![]() |
|
![]() |
![]() |
В потоке информации, которой снабжают граждан официальные лица, особенно интересны ссылки на демократические нормы и процедуры. Ежу понятно, что никакие нормы властью не соблюдаются, а процедуры нарушаются если не ежечасно, то ежедневно. Мы, бывшие советские люди, ко всякому привыкли, давно не отличаем вранье от правды, а закон от целесообразности. Но как должны реагировать на нас соседи, воспитанные в иной традиции?
ПРОЩАЙ, ЕВРОПА!
Во второй половине дня 15 ноября «туман», который мешал Президенту Украины, и только ему одному, вылететь во Вроцлав, наконец, рассеялся. И с пятичасовым опозданием глава нашего государства прибыл на встречу с президентами Германии и Польши. Торжества по случаю двухсотлетия знаменитого европейского университета завершились, но господа Коморовский и Вульф коллегу дождались и дипломатическое хамство стерпели.
Ко времени встречи с Президентом Украины им было уже известно, что намеки Януковича на возможное освобождение из тюрьмы Юлии Тимошенко оказались блефом. И говорить, собственно, было не о чем. Следовало, правда, сохранить лицо и сделать вид, что многолетние усилия были не напрасны, переговоры о заключении договора об ассоциации Европейского Союза и Украины продолжаются и до запланированного на 19 декабря саммита в Киеве сохраняются какие-то перспективы.
В ситуациях, когда стороны имеют несовместимые взгляды на пути разрешения проблем, есть наработанные дипломатами формулы вежливости. Типа переговоры прошли в конструктивной обстановке и тому подобное. Первые комментарии немцев и поляков после фиаско во Вроцлаве так и звучали. Но объяснения Виктора Федоровича по поводу «дела Тимошенко» перед прессой накануне отлета в Украину настроение изменили.
К счастью для себя, о «независимом» большинстве в Верховной Раде Янукович промолчал. Но лицемерное сожаление о том, что «сегодня мы видим попытки связать вопрос интеграции Украины с вопросами, которые находятся в компетенции следствия по уголовному делу и в компетенции суда», — выразил. И подчеркнул, что не от него зависит, дойдут до суда новые уголовные дела против Тимошенко или не дойдут.
Коморовский, который не пожалел времени и побеседовал с Виктором Федоровичем еще раз после трехсторонних переговоров, отреагировал на эти слова так резко, как только может реагировать на лицемерие глава государства, председательствующего в Евросоюзе: «Есть согласованный договор о свободной торговле, есть декларация об ассоциации. Вместе с тем украинская власть уголовным преследованием Юлии Тимошенко нарушает принятые на Западе стандарты. Процесс бывшего премьера Юлии Тимошенко воспринимается во многих государствах ЕС как сигнал, что Украина должна преодолеть трудности со стандартами, которые необходимы для сближения с западным миром».
В переводе с дипломатического языка на обычный это означает, что если 19 декабря саммит Украина — ЕС и состоится, парафирование упомянутых документов к этому сроку, видимо, не произойдет. И хотя Комитет по иностранным делам Европарламента, несмотря ни на что, рекомендует Совету ЕС, Еврокомиссии и ее службам как можно быстрее завершить переговорный процесс до конца года, скорее всего, не произойдет одобрения этих документов и в Европарламенте.
Результат многолетнего труда армии украинских и европейских политиков, дипломатов и экспертов по вине одного человека, с большой вероятностью, пошел насмарку, а Украина надолго потеряла шанс войти в семью цивилизованных европейских стран.
И единственный вопрос, который стоит задать по итогам печальных событий четвертому Президенту Украины, такой: сознательно он допустил провал переговоров с ЕС или совершил это как неопытный игрок, по глупости? Но каков бы ни был ответ, надо думать, что делать дальше.
СТАНДАРТЫ ЕГО ВЕРТИКАЛИ
Ясно, что стандарты, принятые в западном мире, касаются не только и не столько уголовного преследования Тимошенко, сколько того, как теперь понимают демократию на Банковой в целом, какие цели преследуют и какими средствами добиваются своих целей. Пока целью является построение жесткой административной вертикали во главе с фактически самодержавным президентом, а средством служит эта же вертикаль — о какой демократии и о каких западных стандартах речь?
Вертикаль — универсальная и единая палка в руках хозяина. Нет смысла рассуждать о том, держит хозяин палку левой или правой рукой и надевает ли при этом перчатки. И нельзя иначе, как со смехом, слышать, что палка независима или не подчиняется тому, кто ее держит.
Строил ли Янукович двухметровый металлический забор вокруг украинского парламента своими руками? Ясно, что нет. Отдавал ли такую команду? Неизвестно. Но за дурацкую ограду, отделяющую избранников народа от самого народа, при существующей системе власти Президент Украины в ответе. В Страсбурге это понимают так же, как в Киеве, и пока забор не снесут, с претензиями надо обращаться к главе государства. Лично.
Такие же претензии Виктору Федоровичу можно предъявить по поводу всех «не зависимых» от него заборов. Президенту не спрятаться за утверждениями, что Генеральная прокуратура возбуждает уголовные дела сама по себе, а суды выносят свои решения по закону. Потому что с ведома и воли гаранта Конституции даже те элементы правоохранительной системы, которые двадцать лет сохраняли видимость самостоятельности, теперь вмонтированы в вертикаль и подчиняются навязанной дисциплине.
С теми, кто не подчиняется, добровольно не ложится под власть, расправа коротка и сурова. На глазах всей страны последний оплот закона — Верховный суд Украины — подвергается политическому прессингу. Применяя различные манипуляции, не дают выбрать его председателя, судей Верховного суда публично дискредитируют, предъявляя абсурдные обвинения, добиваясь, чтобы, в конечном счете, этот орган из высшей судебной инстанции превратился в такую же донецкую контору, какой является система высших судов и Конституционный суд Украины.
Частью вертикали, инструментом административных репрессий в последнее время стало в Украине учреждение, которое до сих пор в таком качестве никогда не фигурировало. Национальный банк Украины, формально независимый по своему статусу, после назначения на пост председателя правления близкого к семье Януковича Сергея Арбузова в своей деятельности стал применять чисто полицейские методы.
«Паспортизация» валютообменных операций, неудачная попытка через банки собирать конфиденциальную информацию о клиентах якобы продиктованы задачей детенизации экономики. Но есть подозрение, что вместе с этим решается и другая задача — запугать экономически активное население, поместить избирателя по колпак и перед выборами осуществлять контроль над финансовыми операциями политических оппонентов.
Такую же задачу, но в области средств массовой информации, должен решить подготовленный к принятию в парламенте новый закон о защите общественной морали. Готовятся и другие инструменты контроля, но главное достижение гаранта и его вертикали — новый закон о выборах в парламент. С помощью этого закона в 2012 году действующая власть рассчитывает сформировать не только послушный, но и безгласный парламент. Какими являются Государственная Дума России и Национальное собрание Белоруссии.
Если все пойдет по задуманному Киевом плану, вертикаль окончательно победит народ, а западных партнеров вместе с их стандартами когда-нибудь удастся развести. И Европейский Союз с помощью зоны свободной торговли и в рамках политической ассоциации надолго закрепит на континенте режим, который знать не знает демократических правил игры. А тех, кто их соблюдает, считает лохами.
Вряд ли значение слова «лох» известно в Брюсселе и Страсбурге. Хотя двадцать лет прошло, можно было чему-нибудь и у нас научиться.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |