![]() |
|
![]() |
![]() |
Этим летом на сайте «Заказухе НЕТ!», позиционирующем себя как «сайт журналистской инициативы», да еще с отсылкой к уважаемому изданию «Главред», была опубликована статья под названием «Новые попытки дискредитации ГПЗКУ», в которой была подвергнута критике моя статья в газете «Час пик» (№25(529) от 26.06.11) под заголовком «Программа форвардных закупок на самом деле является легальным способом разорения хозяйств с последующей сменой их собственников».
Мои доводы объявлялись чуть ли не попыткой дискредитации Государственной продовольственно-зерновой корпорация Украины, образованной в прошлом году.
Я бы не стал уделять этой критике внимания, если бы по прошествии времени не увидел в ней того, что было видно сразу, и что (как я надеялся) могло бы проясниться позднее.
Не прояснилось. Поэтому только сейчас и взялся за перо.
Под «прояснением» я ожидал появления авторства. Потому что критика была анонимной — вообще без подписи, хотя в тексте постоянно употреблялось местоимение «мы». Кто эти «мы» мне до сих пор неизвестно. Тем не менее, «они», то есть, авторы, грудью ставшие на защиту ГПЗКУ, в особенности, ее структурного подразделения «Хлеб Инвестбуд», возмутились тем, что в публикации «Час пик» отмечалось крайне небольшое число сельхозпроизводителей, принявших участие в форвардной кампании. «Они» пишут: «При этом, в статье отмечается, что форвардные контракты заключались в самых отсталых аграрных областях Украины, заключено их минимальное количество (что удивительно, статистика приводится верная), аграриев принуждают заключать контракты на абсолютно невыгодных условиях, и вообще, можно констатировать, по мнению авторов публикации, полный провал государственных инициатив в данной сфере».
Как видим, таинственных защитников ГПЗКУ удивила… точность приведенных в «ЧП» цифр. Чтобы читателю было понятней, о чем идет речь, позволю себе вспомнить один абзац из моей публикации, вызвавший такое волнение у «них». Цитирую: «Как сообщили в пресс-службе ГПЗКУ, первый этап форвардной программы компания «ХлебИнвестбуд» осуществила с 18 марта по 29 апреля 2011 г. заключением 1168 форвардных контрактов на поставку 860 тыс. тонн зерновых на общую сумму свыше 1,5 млрд. грн., и выплатой сельхозпроизводителям 50% от стоимости законтрактованного урожая в сумме 750 млн. грн. Второй этап ненамного изменил статистику. Впечатляет? А теперь, традиционно, займемся арифметикой. Не секрет, что в Украине существуют более 15 тысяч сельхозпроизводителей, и более 40 тысяч фермерских хозяйств. То есть, выходит, что в «украинского аграрного форварда» поверили аж чуть более 2 процентов аграриев!? Больше всего форвардных контрактов было заключено с производителями Ривненской, Сумской, Киевской, Полтавской, Винницкой и Харьковской областей».
Что тут можно опровергнуть? Кроме того, «они» приписывают «ЧП» строчки, которых в вышеупомянутой статье нет и в помине, к примеру, «форвардные контракты заключались в самых отсталых аграрных областях Украины». Как можно вышеперечисленные области относить к самым отсталым?
Вернемся опять к конкретным цифрам. Много или мало для Украины, закупленного «по форварду» зерна в объеме 860 тыс. тонн? Побойтесь бога, ведь, это менее 2 процентов от произведенного в этом году! К сказанному стоит добавить, что за пару месяцев до публикации в «ЧП» возмутившей «их» статьи, многие участники агрорынка обращали внимание на то, что заявленная правительством сумма форвардных контрактов не будет иметь влияния на проведение посевной. Для этих целей, даже по подсчетам Минагро, нужно было около 22‑23 миллиардов гривень. Может ли в таких условиях сыграть существенную роль выделенная государством сумма в 15 раз меньше!? Так в чем же не прав «ЧП»?
Как «льготили» украинских «форвардов»
Чтобы перейти к следующей стороне проблемы опять процитируем «их». По их мнению, «следует отметить, что приводимые в статье выводы абсолютно не соответствуют действительности и полностью искажают саму суть форвардной программы и результаты работы ГПЗКУ в данном направлении».
Ну, что ж, перейдем к тому, что писал «ЧП»: «Продать зерно по форвардным контрактам на условиях «Хлеб Инвестбуд» согласится лишь небольшая часть сельхозпроизводителей — в основном на это пойдут те, кто испытывает острый дефицит в оборотных средствах», — говорит председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич: «Государство вновь опоздало с программой форвардных закупок — через несколько недель (интервью было зимой, — авт.) начнется посевная кампания, основной объем минудобрений и топлива уже закуплен, так что из-за отсутствия спроса, они и так значительно упадут в цене».
Да извинят меня «они», но опять перейду к цифрам. На сегодняшний день, по данным, предоставленным Министерством аграрной политики и продовольствия, ежегодная потребность АПК в нефтепродуктах составляет 1,38 млн. т ДТ и 368 тыс. т бензина. Из них: на период весенне-полевых работ — 404 тыс. т ДТ и 106 тыс. т бензина; на период уборки ранних зерновых и зернобобовых — 472 тыс. т ДТ и 137 тыс. т бензина; на период осенних полевых работ — 498,1 тыс. т ДТ и 124,9 тыс. т бензина.
В 2011 году в апреле профильный министр Николай Присяжнюк был прагматичен в обещаниях: «В целом будет 150 тыс. т удешевленного дизтоплива, 50 тыс. т бензина и 600 тыс. т удобрений». При этом ресурс становился доступен только для производителей, работающих по государственному заказу. Такая политика сразу сузила круг льготников. При этом объективно отстранения остальных не произошло, ибо работающие не по госзаказу уже давно абстрагировались от сотрудничества с государством в топливной сфере.
Близкое к «ним» и, конечно, к ГПЗКУ информационное агентство недавно с непередаваемым восторгом сообщило: «Аграрии, которые заключили форвардные контракты, обеспечивались минеральными удобрениями и горюче-смазочными материалами по ценам на 15‑20 процентов ниже рыночных. В целом за время реализации упомянутой программы, крестьяне получили 150 тыс. тонн аммиачной селитры на сумму 422,2 млн. гривень, а также 10 тыс. тонн дизтоплива и около 4 тыс. бензина на общую сумму 134 млн. гривень».
Впечатляет? А теперь зададимся вопросом: «Почему же эти привередливые украинские аграрии не оценили широкий «льготный» жест государства и не выкупили по опять же льготной цене более 90 процентов дизтоплива и бензина, 3/4 выделяемого объема удобрений?» Может быть, «они» знают ответ на этот вопрос?
Пару слов о цене
Но, может, «они» опровергнут приведенную в «ЧП» мысль о том, что «естественно, что, кроме всего, аграрии боятся прогадать, продав зерно, которое впоследствии может существенно подорожать. Ассоциация фермеров уже заявила, что с учетом роста себестоимости производства зерна, цены в 1500‑1700 за тонну уже не удовлетворяют аграриев. А это именно те цены, по которым осуществляется форвардная программа. «Как это ни парадоксально, проиграть от такого форварда могут в первую очередь сельхозпроизводители, которые сами не имеют навыков экспортной торговли, из-за того, что цена фиксируется до начала вегетации, а ресурсы продолжают дорожать и дальше» — констатирует Генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа»?
А что скажут «они» еще об одной цитате из «ЧП»: «Слово еще одному специалисту. «Хлеб Инвестбуд» рассчитывает, что ему удастся закупить зерно подешевле в условиях искусственно закрытого экспорта и разницы цен между мировым и внутренним рынком почти в 100 долларов, — сказал в допосевной период директор консалтинговой компании AAA Сергей Наливка. — Аграрии, согласившиеся на условия компании, значительно проиграют: из-за роста цен на минудобрения и горюче-смазочные материалы только себестоимость пшеницы нынешнего года составит 1,6 тыс. грн./т. Многим будет проще сократить посевы, чем продавать в госрезерв зерно в убыток».
Стоит напомнить, что недавно Центр рыночных реформ озвучил шокирующие цифры: средняя рентабельность даже крупных (не говоря о мелких) производителей зерна в Украине не превышает 6‑7 процентов, тогда как трейдеры «наваривают» на экспорте до 60 процентов.
Впрочем, «они» очень просто отмели мнения десятков экспертов, выдержек из публикаций многочисленных СМИ, приведенных «ЧП» в «возмутительной» статье, одной глубокомысленной фразой: «И хотя данное издание ранее не отмечалось подобными публикациями, однако, общий стиль (использование явно неправдивой информации, фальсификация данных, перекручивание фактов) и тональность, а также использование комментариев определенного пула «спикеров», однозначно свидетельствует об идентичности источников данной публикации и предыдущих статей в направлении дискредитации ГПЗКУ».
Не учли «они» и мнение зарубежных экспертов. «ЧП» в статье отмечал: «Возмутились, как ни странно, даже американцы. Директор управления торгового представительства США (USTR) по вопросам России и Евразии Бетси Хефнер несколько месяцев назад наивно возмущалась: «В январе при распределении квот ни одна американская компания, как и большинство транснациональных зернотрейдеров, не смогли получить квоту. При этом значительные объемы были выделены относительно молодой компании «ХлебИнвестбуд». По ее словам, «в некоторых кабинетах в Вашингтоне это назвали дискриминацией. Все эти новшества — два из которых уже введены, а два еще готовятся, заставляют подозревать монополизацию зернового рынка».
Осталось уточнить у «них»: если в ГПЗКУ так пекутся о родной стране, то почему их основные усилия направлены не на удовлетворение внутренних потребностей страны, а на экспорт зерна? В конце августа генеральный директор ООО «Хлеб Инвестбуд» Роберт Бровди заявил: «Если в прошлом году наша доля в экспорте составила 10 процентов, то в этом мы рассчитываем занять от 20 до 25 процентов». По его словам, компания намерена в текущем маркетинговом году экспортировать 5 млн. тонн зерна против 1,2 млн. тонн в прошлом сезоне.
Интересно мнение о форвардной программе аграриев нашей области. Руководитель крупного сельхозпредприятия Березовского района Николай В.: «В «жмурки» с государством предпочитаю не играть. Лучше уж возьму кредит в банке, тем более что оформление «форварда» требует столько бюрократической волокиты и затрат, начиная с оформления страховки и заканчивая взяткой, что поневоле откажешься. Пару лет назад пробовал, с тех пор зарекся». Фермер из Коминтерновского района Сергей С.: «Узнал, что ООО «Хлеб Инвестбуд» на 51 процент принадлежит частникам. Читал еще весной, сколько они «наваривают» на нашем зерне. Обращусь к ним только в крайнем случае». Крупный фермер из Ивановского района: «Лучше бы дотировали сельхозпроизводство на каждый гектар посевов, а так только разговоры о государственной поддержке, льготах и т. д.». Справедливости ради надо сказать, что есть и сомневающиеся, готовые, увидев положительные результаты от форвардных закупок, присоединиться к программе. Но пока не очень то торопятся.
И последнее. Особенно не понравились «им» заключительные слова статьи «ЧП»: «Что же до форвардных контрактов и «ХлебИнвестбуда» — то здесь все ясно и «прозрачно». С самого начала и эта «идея», и появление этого «игрока» на рынке преследовало единственную цель — закрепостить крестьянина еще круче, и «дать заработать своим» на квотах. Кто стоит за этой обновленной системой грабежа села догадаться несложно».
Действительно, несложно. Сложнее догадаться, кто же тот аноним, который сочиняет «критику», изобилующую к тому же большим количеством фактических ошибок, да еще на сайте «журналистской инициативы». Или «инициатива» как раз и состоит в том, чтобы ее же и дискредитировать? Если так, то снимаю шляпу: это «новое слово» в борзописании. К журналистике, правда, отношения не имеющее…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |