![]() |
|
![]() |
![]() |
Предпоследняя неделя октября прошла под знаком так называемого «восточного направления» многовекторной политики Украины. Главным ее событием стало подписание 19 октября премьер-министрами государств СНГ целого пакета документов о сотрудничестве. Из них хотелось бы особо выделить договор о выделении средств на создание объединенной системы ПВО, соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля, соглашение о концепции стратегического развития железнодорожного транспорта стран СНГ до 2020 года и соглашение о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ. Но главный документ, ради подписания которого собственно и собирались в Питере премьер-министры — другой. Пресловутый договор о создании Зоны Свободной Торговли в рамках СНГ.
Двадцать лет переговоров
Заявленная еще 20 лет и многократно подтвержденная в виде разного рода протоколов и договоров о намерениях идея ЗСТ раз за разом натыкалась на конфликт интересов между разными странами — членами СНГ. Могу спорить — не нарисуйся мировой финансовый кризис, переговоры о ЗСТ продолжались бы по сей день. Но кризис напомнил о том, что интеграция — единственный эффективный путь для выживания в сложных условиях мировой экономической глобализации. И именно кризис явно ускорил процесс превращения договора о ЗСТ из благих намерений в реальный инструмент развития экономик стран-участниц СНГ.
19 октября договор о Зоне Свободной Торговли наконец-то был подписан. Конечно, это еще не значит, что положения договора начнут действовать с момента подписания. На очереди его утверждение парламентами и главами государств. Но, учитывая политические реалии, это действительно дело времени. Вопрос только какого? Беда ведь в том, что пока пройдут процедуры ратификации договора, между странами СНГ могут возникнуть очередные конфликты — как экономические, так и политические. И тогда вступление договора о ЗСТ вполне может быть отложено в долгий ящик. Но будем оптимистами. Как является оптимистом премьер-министр Украины Николай Азаров, предположивший, что уже в январе будущего года договор реально вступит в силу.
Несуществующий барьер
Прежде чем анализировать достоинства и недостатки нового соглашения, нельзя не обратить внимание на его эмоционально-политическую критику, неоднократно озвученную на прошлой неделе. В частности, бывший президент Украины Виктор Ющенко заявил, что договор о ЗСТ в рамках Содружества Независимых Государств якобы станет препятствием на пути Украины в Евросоюз. Аналогичная точка зрения прозвучала из уст целого ряда менее известных политиков и экспертов — как украинских, так и зарубежных.
Так вот — на самом деле никаким препятствием для движения Украины в сторону Европы ЗСТ в рамках СНГ не является. По очень простой причине. Сам Евросоюз ни разу против этого соглашения не протестовал. Как минимум потому, что базовый договор по ЗСТ в рамках СНГ уже давно был подписан. Проблема была в том, что практически каждая страна СНГ приняла целый набор изъятий из правил свободной торговли на пространстве Содружества. А в новом договоре прописаны конкретные сроки ликвидации этих изъятий. Вот если бы Украина вступила в Таможенный Союз или Единое Экономическое Пространство России, Белоруссии и Казахстана — тогда другое дело. Но об этом, как известно, пока речь не идет. Так что никаких экономических или политических барьеров Зона Свободной Торговли СНГ для Украины не создает.
Газ, нефть и консорциум
Поскольку в общем виде подписанный в Санкт-Петербурге договор пока не опубликован, ориентироваться при оценке его полезности для Украины придется на высказывания официальных лиц — в первую очередь премьер-министра Николая Азарова. Но для начала следует напомнить, что основная идея договора о ЗСТ заключается в том, чтобы в рамках СНГ отменить пошлины на ввоз и продажу целого ряда промышленных товаров.
Итак, в первую очередь благодаря договору о ЗСТ появляется шанс на долгосрочное решение самой болезненной проблемы для украинской экономики — цен на энергоносители, в первую очередь природный газ и нефть. После подписания соглашения «Газпром» отказался ставить цену на газ для Украины в зависимость от цены на транзит. Более того, российская сторона согласилась наконец предоставить возможность «прямого доступа» к российской газотранспортной системе с целью возможности закупки напрямую газа из Туркмении. В течении полугода после того, как договор о ЗСТ вступит в силу, Украина получит возможность перекачивать купленный в Туркмении газ просто оплачивая транзит по территории России. До этого ситуация выглядела иначе. Туркмения готова была продавать дешевый газ, а Украина готова была его покупать. Но Россия не соглашалась предоставить Украине свою ГТС для транзита. Вместо этого «Газпром» самостоятельно выкупал весь объем добытого Туркменией газа и перепродавал Украине со своей «торговой накруткой». Разумеется, уступки со стороны России не являются альтруизмом. Взамен Украина дала принципиальное согласие на создание трехстороннего (Украина, Россия, Евросоюз) консорциума по управлению Украинской газотранспортной системой. Вот как прокомментировал этот набор договоренностей Николай Азаров:
«Естественно, мы готовы пойти на определенные компромиссы, и мы на них пойдем, потому, что у нас не будет выхода другого: либо допустить сползание страны в катастрофу, а мы этого не можем допустить, либо пойти на определенный компромисс... Первое, что необходимо России — это гарантии надежной поставки газа в Европу. Мы убеждаем своих российских партнеров, что мы готовы, путем заключения соглашения, гарантировать надежность и стабильность поставок газа... Впервые мы договорились и зафиксировали в договоре, что в течение шести месяцев после вступления в силу договора (о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ) мы заключим соглашение об условиях транзита трубопроводным транспортом... Почему мы не можем получать дешевый газ из Туркменистана? Потому что мы не имели права доступа к трубе, которая проходит по территории России, мы отсечены... Мы впервые договорились, что в течение шести месяцев получим доступ к трубе»
Итогом новых договоренностей должна стать средняя цена импортного газа для Украины в 200-230 долларов за 1000 кубометров.
Еще одно важное преимущество нового договора — принципиальное согласие России и Казахстана, сразу после начала полноценной работы ЗСТ отменить пошлину на экспорт нефти в Украину. Существующая пошлина, защищающая российских, казахских и белорусских производителей нефтепродуктов, составляет 450 долларов за тонну нефти и делает работу большинства украинских НПЗ нерентабельной.
Кому продаст «Лукойл»?
Прекрасной иллюстрацией того, что производить в Украине бензин попросту не выгодно стала озвученная на прошлой неделе Вице-президентом «Лукойла» Геннадием Федотовым информация о том, что компания рассматривает возможность продажи Одесского НПЗ. Как известно, из-за низкой рентабельности и невозможности нормально загрузить завод сырьем, Одесский НПЗ простаивает с октября 2010 года, принося «Лукойлу» одни убытки. Так что решение второго по объемам российского производителя нефтепродуктов более чем логично. По словам Федотова, на актив уже есть претенденты, но кто именно он не сообщил. Впрочем не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы вычислить потенциального покупателя. Это или ТНК-ВР, уже владеющий Лисичанским НПЗ, или какое-то из предприятий украинского газохимического магната Дмитрия Фирташа, или группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, которой принадлежит «Укрнафта», контролирующая более 50% украинской нефтедобычи. На этом перечень претендентов по сути заканчивается. Смею предположить, что покупателем будет именно «Приват», поскольку принадлежащая ему «Укрнафта» реально может загрузить мощности НПЗ сырьем. А если Россия с Казахстаном действительно отменят пошлину на нефть, то для Коломойского и Боголюбова покупка Одесского НПЗ станет вдвойне выгодной сделкой. Впрочем не исключено, что в свете договора о ЗСТ «Лукойл» пересмотрит свое решение и откажется от продажи.
Куда ж без недостатков?
В потенциальных достоинств у ЗСТ СНГ много. К уже перечисленному можно добавить огромные возможности для ввоза в Россию украинского металлопроката, химических удобрений, молочных продуктов, кондитерских изделий и других товаров, раз за разом натыкавшихся на барьеры из пошлин и квот. Так что на улице Ахметова, Фирташа, Коломойского, Порошенко и других отечественных акул производственного капитализма вступление в силу ЗСТ СНГ будет означать большой праздник. Легче станет жить на свете ВПК, космо и авиаопрому.
А вот кому точно придется несладко, так это производителям автомобилей (в первую очередь Тариэлю Васадзе и его АвтоЗАЗу) предприятиям легкой промышленности, торговым сетям бытовой техники и собственно немногочисленным производителям этой самой бытовой техники. Спасающие от разорения свою легкую промышленность белорусы вполне способны завалить Украину легпромным демпингом (как некогда поляки с турками), а автомобили и бытовая техника пойдут неудержимым потоком из России. Вместе с российскими бизнесменами, желающими сыграть на поле украинской розничной торговли. Да и акулам капитализма есть о чем задуматься. В конце концов у их прямых российских конкурентов мышцы побольше и зубы поострее. Могут попытаться съесть. В общем как и в любом соглашении или договоре недостатков хватает. Главная задача -- грамотной политикой свести к минимуму влияние этих недостатков и полностью реализовать потенциал преимуществ. Сумеем ли мы это сделать, в нашем динамичном мире станет ясно очень быстро. Так что будем ждать. Благо, если верить Николаю Азарову ждать недолго — по его прогнозу уже в январе 2012 года Зона Свободной Торговли между странами СНГ вступит в свои права.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |