![]() |
|
![]() |
![]() |
С момента ликвидации в Одессе банды Дякаева прошло больше десяти дней. Страсти немного улеглись, внимание блогеров, журналистов и оппозиционных политиков переключилось на другие новости — вроде приговора Тимошенко, и о проблемах украинской милиции можно поговорить спокойно. Без ненужных в данном случае эмоций. Скажем, я собираюсь рассматривать эту тему исключительно с экономической точки зрения. Благо специфика издания позволяет.
В качестве подтверждения своего мнения приведу в качестве примера Австрию. В послевоенной Австрии полиция была коррумпированной и непрофессиональной донельзя. Местные политики и парламентарии долго ломали головы над тем, как повысить качество выполнения полицейскими своих обязанностей. И вот один толковый парламентарий предложил простой и понятный любому человеку метод. Повысить австрийским полицейским зарплату в девять раз. Сразу и всем. И предупредить, что через полгода каждому из них предстоит сдать экзамен по физподготовке, а также на знание законов и должностных инструкций. И что вы думаете? Через полгода австрийская полиция снова стала одной из лучших в Европе и мире. И заметьте, без всяких завываний на тему: «Пусть голодный, но долг исполни». Где австрийцы взяли деньги? Как всегда. Там ужали, здесь урезали, тут повысили. Было бы желание!
Планов громадье
Но начну я не с экономической составляющей, а с организационной. В нашем государстве, несмотря на то, что мы двадцать лет пытаемся копировать достижения развитых демократий (правда, не очень старательно), до сих пор живут некоторые весьма сомнительные достижения советского периода.
В случае с милицией главный из них — план раскрываемости, штрафов и количества оформленных протоколов. Грубо говоря — на каждого милиционера должно приходиться определенное сидящим в теплом кресле министром внутренних дел количество раскрытых преступлений, задержанных преступников, взятых штрафов и оформленных протоколов. От этого зависит количество звездочек на погонах, продвижение по службе и т.д. Выполнил план — хорошо. Перевыполнил — отлично. Не выполнил — лишайся продвижения по службе, премии, должности или даже звездочек.
А мерилом деятельности полицейского в пресловутых странах развитой демократии является отсутствие преступлений. Его задача — не раскрыть максимально возможное количество преступлений, а добиться, чтобы их совершалось как можно меньше. Соответственно «их» полицейскому выгодно, чтобы преступлений вообще не было, а нашему милиционеру — чтобы их было как можно больше. Иначе как выполнять план?
Читайте, завидуйте!
Впрочем, организационные вопросы — дело десятое. Были бы деньги — можно и реорганизацию провести. Но прежде чем сказать вам о том, сколько денег получает отечественный милиционер, давайте для начала поинтересуемся тем, с чего живет отнюдь не самый богатый полицейский в мире. Нью-Йоркский. Можно было бы поговорить о полицейских из Норвегии или Швейцарии, но пусть будет Нью-Йоркский. Как среднестастический вариант. Итак...
Выпускник полицейской академии, приступивший к исполнению своих обязанностей в полиции Нью-Йорка, получает примерно 46300 долларов США в год. Через пять лет его зарплату повышают до 69000 долларов США в год. Это без учета званий. При этом он получает полную медицинскую страховку, с учетом услуг стоматолога и офтальмолога, месячный отпуск (с третьего года службы) и 50% зарплаты при выходе на заслуженный отдых через 20 лет службы, или 100% зарплаты при выходе на пенсию через 35 лет службы. И это считается, в общем-то, средней зарплатой. Даже небольшой. По нью-йоркским меркам. Кто-то может сказать, что сравнивать зарплату (а именно этим мы и займемся ниже) полицейского из богатых Соединенных Штатов Америки и зарплату полицейского из Украины некорректно. Ну что ж. Сравним с зарплатой полицейского из... ну, скажем Грузии. Средняя зарплата грузинского полицейского составляет примерно 600 долларов в месяц. При средней зарплате по стране примерно 200-250 долларов. А вот теперь можно сравнивать...
Больше, но меньше
Для начала нужно заметить, что милиционеров в Украине очень много. Около 300 тысяч. Это примерно по одному сотруднику милиции на 130 украинцев. На зарплату и обеспечение работы этой армии правоохранителей в бюджете 2011 года было заложено 11 миллиардов 800 миллионов гривен. То есть чуть меньше 40 тысяч гривен в год на человека. Что меньше зарплаты нью-йоркского полицейского-новичка примерно в девять раз. И на две тысячи двести долларов меньше средней зарплаты грузинского полицейского.
Но постойте! Не забывайте, что в нашем случае мы говорим о средней сумме, которая приходится из бюджета на одного милиционера вообще. Средняя зарплата украинского милиционера меньше. Примерно 2500 гривен в месяц. Или, если верить министру внутренних дел Анатолию Могилеву — 2492 гривны.
Для сравнения. Средняя зарплата в Министерстве обороны Украины — 3 525 гривен. В службе безопасности Украины — 4 418 гривен. При этом, согласно данным, озвученным на прошлой неделе министром внутренних дел, на вооружение, спецсредства и средства безопасности милиции в последние годы выделяется не более 10% от необходимого. В 2009 году — 76 миллионов гривен, в 2010 году — 446 миллионов гривен. В 2011 году — 996 миллионов гривен.
Динамика, безусловно, положительная. Но если разделить последнюю из названных сумм на количество украинских милиционеров, мы получим всего по 336 гривен на человека. Этого, извините, даже на патроны для стрелковой подготовки не хватит. Ведь даже самый дешевый спортивный патрон стоит около одного доллара. А боевой — около двух. При этом считается, что для подготовки более-менее умелого стрелка нужно не менее трехсот патронов в год. Вот и считайте. А ведь есть еще проблема перевооружения милиции современным оружием. Не только пистолетами. Но и снайперскими винтовками, пистолетами пулеметами и автоматами. Нужны рации, автомобили, и многое-многое другое. Например, бронежилетами обеспечена около половины личного состава МВД. А полной, положенной для выполнения заданий экипировкой — всего 22%. Не спасает и то, что в бюджет 2012 года на нужды милиции добавили еще около 1,5 миллиарда гривен. Ведь одновременно с этим милиция лишилась права получать средства от целого ряда платных услуг, например техосмотра автомобилей, которые приносили МВД дополнительно около 2 миллиардов в год. Добавьте к этому инфляцию. И в результате получится, что 13, 5 миллиардов в 2012 году будут меньше, чем 11,5 в текущем.
Не удивительно, что Анатолий Могилев вынужден признавать крайне печальный факт — без оказания платных услуг, помощи меценатов и спонсоров милиция вообще не смогла бы работать. Чем это чревато — понятно всем. Зависимость от частных лиц делает наших правоохранителей весьма условными слугами государства и непосредственными слугами «спонсоров» и «заказчиков».
А главное — нищенское содержание милиции не позволяет надеяться на высокий профессионализм сотрудников МВД в ситуациях, сходных с нашумевшей ликвидацией банды в Одессе. Существует ли способ изменить сложившееся положение вещей? Да, безусловно. И даже не один. Но какой бы из них не был принят к реализации, в конечном итоге все упрется в необходимость увеличить финансирование работы правоохранителей. Без этого ни одна реорганизация или реформа МВД успешной не будет.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |