![]() |
|
![]() |
![]() |
События последних дней, когда армия Турции начала против курдов на своей и сопредельной территории Северного Ирака полномасштабную боевую операцию, еще раз подтвердили значимость курдской проблемы для региона.
Курды — 35‑миллионная нация — один из древних народов Азии и самый многочисленный народ мира, не имеющий собственного государства. Курдистан (буквально — страна курдов) образует территорию на Юго-западе азиатского материка, где курды составляют абсолютное или относительное большинство. Название это имеет не государственно-политический, а этногеографический смысл. А территория, заселенная курдами, поделена между четырьмя государствами — Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.
Историческая ситуация на Ближнем Востоке всегда складывалась не в пользу курдов.
Главная особенность геополитического положения Курдистана издавна состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империй, Арабского халифата, Ирана) и постоянно привлекал внимание иноземных завоевателей.
Со времени образования Халифата вплоть до наших дней курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких, монгольских, туркменских, персидских и других поработителей. Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и такими крупными странами, как Египет и Сирия. Знаменитый полководец курд Салах ад-Дин, много лет правивший Египтом, сумел объединить под своими знаменами арабов, курдов и другие народы и достиг значительных успехов в борьбе с крестоносцами.
В эпоху раннего феодализма курдские династии пользовались большим политическим влиянием на Ближнем Востоке и сыграли значительную роль в судьбах народов региона.
С начала XVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили две мусульманские державы — сефевидский Иран и Османская империя. Итогом этих войн стал Зохабский договор 1639 г., разделивший Курдистан на турецкую и иранскую части, и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского народа. Правительства Османской империи и Ирана старались ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, еще более усилил феодальную раздробленность страны.
В новое время освободительная борьба курдов продолжалась. На протяжении всего XIX в. она выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским и шахским режимами. После Первой Мировой войны Великобритания и Франция «раскроили» Ближний Восток по своему усмотрению, создав никогда ранее не существовавшие страны в соответствии со своими интересами, полностью игнорируя местные реалии.
Курды никогда не мирились со своим положением изгоев. В 1925 году состоялось их первое крупное выступление. Это восстание, и более поздние — в 1929 и 1937 годах — были потоплены в крови. Преследование и уничтожение курдского населения стало политикой турецкого правительства. Курдам официально запретили говорить на своем языке. Книги на их языке были сожжены. Слова «курд» и «Курдистан» были вычеркнуты из учебников, а самих курдов объявили «горными турками».
В целом, курдское движение в Турции можно разделить на три этапа. Первый — с 1923 года по конец 1960‑х годов, был отмечен стихийной борьбой, но слабо организованными восстаниями, которые подавлялись турецкой армией. Следующий — с конца 1960‑х годов до 1984 год отличался тем, что пришли массовые и организованные политические партии с идеологией курдского национального движения. И третий этап — с августа 1984 года, когда РПК (Рабочая партия Курдистана создана Абдуллахом Оджаланом 27 ноября 1978 г.) начала войну с официальными властями Турции. Эта война идет и в наше время.
До 1999 года РПК выступала с радикальным требованием — провозглашение единого и независимого Курдистана, объединяющего курдские территории, ныне входящие в государственные границы Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Но с 1999 года РПК выдвинула требования близкие и понятные основной массе курдского населения, а именно: предоставление автономии, сохранение национальной самобытности, практическое уравнивание курдов в правах с турками, открытие национальных школ и введение теле — и радиовещания на курдском языке.
17 июля этого года Союз курдских неправительственных организаций «Конгресс демократического общества» объявил о создании курдской автономии в составе Турции.
В настоящее время, проведя военные операции против своих курдов, Турция с 21 октября, начала наземную операцию с использованием авиации на севере Ирака, где, по мнению Анкары, расположены основные лагеря курдских партизан. В крупномасштабной операции, проводимой одновременно в пяти районах участвуют 22 батальона при поддержке танков, тяжелой артиллерии, а также фронтовой и армейской авиации.
Известно, что турецкие ВВС уже нанесли ракетно-бомбовые удары по ряду объектов Курдской рабочей партии в регионах Кандиль, Зап, Хинере, Хакурк, Метина. Согласно сведениям турецкой разведки, там расположены различные лагеря и базы экстремистов.
Ранее президент Турции Абдулла Гюль пообещал отомстить курдам за атаки на турецких военных. Глава государства подчеркнул, что месть будет «очень большой». В свою очередь, курды пообещали Турции мощный ответный удар, если страна будет проводить военные операции за пределами своих государственных границ.
* * *
Курды Ирака безуспешно сражались за независимость еще с 1920‑х годов. Однако после американской оккупации Ирака 2003 года ситуация резко изменилась. Хусейн отправился на виселицу, центральное правительство в Багдаде стало очень слабым, а в конституции страны северным провинциям Ирака, где, собственно, проживают курды, дали некоторую автономию. И они этим воспользовались, причем достаточно успешно: в Эрбиле, Дахуке и Сулеймании начался настоящий строительный бум. Этому в немалой степени способствовали нефтедоллары из соседнего Киркука, неформально являющегося «ассоциированным членом» Курдистана.
Жизнь иракских курдов вроде бы начала налаживаться. Но не тут-то было. За их успехами очень неравнодушно следят все соседи. Турция и Иран опасаются, что их курды потребуют того же, что уже получили их иракские соплеменники — автономии с потенциальной возможностью выхода из состава страны. Это очень беспокоит иракских арабов, которые опасаются потери нефтяных полей и инфраструктуры Киркука. Американцы тоже якобы «переживают» за целостность Ирака, и не хотят портить отношения с ключевым союзником — Турцией. В общем, иракские курды в очередной раз стали костью в горле — причем, не только у своих соседей, но и у их покровителей из Вашингтона.
Ситуацию усугубляет еще и то, что сами курды вовсе не намерены довольствоваться достигнутым. Мечта о создании большого Курдистана никуда не делась, чувство острой несправедливости в отношении целого народа не дает им покоя. Понимая, что в соседних странах никто просто так их права расширять не собирается, они снова начали действовать.
Курды хотят увеличить автономность своей области на севере Ирака и включить в него нефтеносный район Киркука. Этот город (и одноименная провинция) — настоящий котел всевозможных противоречий. Во-первых, прямо под ногами тут четыре процента мировых нефтяных запасов (для сравнения: во всей Ливии — три процента, экспорт нефти из Курдистана составляет сейчас150 тыс. барр. нефти в день, — авт.). Одно это делает Киркук уникальным: город по праву считается нефтяной столицей нефтяной страны. Во-вторых, при Хусейне курдов, считающих Киркук своей древней столицей, оттуда активно изгоняли. После оккупации Ирака пошел обратный процесс — изгоняли уже арабов других национальностей, а их место занимали курды. В итоге ситуация конфликтности достигла высшей точки, за которой вполне логично может последовать гражданская война.
Вопрос о принадлежности провинции в 2007 году должен был разрешить референдум, но его, опасаясь возможных осложнений, решили не проводить. Если бы вся нефть оказалась в руках курдов, то им бы уже ничего не мешало объявить о независимости от Ирака.
И в Иране борьба курдов за свою независимость продолжается уже долгие годы. В последнее время ее возглавляет «Партия свободной жизни Курдистана» (ПСЖК), которая является ответвлением Курдской рабочей партии. Формально она ведет борьбу не за отделение курдских областей от Ирана, а за предоставление им автономии. Также в их программе большое внимание уделено замене теократического устройства общества на демократическое. А поскольку у ПСЖК нет возможности заниматься политикой в Иране легально (организация там запрещена — как террористическая), курды то и дело наносили удары по армейским патрулям, пограничным заставам и прочим мелким целям. Иранцы вяло отвечали, отлавливая боевиков и организовывая облавы на их лагеря.
Но после недавнего убийства курдскими боевиками одного из генералов Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Аббасали Яннесари, столкновения между КСИР и Партией свободной жизни Курдистана активизировались. Иран выдвинул к иракской границе пять тысяч солдат и офицеров КСИР, а также тяжелую технику и артиллерию. Началась полномасштабная операция против боевиков ПСЖК, в рамках которой иранские войска перешли границу Ирака. Более того, несколько приграничных населенных пунктов подверглись артиллерийскому обстрелу с иранской стороны.
Ввиду удаленности региона о том, как именно идут боевые действия, достоверной информации нет. И курды, и иранцы сообщают о своих победах и десятках жертв у противника. Истина, как обычно в таких случаях, должна быть где-то посередине.
О том, что и у курдов дела идут не лучшим образом, свидетельствует тот факт, что у иранского консульства в Эрбиле (Ирак) прошла манифестация протеста. Местные жители требовали от Тегерана немедленно вывести войска со своей земли. В противном случае, они грозились закрыть пограничный переход, из которого в Ирак поступает значительная доля иранского экспорта.
Сирийский Курдистан. Здесь курды составляют около 10 процентов 20‑миллионного населения Сирии. Им не разрешается преподавать в школах курдский язык, обладать собственным радиовещанием. В 2004 году курды устроили бурные протесты против дискриминационной политики сирийских властей. Когда в 2011 году по всей Сирии вспыхнули массовые выступления против президента Асада, курды в значительной степени поддержали протесты. В начале восстания Башар Асад попытался успокоить курдов, предоставив гражданство десяткам тысяч из них. Кроме того, жертвы в курдских районах до сих пор были не столь значительными по сравнению с другими районами.
Но на днях в Сирии курдские активисты объявили о начале вооруженного восстания против сирийских властей. Как сообщал «Мигньюс», это случилось после того, как сирийские военные убили одного из лидеров курдской оппозиции Машаля аль-Тамо в городе Камышли на северо-востоке Сирии. Аль-Тамо был яростным критиком сирийских властей и президента Сирии. Его выпустили из тюрьмы в начале 2011 года. Это убийство осудили многие страны, в том числе США.
Анализ, создавшейся в Курдистане и вокруг него, ситуации был бы не полон, если не упомянуть особые отношения между курдами и евреями. Согласно результатам исследований группы ученых-генетиков, возглавляемой профессорами Еврейского университета Ариэллой Оппенхейм и Мариной Фейрман, генетическое сходство еврейского народа и жителей современного Курдистана выражено значительно активнее, чем между евреями и другими арабскими народами, в окружении которых они живут.
Это исследование проводилось с учетом всех самых последних достижений в области расшифровки генома человека и с использованием гораздо более точных приборов. По мнению ученых, евреи и курды имели общих предков, проживавших в районах современной границы Ирака и Турции. Предполагается, что некоторые из них в какой-то момент времени откочевали на юг, заселив впоследствии побережья Средиземного моря.
Особые отношения Израиля и курдов вновь проявились во время операции США и международной коалиции против Ирака в 1991 году после оккупации последним Кувейта. Как известно, после начала активной фазы операции «Буря в пустыне» среди шиитов на юге страны и на курдском Севере вспыхнули инспирированные союзниками восстания против багдадского режима. Эти восстания были жестоко подавлены правительственными войсками. Еврейские организации по всему миру развернули активную кампанию по организации помощи курдам Ирака, а также мощные пропагандистские и лоббистские мероприятия в правительствах своих стран, особенно в США, по оказанию давления на Ирак. Сам Израиль продемонстрировал свои симпатии к курдам путем организации широкомасштабных поставок через турецко-иракскую границу медикаментов, продуктов первой необходимости, одежды и палаток. Данная кампания во многом была организована общиной иракских евреев Израиля. Иракские евреи даже организовали масштабную демонстрацию у резиденции израильского премьера Шамира в Иерусалиме, в ходе его встречи с госсекретарем США Джеймсом Бейкером, призвав американское правительство защитить курдов от репрессий со стороны Саддама Хусейна.
Как бы то ни было, абсолютно ясно, что создание курдской автономии на севере Ирака после агрессии США против Ирака в 2003 году и расправы с Саддамом Хусейном, привело к началу нового этапа в отношениях Израиля и курдов. Сотрудничество между Израилем и КАР осуществляется на самом высоком уровне. В 2004 израильская газета «Haaretz newspaper» сообщила, что израильские официальные лица встречались с М. Барзани и Дж. Талабани, а премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подтвердил наличие хороших отношений с иракскими курдами.
Хашави Бабакр, представитель Демократической партии Курдистана в странах СНГ, полагает, что между курдами и израильтянами «наблюдается явное совпадение интересов, и оба народа являются естественными союзниками». «К сожалению, — замечает он, — факторы тактического плана не давали до сих пор полноценно реализоваться возможностям, заложенным в курдско-израильских отношениях».
По сведениям американского «The New Yorker magazine», израильская разведка активно действует в курдских районах Ирана, Сирии и Ирака, проводя секретные операции, которые могут дестабилизировать весь этот регион. Израильские оперативники работают в Курдистане, создавая и обучая курдские отряды специального назначения и проникая с помощью курдов в Сирию и Иран. Израильские коммандос в сопровождении курдов проникают в Иран для установления сверхчувствительной аппаратуры по слежению за иранскими ядерными объектами. Поддерживая союз с курдами, Израиль получает глаза и уши в Иране, Ираке и Сирии. Кроме того, Израиль очень серьезно тренирует курдский спецназ, готовя его к выполнению той миссию, которую не смоги осуществить американские коммандос — проникать в ряды исламской оппозиции в Ираке, собирать разведданные и ликвидировать главарей суннитских и шиитских «мятежников» в Ираке. Израиль намерен также использовать, уже упоминаемые выше, курдские отряды «Пешмерга», как силы, способные противостоять как светской, так и исламской оппозиции в Ираке.
Стоит отметить, что в период нынешнего обострения израильско-турецких отношений, Тель-Авив, судя по всему, планирует использовать для давления на Анкару курдскую проблему. Так, министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в интервью израильским телеканалам подчеркнул: «Есть многомиллионная курдская нация, и не все курды состоят в PПK (Рабочая партия Курдистана)».
Надо признать, что, в целом, среди курдов сегодня в значительной части доминирует позиция автономизации в пределах уже существующих государственных образований. Однако ни Турция, ни Иран, ни Сирия, мягко говоря, не готовы к тому, чтобы идти на столь радикальный шаг, и давать курдам желанные автономные права. Пример Ирака в данном случае показателен, и повторять эксперимент ни турки, ни иранцы, ни сирийцы не спешат.
Следует признать, что Курдистан пылает, здесь идет, пока не очень афишируемая ее участниками, война. Интерес курдов, (точнее, РПК) в региональной войне заключается в ее затягивании и обессиливании всех ведущих участников. В этом интересы РПК смыкаются с интересами Израиля — и израильтяне с превеликим удовольствием помогают курдам усилить свои возможности.
Стоит добавить, что курды всегда, на протяжении веков, были пешками в чужих играх за гегемонию на этом пространстве. Они воевали за освобождение Иерусалима от крестоносцев под зеленым знаменем ислама, за величие и славу Османской империи на Балканах и Кавказе, за английские интересы на Ближнем Востоке в Месопотамии. И, судя по всему, этот свободолюбивый народ в нынешнее время собираются использовать «в темную», друг против друга, основные игроки региона. Вот только о государственности для этой многострадальной нации речи не идет.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |