ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Год до выборов: «В Одессе — война компроматов и информационный шантаж»
18.11.2011 / Газета: Комсомольская правда / № 258/46(3958/25353) / Тираж: 9000

Меньше года остается до выборов-2012.

Что происходит в политической жизни города?

Можно ли говорить о старте избирательной кампании и стоит ли ожидать в этом предвыборном сезоне политтехнологических ноу-хау? С этими вопросами мы обратились к известному политологу, ректору Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, доктору политических наук Игорю Николаевичу КОВАЛЮ.

— Игорь Николаевич, можно ли сегодня говорить о том, что избирательная кампания в Одессе стартовала?

— Анализ медиапространства демонстрирует, что не только политические партии, но и многие потенциальные кандидаты — мажоритарщики по сути — начали свою избирательную кампанию. Причем уже сегодня ясно, что это будет жесткая кампания, в которой на первом плане будут соревноваться не программы кандидатов, а «черный пиар» с огромным количеством компромата.

— То есть методы ведения избирательных кампаний с прошлых выборов не изменились?

— Методы те же, и говорят они о продолжающейся моральной деградации как общества в целом, так и представителей «политических элит». К сожалению, это относится и к значительной части журналистского корпуса. Отдельные средства массовой информации превратились в орудие «черных пиар-кампаний».

Причем если раньше можно было практически безошибочно вычислить автора той или иной «заказухи», то на сегодняшний день мы наблюдаем относительно новую тенденцию — заказчиками компромата движет не желание выбить конкурента из политической борьба, а примитивное стремление наживы.

— Вы говорите о каких-то новых приемах «черных пиар-компаний»?

— Приемы не новы, но такого массового применения, как сейчас, пожалуй, раньше не наблюдалось.

Схема очень простая. В Интернет вбрасываются «кричащие факты» о коррупции, злоупотреблениях или даже уголовных преступлениях, причем, чем более нелепо и шокирующе они звучат, тем лучше. А спустя время у человека либо коммерческой компании, против которых направлена эта «чернуха», просят финансовое вознаграждение за то, чтобы эту информацию убрать с того или иного сайта. То есть, по сути, происходит обычный шантаж с привлечением цифровых технологий.

— Могли бы вы сейчас привести примеры самых ярких «черных пиар-кампаний», которые ведутся в Одессе?

— Примеров много. Но, думаю, «самые яркие» еще впереди. А если говорить о наиболее последовательных и спланированных, я бы привел пример пиар-войны против одной

коммерческой структуры — компании «ИНКОР-групп» и ее руководителя Руслана Тарпана. Я никоим образом не хочу защищать или обвинять данную организацию, но пиар-кампания против нее действительно является классическим примером манипуляции со стандартным набором механизмов: публикацией недоказанных обвинений, документально неподтвержденных сведений,

предвзятых комментариев, которые появляются «в нужное время в нужном месте» и так далее.

— Но ведь любой политик либо общественный деятель может обратиться в суд?

— К сожалению, система судопроизводства и законодательство, регулирующее информационную сферу, таковы, что судебный процесс может растянуться на годы, а имидж политика или коммерческой структуры за это время будет похоронен. К тому же жертве спланированной «черной пиар-кампании» необходимо иметь целый штат юристов и немалые организационные и финансовые ресурсы, чтобы хотя бы попытаться противостоять информационному шантажу.

— Насколько подобные тенденции безобидны либо, напротив, опасны для общества?

— В том-то и дело, что помимо жертвы «информационной кампании» страдает все общество. Отдельные средства массовой информации не выполняют функцию объективного информирования общества, донесения интересов общества до власти. В целом падает доверие людей к конкретным СМИ. Происходит деформация общественного сознания.

Кроме того, в истории есть примеры, когда сиюминутные финансовые либо политические интересы заказчиков «черного пиара» ставили под угрозу реализацию важных социальных и экономических реформ, воплощение в жизнь масштабных инфраструктурных проектов.

— Какой выход из этой ситуации? Что бы вы посоветовали обычным людям — потребителям информации?

— Давать советы — самое неблагодарное дело. И тем не менее я бы посоветовал одесситам критично относиться к информации, и особенно к так называемым «кричащим фактам». Тщательно взвешивать и анализировать аргументы, которые только на первый взгляд кажутся безапелляционными.

Автор: Алена ЛУТИНСКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту