ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ПРЫЖОК В ТЕНЬ. ТАМ УЮТНО И КОМФОРТНО?
16.11.2011 / Газета: Деловая Одесса / № 45(436) / Тираж: 16000

«Государство (строго): Ты куда?! Народ (пряча за спиной мешок и опуская глаза): Да что Вы в самом деле?...Ну, я тут, недалеко...ну, дело у меня!»

М. Жванецкий,- про государство и народ

На днях попросил соседа поменять кое-что из сантехники: произведенные то ли в Китае, то ли на Малой Арнаутской краны и прочая водопроводная лабуда текут с завидным постоянством. А сосед, работающий в охране по принципу «сутки — через двое» имеет массу свободного времени и не прочь подзаработать. А, главное,- руки у него выросли из нужного места, и берет за качественную работу недорого.

Естественно, расплатился я с мастером и задумался. А ведь мы с ним только что совершили теневую сделку, тем самым хоть на толику, но подорвав экономику родного государства.

«Теневой» ликбез

«Теневая экономика» (скрытая экономика), говорят специалисты — это экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Доходы этого предпринимательства скрываются и не являются налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

Впервые «теневая» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американс­кую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «теневая» экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и об­щегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследо­вания, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению «теневой» деятельности под­ключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвя­щенных изучению всех аспектов «теневой» экономической деятель­ности, был американский ученый П. Гутман. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «теневую» деятельность нельзя.

А термин «теневой сектор» впервые был использован в докладах Международной организации труда (МОТ) по ситуации в Гане и Кении в начале 70-х годов. По результатам проведенных исследований, основной проблемой этих двух стран была не безработица, а огромное число работающей бедноты, «которая стремилась производить товары и услуги на нелегальной основе».

Из-за неоднородности теневого сектора в смысле видов деятельности и занятий, в

исследованиях используют различные термины, определения и классификации. Для

обозначения этого сектора употребляют множество названий: теневой, нелегальный,

третий, подпольный, закулисный, тайный, «из-под полы», параллельный.

Черные и белые — не все так однозначно

Не так давно по заказу Всемирного банка было проведено масштабное исследование, посвященное теневой экономике. А год назад, в конце июля, эксперты Всемирного банка Фридрих Шнайдер, Андреас Бён и Клаудио Монтенегро опубликовали работу «Теневая экономика в мире. Новые оценки для 162 стран с 1999 по 2007». Его авторы определили долю такой экономики в ВВП в 162 странах в период с 1999-го по 2007 год. При этом они опирались на три макроэкономических показателя: объем наличных денег в обращении (вне банков), соотношение трудоспособных и официально работающих граждан и общее благосостояние людей, в частности ВВП на душу населения. Почему именно на них? Так, значительная масса «налички» дает бизнесу возможность использовать разные налоговые схемы; не работающие, но и не стоящие на бирже труда граждане, вероятно, заняты в неформальном секторе; а невысокий уровень жизни заставляет человека стремиться к любому заработку, рассуждали эксперты. Все эти показатели исследователи ввели в общую формулу, по которой и рассчитали объем теневой экономики для 162 государств.

Выводы ученых могут шокировать политиков и теоретиков — теневая экономика продолжает расти. В 2007 году она достигла размера 34,5% официального ВВП. С 1999-го по 2007 год она увеличилась с 33,7% до 35,5% ВВП. Это значит, что государство своими действиями «загнало» в тень около $22 триллионов мировой экономики. Люди игнорируют запреты государства. Потребители и производители предпочитают обходить «железные занавесы», стены и шлагбаумы, чем платить высокие налоги и выполнять глупые бюрократические нормы

Глобальный кризис, конечно же, изменил картину, но сейчас все показатели стремятся к прежним отметкам. «Мы готовим новое исследование, правда, пока главным образом фокусируемся на ЕС, — рассказал РБК один из авторов работы, профессор Университета Иоганна Кеплера в Линце (Австрия) Фридрих Шнайдер. — В 2008 году средний уровень теневой экономики в 27 европейских странах составлял 19,3% ВВП, в 2009-м вырос до 19,8%, а на данный момент вернулся к 19,4%». По его подсчетам, это средний показатель по 31 европейским странам, при этом самый высокий зафиксирован в Болгарии — 32.6%, а самый низкий — в Швейцарии — 8.1% (о постсоветских странах позже, — ред.)

Очевидно, что сама по себе «серая» или «черная» экономика — явление неизбежное и не однозначно плохое. Вопрос лишь в масштабе. И, как это ни парадоксально, страны с большим распространением нелегальной экономической активности лучше переносят рецессию. К такому выводу пришли специалисты Deutsche Bank, писала в конце декабря 2009 года The Financial Times. При этом «черный рынок» должен быть довольно большим в сравнении с ВВП. По мнению Себастьяна Кубша, автора исследования Deutsche Bank, нормальным можно считать объем теневой экономики в 14,3% ВВП для развитых стран и в 32-34% для развивающихся.

В качестве примера банкиры тогда приводили Грецию, страну с громадной «теневой» экономикой. Более того, несмотря на свои серьезнейшие проблемы с бюджетом и долгами, экономика страны сократится в 2009 году всего только на процент, тогда как в среднем по Европе тот самый показатель составил 4%. Разумеется, сегодня, когда страна эллинов переживает трудные времена, можно говорить об ошибках экспертов, а можно и о том, что граждане Греции выкарабкаются из ситуации именно благодаря тому, что не очень-то полагаются на государство.

C другой стороны, рецессию сравнительно неплохо переживают и страны, где теневой сектор на практике отсутствует — например, Франция, Нидерланды или Австрия. Хуже всего пришлось середнякам, в частности, Германии, где он составляет 14,6%.

Недавно ознакомился с любопытным исследованием британских ученых. Они признают, что определенные сферы теневой экономики действительно высасывают бюджетные ресурсы, создают недобросовестную конкуренцию и, возможно, способствуют поддержанию низкого уровня заработной платы. Однако они пишут: «Для бедных районов неофициальная экономическая деятельность является важным ресурсом в том месте, где ресурсов немного. Исходя из того, что есть как негативный, так и позитивный аспекты такой экономической деятельности, возникает задача: как развить положительный аспект таким образом, чтобы это помогало борьбе с отрицательным».

В проведенных ранее исследованиях тоже отмечалось, что в богатых районах «черный рынок» существует исключительно с целью обогащения, в то время как в бедных кварталах зачастую помогающему соседу платят, чтобы его помощь не походила на благотворительность. Авторы исследования считают, что теневая экономика никуда не исчезнет в процессе модернизации общества, как думали раньше, и при правильном использовании «черный рынок» может способствовать большей гибкости в работе с персоналом.

А по оценке, уже упоминаемого выше, австрийского профессора Фридриха Шнайдера, теневая экономика является даже лучшим способом противодействия рецессии, ибо деньги, которые люди зарабатывают нелегально, не откладываются в банки, а тратятся немедленно, увеличивая тем самым потребительский спрос. Единственным проигравшим в данном случае является государство. Но, если оно нас не очень-то любит, то, видимо, вправе рассчитывать на взаимность.

Украинский «Базаристан»

Пару недель назад нашел на сайте slon.ru интересную статью Николая Дзись- Войнаровского «Добро пожаловать в Базаристан — вторую экономику мира!». Автор ссылается на журнал Foreign Policy, который утверждает, что нашел страну, ВВП которой на самом деле занимает второе место в мире по объему и растет быстрее всех в мире. Эта страна определит облик экономики XXI века, а ее граждане рассеяны почти по всему земному шару. И это не Поднебесная.

Вот так выглядит первая пятерка экономик, если данные Всемирного банка дополнить данными Foreign Policy: 1. США — $14,6 трлн; 2. Базаристан — $10 трлн; 3. Китай — $5,9 трлн; 4. Япония — $5,5 трлн; 5. Германия — $3,3 трлн (стоит отметить, что Россия в этом списке занимает 12 место, а Украина — 40).

Под загадочным именем Базаристан, вместо которого автор статьи иногда употребляет названия «Система Д» (это из африканского сленга) и «Союз Стихийных Снабженческих Республик — СССР» (United Street Sellers Republic — USSR), скрывается теневая экономика мира.

Согласно подсчетам ОЭСР, в мире заняты в теневой экономике 1,8 млрд человек, что составляет половину экономически активного населения планеты. С объемом в $10 трлн именно Базаристан, а не Китай, является самой быстрорастущей экономикой мира. В «серую» зону традиционно включаются те, кто, занимаясь вполне нормальным бизнесом, не платит налоги или использует иные «серые» схемы. Из расчетов исключены явно незаконные виды деятельности, вроде торговли наркотиками и грабежей.

Базаристаном «теневую» страну назвали неспроста — в основном, ее граждане занимаются мелкой уличной торговлей, но есть и более интересные вещи. Например, Foreign Policy приводит в пример нигерийского бизнесмена, купившего дизель-генераторы в Китае и снабжающего энергией свою родную страну. Впрочем, любой украинский малый бизнесмен без труда вспомнит еще десяток примеров из собственной практики, не связанных с торговлей.

Поскольку доля теневой экономики наиболее велика в развивающихся странах, которые в свою очередь быстро растут, то и у Базаристана есть серьезный шанс стать самым заметным явлением XXI века. Глава организации женщин-предпринимателей Балтимора в интервью Foreign Policy предлагает относиться к «теневикам» с уважением.

Насколько велик наш родной, украинский «Базаристан»? По данным Министерства экономики Украины в 2009 году уровень тенизации украинской экономики оценивается на уровне 36% от официального ВВП. То есть, соответствует критическому уровню, который, по оценкам западных экспертов составляет до 35% ВВП для развивающихся стран. Впрочем, по другим подсчётам теневой сектор занимает 40 — 60% экономики Украины. А уже упоминаемые выше результаты исследования Всемирного банка определили уровень тенизации украинской экономики в 54,9% (см. табл.). Мы занимаем почетное 145 место из 162 государств, подвергшигся исследованиям. «Тенистее» нашей в постсоветских странах только экономики Азербайджана и Грузии.

Репетиторы, косметологи, автомеханики, строители, — перечень таких «теневых», зачастую скрытых от налогов и контроля профессий можно продолжать. Украина со своими 40-60% «тени» значительно опережает соседей по Европе и не только. Между тем, с точки зрения ряда экономистов, если этот показатель превышает половину ВВП, государство утрачивает главную функцию — перераспределения благ. То есть бизнес даже не делает вид, что платит налоги, а правительство — что предоставляет людям какие-то госуслуги, например, обеспечивает их безопасность. Другими словами, если в тени 60% всего производства — это уже анархия. Надо ли в этом обвинять народ?

Ну, да ладно, спустимся на грешную землю. На этот раз у меня забарахлила электропроводка. Сбегаю- ка я еще раз в «тень». Заодно предложу соседу через налоговую легализовать свой небольшой и нерегулярный бизнес, и что он ответит? То — то будет что слушать!

Автор: Виталий Троицкий


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту