![]() |
|
![]() |
![]() |
Автору обзора в советское время пришлось учиться на двух факультетах, где знание ленинских работ было фундаментом образования. Фундамент рухнул вместе с базисом и надстройкой, но заученные формулировки, что называется, не вырубить топором. Чаще всего это мешает осмыслить происходящее, загоняет реальность в шаблоны. Но бывает и наоборот.
ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИИ ВЗРОСЛЫЙ РАСЧЁТ
В работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» вождь, оправдывая политику своей партии после октябрьского переворота, несколько раз возвращается к практике политического компромисса. Он определяет ее двояко. В первом случае — как вынужденную обстоятельствами возможность спасти жизнь, отдав бандитам автомобиль, оружие, одежду и деньги. А во втором — как способ войти с бандитами в сговор и принять участие в дележе добычи.
Второй вариант для Ленина, по крайней мере, на словах, неприемлем, но он признается, что в политике выбор сделать не всегда так легко. На днях в независимой Украине нам пришлось убедиться, что действительно нелегко. А еще труднее сделать правильный выбор в условиях, когда выбора фактически нет. Думаю, всем понятно, речь идет о принятом в четверг, 17 ноября, Верховной Радой законе о выборах в высший законодательный орган страны.
С тех пор как в Украине сформировался новый правящий класс, после того как этот класс добился практически полной независимости от собственного народа, любой избирательный закон является законом о престолонаследии. То есть раз в несколько лет избирателю предстоит определять не того, кого нанять для управления страной, городом или селом, а того, кто будет владеть всем, что расположено на его территории. Выбирать альфа-самца. Самодержца.
В иерархии самодержавных управдомов парламент вообще пятое колесо телеги. Если завтра Конституционный суд по требованию Януковича примет решение, что в связи с проведением Евро-2012 Верховная Рада не должна избираться до следующего первенства Европы по футболу, это не станет поводом для протестов. Протестовать надо было раньше, до того как четвертый Президент Украины сосредоточил в своих руках власть монарха. Теперь к самодержцу можно идти только с челобитной. Или с вилами.
Большинство народных депутатов, из тех, кто в Верховной Раде шестого созыва считает себя оппозицией, как показали последние события, определились. Они приняли решение идти к барину с челобитной, поддержали предложенный Банковой избирательный закон. Хорош он или плох, большого значения не имеет. Важно, что при помощи «компромисса», достигнутого с властью, лидеры двух крупных организованных партийных группировок обеспечили себе участие в будущем дележе добычи. А при удачном стечении обстоятельств — и закрепление в придворной иерархии.
Если прогнозы большинства экспертов сбудутся, в Верховной Раде седьмого созыва, независимо от того, какое место Партия регионов завоюет по партийным спискам, сторонники Януковича сформируют твердое большинство. В 1998-м и в 2002-м году так произошло при президенте Кучме, хотя Леониду Даниловичу к тому времени еще не удалось задушить демократию полностью. А Народно-демократическая партия начальников или блок «ЗаЕдУ» вызывали у людей, скорее, презрение, чем страх или ненависть.
Кучме одолеть волю народа дважды помогла смешанная пропорционально-мажоритарная система. Именно такая, какая закреплена в законе, принятом при поддержке парламентской оппозиции 17 ноября 2011 года. Для избранных по округам депутатов (под какими бы лозунгами или знаменами ни шли они на выборы) не было возможности войти в иерархию и участвовать в дележе добычи иначе, чем полностью и безоговорочно подчиняясь администрации президента.
Нет сомнений, что большинство мажоритарщиков так поступят и впредь. А если в ВР седьмого созыва соотношение сил будет таким же, как в парламенте «позднего Кучмы», что помешает будущей оппозиции еще раз пойти на соглашение? И каждый день, раз за разом, идти на подобные сговоры с властью?
ПАМЯТКА ДЛЯ ОППОРТУНИСТА
Ленин в упомянутой уже работе писал, что отрицать компромиссы «принципиально», отрицать всякую допустимость компромиссов вообще, каких бы то ни было, есть ребячество, которое трудно даже принять всерьез. Для украинской оппозиции (какой бы она ни была) ребячеством стало бы «уйти в отказ», когда с Банковой поступило предложение сначала войти в группу по совместной выработке закона. А потом в парламенте отказаться войти в совместную с большинством комиссию.
С самого начала ясно было, что в том и другом случае президент и его администрация используют своих оппонентов исключительно для витрины, для того чтобы уверить западных партнеров, что в Украине существует свободная конкуренция политических сил, а Виктор Федорович не монарх, не мошенник, а арбитр. Практически такой же, как главы государств на Западе.
В этих условиях речь могла идти только об одном соглашении оппозиции с властью: мы вам подыгрываем, вы берете нас под крыло, вместе притворяемся демократией, вместе идем на выборы, вместе обманываем избирателя, вместе делим добычу и, в конечном итоге, составляем единое целое. Единство противоположностей, диалектический материализм, будь он неладен.
За бортом этого материализма по определению окажутся интересы сорока шести миллионов украинских граждан. И если вспомнить об этом, на любом отрезке работы над избирательным законом народные избранники могли хлопнуть дверью и не участвовать в сговоре. Но это означало… Все понимают, что это означало нулевые шансы оказаться в новом парламенте, вылететь из «элиты» с треском...
Впрочем, все сомнения в прошлом. Компромисс найден, выбор окончательный и борцам за народное дело в рамках ток-шоу остается рассказывать о том, как, поддерживая авторитарную власть, удается с ней одновременно бороться. А в мечтах даже побеждать. И готовиться, готовиться к выборам. Потому что нет другого способа защитить демократию, как соединить свои усилия с усилиями тех, кто демократию уничтожает и уже практически уничтожил.
В лексиконе Ленина слово «оппортунизм» всегда присутствует как ругательство. Но приспособление к окружающей среде — свойство всех живых организмов, магистральный путь эволюции. Политические организмы не исключение. Не приспособишься — не выживешь. Однако если приспособляемость довести до абсурда, организм изменяется настолько, что от борьбы за существование отказывается и, в конце концов, погибает. Такая судьба ждет политические партии, рожденные демократией, но приспособленные к авторитарным режимам.
Преференции типа высокого проходного барьера при выборах в парламент или запрета на предвыборные блоки, как показывает российский опыт, не спасают системную оппозицию от деградации и превращения в прислугу правящего режима. От безвыходности какое-то время часть избирателей голосуют за «Справедливую Россию», ЛДПР или КПРФ, а потом…
Это «потом» вот-вот наступит. У соседей выборы в Государственную Думу на носу. А на соседском примере мы можем увидеть, что нас самих через год ожидает.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |