![]() |
|
![]() |
![]() |
«Воз, который и ныне там», похоже, наконец сдвигается с мертвой точки. Уже в этом месяце одесские власти, после согласия и одобрения депутатов городского совета, намерены принять документ, которой станет, пожалуй, наиболее важным решением, принятым властью за последние годы. Речь идет о проекте, о который в течение многих лет ломалось столько копий, — многострадальном Генплане развития города на ближайшие двадцать лет.
ГЕНПЛАН РАЗДОРА
Напомним, что его разработка длилась не один год, давалась тяжело, и в итоге все вылилось в грандиозный скандал 2008 года, после которого лоббируемая предыдущим мэром Одессы Эдуардом Гурвицем инициатива захирела, поблекла и была отложена до лучших, в понимании экс-мэра, времен —которые, как известно, для него так и не наступили, потому что прошлогодние выборы он проиграл.
Но для начала разберемся, почему Генплан так важен для Одессы. Всё дело в том, что любому крупному населённому пункту план его развития крайне необходим. Это главный документ города, отсутствие которого делает развитие и застройку неорганизованными и хаотичными — то, что одесситы сейчас и наблюдают. И наоборот—утверждение нового Генплана положит конец хаосу, а в старой части Одессы, как предполагается, больше не будут появляться уродливые новоделы из стекла и бетона.
Предыдущий Генеральный план был утвержден еще в советские времена, в 1989 году — разумеется, что с тех пор многое изменилось. Распоряжение о начале работы над созданием нового, современного Генплана было дано мэром Русланом Боделаном в 2004 году. В течение трех с половиной лет его разрабатывал киевский НИИ «Гипроград» при участии еще нескольких организаций. Из трех вариантов развития —курортного, промышленного и многофункционального — был выбран последний, который вынесли на суд общественности в самом начале 2008 года. И практически сразу проект получил приставку «скандальный». Так его стали именовать потому, что из-за «профессионализма»
одесских чиновников и пера его киевских разработчиков вышло нечто объемное, на словах и в планах — грандиозное, но — увы! — совершенно не учитывающее местную специфику, и уж тем более — пожелания и замечания одесской громады. Дошло до того, что в 2008 году по городу прокатилась волна протестов — настолько массовая, что мэрии все же пришлось дать задний ход. Тогда, напомним, огромное количество одесситов после двух общественных слушаний, посвященных этому вопросу, с ужасом узнали, что их дома, расположенные в Люстдорфе и Чубаевке, Дмитровке и Молдаванке, переулках Матросова и Куйбышева и т. д. и т. п. — список растянется на страницу, — могут быть снесены. Естественно — руководствуясь высшими государственными интересами. Где-то, как в Черноморке и Дмитровке, на месте их домов должна была пройти новая автомобильная трасса, а например, сотни домов, расположенных на пяти улицах в микрорайоне Чубаевка (огромной территории в Киевском районе, состоящей из частного сектора—между улицами Толбухина, Дмитрия Донского и Ромашковой), по имеющимся в мэрии документам и вовсе никогда не существовали, вследствие чего, в соответствии с Генпланом, подлежали интенсивной застройке десятком многоэтажных жилых комплексов и бизнес-центрами. Масла в огонь подливал и сам одесский голова Эдуард Гурвиц, неоднократно заявляющий о том, что для цивилизованного европейского города территория домов частной застройки в Одессе «неоправданно велика» и требует пересмотра.
Однако признавать очевидные промахи Одесская мэрия, как всегда, не спешила, а противостояние вылилось в масштабную информационную войну. Сторона мэра в сюжетах провластных печатных и телевизионных СМИ утверждала, что «всё хорошо, прекрасная маркиза», а с экранов оппозиционных телекомпаний месяцами не сходили те самые жители города, чьи дома должны были быть принесены в жертву высоким интересам. Особую пикантность происходящему придавал тот факт, что этой огромной категории одесситов власти обещали разве что выплатить компенсацию, да и то — не по реальным рыночным расценкам, а по государственным, то есть за сущие копейки, а еще — переселить на окраину поселка Котовского. Понятно, что одесситы остались очень недовольны такими планами, и после массовывх протестов муниципалитет отступил — весной 2008 года проект Генплана был отправлен «на доработку».
Как заявлял, каясь, тогдашний вице-мэр Одессы по вопросам строительства (и занимающий теперь аналогичную должность — но уже в Киеве)
Михаил Кучук: «Мы недосмотрели. Отмотаем назад и накажем того ротозея, который сбил с толку киевских разработчиков Генерального плана». Через год, в 2009-м, обновленный и исправленный проект Генплана вернулся в Одессу. Спорные моменты по возможности были убраны, но в общем и целом он живо напоминал другой грандиозный проект, которым когда-то поразил воображение своих провинциальных слушателей Остап Бендер. Да, новый Генплан чем-то похож на Нью-Васюки — тут тебе и искусственный остров с игровыми заведениями посреди залива, и метро, и небоскребы на Молдаванке. Ну, все мы помним — «сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А лет через восемь в Иью-Васюках состоится первый в истории междупланетный шахматный конгресс».
Однако, даже имея в распоряжении полностью подконтрольный городской совет, Эдуард Гурвиц в силу неизвестных причин так и не решился утвердить свой проект Генплана. Утверждения, что он будет принят «вот-вот, буквально на днях», появлялись с завидной регулярностью, но дальше разговоров дело так и не пошло — несмотря на то, что документ прошел экспертизы во всех государственных органах и, по словам чиновников. в нем были учтены все замечания одесситов. А ровно год назад к власти в городе пришла уже новая команда — да и состав Одесского горсовета существенно изменился.
ДЕЛО ГУРВИЦА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Вот здесь-то и начинается самое интересное Оказывается, в этом месяце депутаты намерены принять тот же самый Генплан, который так яростно критиковался в минувшие годы. Еще более любопытно, что всего лишь несколько месяцев назад и сам Алексей Костусев публично называл «гурвицевский» Генплан «ерундой» и обещал сделать свой — с помощью известной шведской компанией Saab.
Например, мэр Алексей Костусев заявлял: «У нас есть предложение от фирмы Saab. Они готовы разработать Генеральный план развития Одессы, в котором будет внедрена новейшая концепция «Умный город».
И действительно — весной Костусев даже летал в Стокгольм для переговоров и ознакомления с передовым опытом шведов... Однако вся эта история закончилась, так и не начавшись. Больше в мэрии об «Умном городе» не вспоминают. Также мэр заявлял, что декларируемая предыдущим руководством Одессы работа над Генпланом на самом деле была некачественной.
«Я считаю, что Генерального плана на самом деле на сегодняшний день у города нет. Все, что делалось, — это все ерунда, — подчеркивал Алексей Костусев. — Генеральный план — это не дело нескольких чиновников, а дело всех горожан. И надо сегодня работать над концепцией социально-экономического развития Одессы, а уже под эту концепцию делать Генплан».
И что же произошло в итоге? Городское управление архитектуры и профильная депутатская комиссия выносят на утверждение сессии тот же самый проект Генплана Эдуарда Гурвица — «ерунду» то есть. И. о. главного архитектора города Владимир Колокольников лучится счастьем и заявляет, что «проект давно уже готов и прошёл все соответствующие согласования».
О том, чтобы обсудить этот вопрос с одесситами, речь уже не идет — даже несмотря на то, что к этому призывает совсем недавно принятая городская конституция Одессы — Устав территориальной громады. Хотя речь идет ни много ни мало, а о том пути развития, который город выберет в ближайшие 20 лет!
Впрочем, такую спешку чиновники оправдывают поджимающими сроками — вступлением в силу с 1 января 2012 года нового закона «О регулировании градостроительной деятельности». Например, вице-губернатор Одесской области Александр Малин отмечал, что после этой даты города, не имеющие генерального плана, лишатся возможности выделять земли для градостроительных нужд, а их строительная отрасль будет полностью парализована. Об этом же говорит и вице-мэр Одессы Александр Орлов, курирующий вопросы строительства в городе. Главный же вопрос — почему в таком случае чиновники проснулись только сейчас, а до этого не были предприняты шаги, чтобы переработать уже существующий Генплан и вынести его на широкое обсуждение? — остается без ответа.
Отметим и тот факт, что горсовет отказался предоставить общественным организациям проект Генерального плана развития Одессы и до сих пор не опубликовал на официальном сайте приложений к нему.
ПОЧТИ ПАРИЖ
В то же время в интервью изданию Segodnya.ua один из авторов «градостроительной конституции», специалист НИИ «Гипроград» Татьяна Несвит рассказала о некоторых нюансах проекта, который, по ее словам, практически не изменился с 2009 года. «Есть только незначительные правки, внесенные под давлением одесситов еще при Гурви-це», — рассказала она.
Например, в окончательной версии проекта морской порт остается в черте города, при этом запланирована его переориентация исключительно на пассажирское судоходство и перевалку контейнеров (сыпучие грузы уйдут в порт Южный). А частный сектор — Чубаевка, Дмитровка, Ближние Мельницы, Большой Фонтан и Черноморка — не будет застраиваться высотками.
Что же касается других аспектов Генплана, то на них стоит остановиться подробнее.
Начнем, пожалуй, с дорог. Проблему бича любого крупного города — километровых автомобильных пробок — планируют решить с помощью скоростных магистралей, которые свяжут разные части Одессы. Тут, кстати, есть реальные подвижки уже сейчас—строительство магистрали «Север—Юг», которая свяжет поселки Котовского и Таирова, уже несколько лет ведется — правда, не очень спешно. В дальнейших планах и вторая магистраль — от автовокзала по улице Грушевского с выходом на Киевскую трассу.
Немалую часть трамвайных маршрутов планируется заменить троллейбусными, а их общая протяженность в итоге должна увеличиться на семьдесят километров.
Однако самый главный сюрприз Генерального плана—это положительный ответ на риторический вопрос «Быть ли в Одессе метрополитену?», который уже давно вызывает только горькую усмешку. Специалисты по-прежнему заверяют, что никаких препятствий строительству метро в городе нет и даже катакомбы — не ахти какая проблема. Разумеется, выполнение этих планов в ближайшей перспективе вряд ли возможно, однако в Генплане мэрии Гурвица (превратившемся уже в Генплан Костусева) все-таки предполагается несколько веток либо скоростного рельсового подземного транспорта (метро-трама), либо просто скоростного трамвая. В планах — запуск одной ветки от исторического центра с выходом к рекреационной зоне, второй— с поселка Котовского к железнодорожному вокзалу. Общая протяженность веток должна составить 38 километров.
Кроме того, Одесса намерена построить ещё один железнодорожный вокзал, который разместится в районе улицы Столбовой. Старый же вокзал останется на прежнем месте и, как и раньше, будет принимать поезда, но значительную часть транспортной нагрузки перенесут на его дублера. Кроме того, предполагается спрятать железнодорожные пути возле вокзала (на Среднефонтанской) под землю, как это происходит во многих городах, а на освободившейся таким образом значительной территории на по-верх-ности разместить бизнес-центры.
Промышленность в городе останется, но немного «сместится» в сторону. По плану, промзона с береговой части Пересыпи переселится на Первую Заставу: там расположены воинские склады и базы—потенциальные резервные территории. А вот «нефтеперевалка» в городской черте, как «взрывоопасная и по всем законодательным документам недопустимая», будет вынесена за город.
В целом же, число промышленных зон предлагают сократить с двенадцати до семи и тем самым освободить почти 1000 га. Производственными же останутся некоторые районы Пересыпи, Овидиопольской дороги, Первой Заставы и частично—зона аэропорта.
В районе Пересыпи также проектируется международный деловой центр, а наибольшие изменения произойдут с территорией полей орошения (фильтрации) — практически единственным «свободным» участком земли в черте города. Здесь должен появиться большой жилой микрорайон. Кроме того, в планах—сплошная набережная от Ланжерона до 16-й Фонтана.
ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ
И все же хватает в Генплане и минусов — самым главным из них является вечная проблема застройки прибрежных склонов, что всегда бо-льюо отдается в сердцах одесситов. Согласно Генплану, склоны подвергнутся точечной застройке, причем практически по всему побережью. Так что принятие этого проекта даст, по сути, зеленый свет появлению десятков новых «высоток» у моря — в тех местах, где когда-то была зеленая зона.
К слову, с зеленой зоной в проекте тоже плохо — согласно законодательству, на одного одессита должно приходиться около 12 кв. м зеленых насаждений. Этот вопрос планируется решить просто — отведя на полях фильтрации, кроме застройки, место под разбивку парка. Таким образом, мол, все нормы будут соблюдены.
В общем, подводя итоги, можно констатировать, что многие проблемы, против которых так яростно выступала тогдашняя оппозиция, никуда не делись. Однако сегодня оппозиция в основном стала властью и, согласно старой присказке о том, что точка зрения зависит от места сидения, предпочитает закрывать глаза на проблемные моменты. А ведь интересы одесситов относительно сохранения береговой парковой зоны, частного сектора и ряд других вопросов никуда не делись.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |