![]() |
|
![]() |
![]() |
Этот уникальный для Украины проект стартовал во Львове в 2009 году. Во Львовском областном перинатальном центре было оборудовано «Окно жизни», специальный пункт, куда матери могли бы анонимно принести нежеланного новорожденного ребенка. Со временем такие пункты появились в Киеве. Теперь над созданием «Окон жизни» работают и в Одессе.
ДАТЬ ШАНС
— Примером для львовян стал польский опыт, где первое «Окно жизни» было открыто по инициативе церкви, — рассказывает главный врач областного центра здоровья Валентина Соснина. — И они сумели привлечь внимание общества к серьезнейшей проблеме.
По всей Польше сегодня работают «окна», дарующие младенцам вторую жизнь. Давно созданы подобные пункты и в Европе. Общество дает возможность матерям, как это ни страшно звучит, разрешить своим детям остаться в живых. Принести их в пункт приема, где о них позаботятся специалисты, вылечат, согреют, накормят, а не бросить в мусорный бак или, того хуже, в привокзальный туалет. К сожалению, это не пустые слова: и врачи, и работники социальных служб знают о таких случаях, да и о других — пострашнее.
— В центре нашего внимания матери, которые способны лишить своего ребенка жизни. И мы призываем их не совершать преступления перед Богом и государством, ведь, кроме всего прочего, это злодеяние карается законом, — говорит Валентина Соснина. — Но при этом хочу подчеркнуть: мы не агитируем матерей отдавать своих детей государству. Речь идет о выборе — убить или подарить жизнь. Пункты приема нежеланных новорожденных дают возможность матерям сделать выбор в пользу жизни.
Что же представляет собой «Окно жизни»? Обычно пункт находится при церквах, больницах, роддомах и других официальных учреждениях. Все происходит очень просто. Женщина подходит к специально оборудованному окну, ее никто не видит. Она нажимает на кнопку. Окошко открывается, появляется колыбель, в которую можно положить младенца. Через несколько минут, которые еще даются матери на последние размышления, окно закрывается. В это время к дежурному поступает сигнал о том, что в колыбели появилось дитя. Вот и все.
О дальнейшем благополучии брошенного ребенка берет на себя ответственность государство. Младенца осматривают медики, если надо, лечат, затем отправляют в дом ребенка. В течение двух месяцев новорожденного нельзя усыновлять, это время ожидания — вдруг мать опомнится и придет за своим ребенком.
Конечно, официальное учреждение — не дом родной. Но судьбу принятого младенца можно назвать счастливой — ведь он останется жить.
— Каждый год число брошенных детей растет, — рассказывает главный врач Одесского областного родильного дома Светлана Посохова. — В Киеве регистрируют до тридцати «отказников» в год, в Одессе — более двадцати.
Это данные официальной статистики, и речь здесь идет о тех новорожденных, которых матери, не таясь, оставляют в роддомах, лечебных учреждениях. В действительности же, по мнению медиков, таких детей гораздо больше.
Врачи рассказывают о случаях, которые, кажется, не могут произойти в наше время, в XXI просвещенном веке, когда одиноким матерям предоставлена вся возможная помощь государства, когда пропаганда безопасного секса начинается еще со школы, а медицина предлагает многочисленные средства контрацепции. При всем этом, по свидетельству Светланы Посоховой, среди будущих мам немало встречается безграмотных в этом отношении молодых женщин, которые как будто и не слышали никогда, что забеременеть можно «за один раз». Испуганные, не желающие осложнять свою жизнь, они сразу объявляют о том, что оставят новорожденного в роддоме. Что ж, о ребенке позаботится государство, и это как раз случаи, составляющие официальную статистику.
Попадаются среди брошенных и дети из многодетных семей. Взрослые женщины, уже не раз рожавшие, не хотят забирать из роддома ненужного им третьего или четвертого по счету ребенка. Причины называют разные — мужчина попался «не тот», собираются уехать, просто не хотят больше в семью детей.
Однако не всегда мать, отдающая свое дитя чужим людям, черства душой. Бывает в жизни — прижмут обстоятельства, что иначе поступить невозможно. Матери, скрепя сердце, оставляют детей в доме ребенка, но временно. И как только дела их налаживаются, забирают малютку в семью.
— У нас был случай, когда женщине-беженке пришлось отдать своих детей на государственное попечение, — рассказывает заместитель начальника управления здравоохранения облгосадминистрации Анна Лунева. — Она приехала с двумя мальчиками-близнецами, не имела ни жилья, ни работы и иного выхода из ситуации не видела. Мы очень ей сочувствовали и старались помочь. Через год жизнь ее наладилась, и она с радостью забрала мальчишек домой.
Да, по статистике, от десяти до пятнадцати процентов отданных в приюты детей возвращаются потом в семью. Государство соблюдает права матери — лишить ее родительских прав можно только по решению суда. Но бывают случаи вопиющей жестокости, когда мать, родив ребенка, попросту забывает о его существовании, и хоть и в своем доме, но бросает младенца, не умеющего даже рассказать о своей беде, на произвол судьбы.
— Нам важно, — говорит Светлана Посохова, — чтобы о таких детях сообщали, и мы вовремя могли оказать им помощь. Ведь взрослый ребенок хотя бы может постучать в дверь и попросить попить и поесть. Младенец — обречен умирать в одиночестве…
Врачи предлагают создать, как сделали российские коллеги, «телефоны спасения детей», чтобы люди, узнав о жестоком обращении с малышом, могли анонимно сообщить об этом в соответствующие
службы.
Явление «социальное сиротство» становится в последнее время бичом общества. Причем, по свидетельству специалистов, если раньше в большинстве случаев лишали родительских прав отцов, то теперь среди «лишенцев» появилось немало мам. А ведь государство, без веской на то причины, не возьмет на себя груз забот о ребенке, у которого живы родители.
РОДЫ КАК БИЗНЕС
Парадокс, но для иных семей рождение детей становится средством к существованию. Рожденный ребенок приносит им серьезные государственные выплаты, дает льготы, почет и уважение общества.
— Да, число детей, которых оформляли в детские дома, уменьшилось почти в два раза, — говорит Анна Лунева. — Если еще пять лет назад их было до четырехсот в год, то теперь — около двухсот.
Положительная статистика проявила себя около шести лет назад, когда государством на рожденных детей были установлены значительные выплаты. Вот только уменьшилось ли от этого число лишенных родительской заботы детей?
— Очевидно, что большие выплаты на детей стали палкой о двух концах, — высказывает свое мнение Анна Лунева. — С одной стороны, тем семьям, которые решаются завести не одного ребенка, необходимо помочь. И государство это делает. С другой — нерадивые мамы, не имеющие средств к существованию, не желающие работать, сделали из рождения детей своеобразный бизнес. Но те родители, которые рассчитывают получить большие деньги, забывают зачастую, что их им дают на детей, а вовсе не для того, чтобы они решали свои личные проблемы.
Получается замкнутый круг. Мать не желает ребенка как такового и с удовольствием бы бросила — официально. Но тогда ей перестанут выплачивать деньги, ради которых она, собственно, и рожала. Вот и остаются такие дети в доме, где они никому не нужны.
НАДЕЖДА
А ведь многие пары очень хотят, но не могут родить ребенка. Известно, что на Западе будущему «отказнику» быстро находят приемную семью. Такая практика разрешает многие проблемы для обеих сторон — и моральные, и материальные. Состоятельные люди (а другим социальные службы не разрешат усыновить ребенка) все время беременности ухаживают за будущей роженицей, создают все условия для комфортной, благополучной жизни. И это логично. Ведь они заботятся, по сути, о здоровье своего будущего сына или дочери. При всем этом закон разрешает будущей матери, несмотря на предварительную договоренность, оставить после родов свое дитя у себя. И никакие выплаты, материальная помощь и прочее не помешают женщине объявить о своих правах. В этом случае закон сугубо на стороне матери.
Способов, официальных и законных, для разрешения проблемы нежеланных детей, на самом деле, достаточно. Одним из них является «Окно жизни». Оставь — и уходи с миром. И тебя не будет мучить совесть, которая рано или поздно проснется в душе.
Но кажется, наше общество к этому еще не готово. Новоиспеченным мамам проще выбросить новорожденного из окна (такой случай был в Одессе). Или запихнуть его вместе с мусором в контейнер. Или, в лучшем случае, просто оставить на вокзале на скамейке.
— К нам едут из Приднестровья, Молдовы, чтобы родить и оставить здесь младенцев, — рассказывает Светлана Посохова. — Рожают в ближайших посадках, на вокзале, а потом оставляют, где придется.
Одного из таких младенцев нашли на скамейке железнодорожного вокзала в Котовске. Кто мать — выяснили быстро, новорожденный был завернут в желтое одеяльце, которое ей выдали в роддоме при выписке.
Статистика свидетельствует: за два года в «Окнах жизни» Львова были оставлены четыре младенца. В Киеве с конца 2010-го — один.
В Одессе в начале будущего, 2012 года планируют открыть три «окна». Но какова будет отдача этих маленьких островков надежды? И что нужно сделать, чтобы они заработали?
— Массированная пропаганда, — считает глава Одесской областной организации общества Красного Креста Тамара Барнич. — Оставлять листовки в парках на скамейках, на вокзалах, в местах отдыха молодежи, в клиниках, поездах, кинотеатрах. Писать, разъяснять, уговаривать — вот сегодня главное. Только так мы сможем достучаться до тех, для кого родившийся ребенок нежеланный, донести информацию, убедить: то, что мы предлагаем, безопасно и выгодно. Хотя бы для личного спокойствия, не говоря уже о морально-этическом факторе.
В создании службы «Окна жизни» медики рассчитывают на помощь общественных организаций, волонтеров, просто неравнодушных людей. Финансовую помощь оказывают спонсоры, областное начальство поддерживает.
Будем надеяться, что одесские «окна» откроют не зря.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |