![]() |
|
![]() |
![]() |
О том, что вопросы интеграции республик бывшего СССР по-прежнему актуальны, говорит факт проведения совместной конференции представителей экспертного сообщества России, Украины и Белоруссии, которая состоялась 18‑20 октября в Ялте при организационном содействии журнала «Международная жизнь». В работе этой конференции принял участие и наш корреспондент Владислав Гулевич.
Найти ответ на главный вопрос, как же нам все-таки объединиться, нельзя без определения тех факторов, которые препятствуют этому объединению. Факторов не только внешних (в лице Вашингтона и его союзников), но и внутренних (в лице местных элит).
Евразийский Союз создается интенсивнейшим образом все последние 20 лет. Он создается вне нас и помимо нас. И одним из модераторов таких проектов является Турция. Там понимают, что не экономика только может стать объединяющей нас, а какая-то идея. В известном смысле, кажется, они переписывают программу действий Советского Союза двадцатых, тридцатых и сороковых годов. Например, они по всему миру создают учебные заведения — более тысячи: 200 университетов и 800 лицеев и школ на территории постсоветских государств. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Грузии, Азербайджане, России (Москва и Санкт-Петербург), в Потсдаме и Лондоне открыты университеты. Именно идеологические смыслы объединяют. Они заполняют пустое пространство с нужным им интеллектуальным и духовным смыслом…
Краткий анализ выступавшими текущих интеграционных процессов между тремя братскими республиками выявил нелицеприятные факты. Из всех трех стран Украина — наиболее прозападное и наименее патриотическое государство, ибо тяжело считать за патриотизм безудержное желание Киева оторваться от своих древнерусских корней и уйти в нелепое «самостийное плавание».
Формально Украина даже не является членом СНГ, поскольку до сих пор так и не ратифицировала Устав данной организации. Для сравнения: большинство проектов, в которых участвует Белоруссия, имеют проевразийский смысл. Большинство проектов, в которых принимает участие Украина — это разработанные западными стратегами модели развала единого геополитического пространства бывшего СССР и их поштучного затаскивания в орбиту американского влияния (ГУАМ, Балто-Черноморский союз и прочее).
Наиболее ярким случаем искусственного торможения украинскими властями интеграционной динамики является отказ от присоединения к Таможенному Союзу России, Белоруссии и Казахстана. С легкостью подчинившись давлению Запада, Киев в ущерб собственной экономике и собственному народу избрал прозападный вектор развития, хотя известно, что от сближения с ЕС выиграют только представители нескольких олигархических кланов, засевшие в министерских креслах, но не народ. Замечено, что Украина бежит целоваться с Европой сразу, как только ей нужен союзник в противостоянии с Россией или Белоруссией. Но Киев тут же готов со слезливым пафосом клясться в любви к Москве, как только Брюссель даст ему ногой под зад. Так и носится Украина туда-сюда, потирая ушибленное место, и не страдая мучительной гордостью.
Таким образом, Украина представляет собой наиболее явный случай политического вредительства внутри СНГ. Украина — это латиноамериканская модель, когда все в стране принадлежит десятку семей.
Несомненно, у каждого государства есть свои интересы, и порой Астана и Минск тоже вступают в полосу непростых отношений с Кремлем. Но они находят способ решения возникающих проблем в своем тесном кругу, без привлечения третьих сторон, которые только и ждут, как бы укрепиться за счет наших внутренних дрязг.
Евросоюз тоже возник не на пустом месте, а в процесс интеграции двух центральных, «ядерных» (ядерных в смысле составляющих ядро, а не ядерное оружие, — прим. авт.) государств Европы — Франции и Германии. Вокруг этих ядер со временем началось формирование нового геополитического субъекта, каковым и является Европейский Союз. На просторах СНГ интеграция идет через пень-колоду, потому что из двух ядерных государств — России и Украины — одно (Украина) продолжает вставлять палки в колеса другим, привередничая и капризничая, с явным намерением набить себе цену. Это лишает весь регион необходимой стабильности и безопасности, т. к. интеграционное ядро — это еще и механизм предотвращения вооруженных и экономических конфликтов в регионе. Нет ядра — есть хаос и анархия, а, значит, нет логической упорядоченности, а есть неумная конкуренция, продиктованная не интересами государства, а личными интересами тех, кто стоит у руля государства.
Как пример, — отказ Киева от тесного сотрудничества с Минском и Москвой в военно-промышленной сфере. Утверждаться на рынке вооружений Украина и Россия должны сообща. Но Запад не хочет видеть ни Украину, ни Россию в виде высокоразвитых в технологическом плане государств. Порознь мы Западу милее, чем вместе. Кооперация с Европейскими партнерами — не более чем миф. Директор «Мотор — Сич» Вячеслав Богуслаев завил, что уже не один год его предприятие не может приобрести в Германии высокотехнологическое оборудование, поскольку наши «добрые европейские друзья» составили что-то вроде «черного списка», куда внесли предприятия ВПК Украины и России, с которыми сотрудничать нежелательно из соображений безопасности, т. е., чтобы не взрастить конкурентов.
Но упрямство украинской элиты, пресмыкающейся перед Западом, может дорого обойтись украинскому народу. Наше государство может оказаться в «серой зоне», т. е. ни в ЕС, ни в Таможенном Союзе. «Серая зона» — это средоточие неупорядоченных политико-экономических процессов, режиссеры которых сидят далеко от места происшествия, и, умело дергая за ниточки, создают проблемы своим конкурентам. Конкурент Запада — Россия. Западу крайне важно сделать необратимым процесс распада постсоветского пространства, «застолбить» эти земли за собой, не позволить им вновь обрести черты независимого геополитического субъекта. И в этом деле у Запада вот уже на протяжении 20 последних лет есть надежный и неприхотливый союзник — Киев. При этом Киев не обязательно даже принимать в ЕС или иные глобалистские структуры. Достаточно заставить его участвовать в глобализационных процессах, выгодных западной экономике и западной политике и тогда, оставаясь номинально независимым, Киев будет работать на дядюшку Сэма (почти за «спасибо»).
Заинтересованность Запада в «серой» Украине — налицо. Украина — это часть Черноморско-Каспийского региона, который был периферийным во времена «холодной войны». Но нам захотелось стать независимыми. И теперь за эту независимость мы расплачиваемся тем, что наша республика превратилась в передовую линию противостояния. А с тех пор, как в Черноморско-Каспийском регионе были обнаружены залежи энергоносителей, можно не сомневаться, что Запад нас в покое не оставит.
В недрах ЦРУ уже действует оперативное подразделение по отслеживанию политических процессов в причерноморских государствах. Брюссель уже выдвинул новую идеологему, призванную оправдать вмешательство Запада — «Черное море, частично, уже внутриевропейское море».
Из этого следует необходимость оттолкнуть от моря Россию, загнать окончательно в кабальные отношения Турцию и превратить в «серую зону» Украину, которой закупорят для Росси «окно в Европу». Турецкий генерал Т. Кылынч несколько лет назад написал статью «Турция должна выйти из НАТО», где доходчиво объяснил, что участие Анкары в этом союзе — во вред самой же Анкаре. Но пока турецкие элиты побаиваются окрика из Вашингтона, и по-прежнему сидят в НАТО.
Туда же, на Запад, очень хотят и в Киеве. Помниться, на одной из конференций в Будапеште в конце 1990‑х целая команда украинских экспертов (10 человек) на вопрос «Где будет Украина через 10 лет?» хором отвечали: «В Евросоюзе и НАТО!». Возникает вопрос: что это за эксперты такие (целая команда!), которые всей гурьбой ошибаются, причем ошибаются фундаментально. Украина за 10 лет не попала ни в ЕС, ни в НАТО. Очевидно, что экспертное сообщество на Украине ощущает на себе давление властных структур, и произносят на публике те лозунги, которые выгодны правящей верхушке.
Интегрировать пространство СНГ вынуждает геополитическая логика. Условная разделительная линия Калининград — Одесса — это линия противостояния цивилизаций с древних времен.
Вашингтон пытается не стереть эту линию, и не убрать ее во имя мира во всем мире, а, напротив, укрепить, обложить бетонными блоками взаимной вражды и недоверия, и не позволить нам жить единой дружной семьей. Украина, по территории которой и проходит эта линия, в стратегических планах Запада играет ключевую роль.
Параллельно с этим шевелится белорусская оппозиция, на деньги Варшавы бунтующая против Лукашенко. К сожалению, и среди белорусской власти есть высокопоставленные чиновники из числа сторонников вестернизации Белой Руси. Один из них — Павел Латушко, министр культуры, бывший посол Белоруссии в Польше и бывший оппозиционер. Говорит исключительно по-белорусски, поддерживает культурные проекты явно русофобского характера. С 2011 г. в белорусских учебниках истории Отечественная война 1812 г. именуется русско-французской войной, а официальная историография страдает, по меткому выражению одного из участников конференции, белорусского историка Александра Гронского, белорусоморфизмом, т. е. всем историческим событиям придается «белорусское лицо».
По воспоминаниям Александра Моисеева, бывшего российского дипломата, присутствовавшего на конференции, на дипломатическом приеме в кубинском посольстве честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне посол Белоруссии во время официального выступления заявил ошеломленным кубинцам, что это белорусы сокрушили Гитлера, что победа стала возможной исключительно благодаря участию в ней белорусов и т. д. Белорусский народ действительно понес ужасающие жертвы в этой войне, но победа — плод нашей общей жертвенности, а не примитивного областничества.
Как отметила на конференции международный обозреватель Елена Студнева, профессор Таврического Национального университета им. Вернадского Владимир Казарин обратил особое внимание на тот факт, что слово «русский» до 1917 года не было этнонимом, а было политонимом, т. е. названием населения всего государства. И беда Русского мира в том, что это слово стало этнонимом по чьей-то воле, а этнонимом было слово великороссы. Эстонцы и чехи, живущие в Крыму 150 лет, считают себя принадлежащими к Русскому миру. Они считают себя такими же хозяевами, как русские, украинцы и татары. 150 лет назад, после отмены крепостного права эстонцы приехали в Крым, и через 50 лет они сделали всем подарок: памятник затопленным кораблям в Севастополе — знаменитого эстонского скульптора Адамсона. Эта визитная карточка Русского мира создана этническим эстонцем, одновременно, конечно, русским человеком. Потому что он был гражданином Российской Империи.
Коснулся В. Казарин в своем выступлении и тематики создания единого Евразийского Союза на постсоветском пространстве: «Коллеги, хочу расстроить нас всех: Евразийский Союз создается интенсивнейшим образом все последние 20 лет. Он создается вне нас и помимо нас. И одним из модераторов таких проектов является Турция. Там понимают, что не экономика только может стать объединяющей нас, а какая-то идея. В известном смысле, кажется, они переписывают программу действий Советского Союза двадцатых, тридцатых и сороковых годов. Например, они по всему миру создают учебные заведения — более тысячи: 200 университетов и 800 лицеев и школ на территории постсоветских государств. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Грузии, Азербайджане, России (Москва и Санкт-Петербург), в Потсдаме и Лондоне открыты университеты. Именно идеологические смыслы объединяют. Они заполняют пустое пространство с нужным им интеллектуальным и духовным смыслом. Мы создаем историческое пространство такими темпами, как будто время остановилось и ждет. Оно не остановилось и не ждет! Оно быстро движется вперед, а мы — успеваем ли»?
Важно понимать, что современная интеграция — это «не просто торгово-экономическое сотрудничество. Это — сближение народов по всем азимутам, создание единого культурно-политического и социального ландшафта, а также наращивание темпов кооперации в военной сфере.
Если этого не сделаем мы, вместо нас это сделают другие. И не в нашу пользу.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |