью и переселяется на мусорную свалку, где в вагончиках и хибарах живут бездомные. Он их бесплатно лечит, а потом случайно встречает настоящую любовь. Собственно, эту свалку и изображал городок железнодорожников, а сами они подрабатывали в массовке — играли бомжей.

Фото О.Константинова

В снятом по мотивам романов Дарьи Донцовой «Иване Подушкине» поселок предстает мрачными трущобами, где процветает торговля наркотиками и живым товаром. В этом страшном месте частный детектив Подушкин (Харатьян) разыскивает похищенную девушку.

«А что еще у нас снимать? Не царские хоромы, чай, — качают головами обитатели вагонов. — Мы не обижаемся, тем более что киношники всегда исправно платят».

ОЧЕРЕДЬ НА ЖИЛЬЕ — 2 ТЫСЯЧИ СЕМЕЙ

В прежние времена, рассказывают железнодорожники, вагонный городок был в разы больше, а население его составляло не 32 человека, как сейчас, а несколько сотен. Съежился он по разным причинам. Кто-то умер, кто-то переехал к родственникам или снял квартиру в городе, кто-то таки дождался заветных квадратных метров от железной дороги. Правда, последний раз отселяли из вагончиков в 2005-м году. С тех пор бедолаг только кормят обещаниями, заодно шантажируя тех, кто заикается об увольнении. Дескать, уйдешь с работы — лишишься и того, что имеешь. В смысле, вагончика. И станешь настоящим бомжем.

В пресс-службе «Укрзализныци» «Сегодня» рассказали, что на Одесской железной дороге в квартирной очереди стоит 1954 семьи (всего по стране — 16 тыс. железнодорожников). «Сейчас мы разрабатываем комплексную программу обеспечения наших сотрудников жильем, в которой никого не забудем. Привлечем в качестве генерального партнера банк. Вариантов сокращения очереди много: это и покупка готового жилья на первичном и вторичном рынках, и завершение замороженных проектов на максимальной стадии готовности, и инвестирование в незавершенное строительство», — заявил представитель госпредприятия.

Автор: Олег Константинов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту