![]() |
|
![]() |
![]() |
Новый Закон «О выборах народных депутатов» принят. Не секрет, что в политической среде было немало скептиков, которые не верили в то, что это событие произойдет. Но сам факт принятия (366 голосов «за» — почти треть из которых составляют голоса представителей оппозиционных фракций) свидетельствует: политические компромиссы ради общественного блага в нашей стране возможны. Для этого нужна только воля.
В 2007 году в своей статье «О компромиссах и консенсусе» для газеты «Зеркало недели» автор этих строк писал: «Если мы говорим о последующем развитии демократии, нам нужно принять как аксиому несколько тезисов. Во-первых, суть демократии сводится не только к доминированию избранного большинства над меньшинством (о чем непрерывно любят вспоминать украинские политики) и постоянным спорам, но и к поиску согласия (о чем те же самые политики любят вспоминать лишь в критических ситуациях, неизменно кичась своим «подвигом» во имя общественного блага). Во-вторых, результативность и полноценность компромисса зависит от того, ведет ли он к консенсусу как способу принятия политических решений и широкому гражданскому согласию».
Думаю, что ситуация с принятием нового Закона «О выборах...» подтвердила высказанное мнение. Именно этим, кстати, обусловлена и в целом позитивная оценка этого шага со стороны разных европейских структур и европейских политиков. По существу, этим шагом мы выполнили требования п.11 Резолюции Европарламента по Украине.
В то же время не следует забывать: Украина в седьмой раз проводит выборы, и каждый раз по новому избирательному законодательству. Это далеко не лучшая политическая традиция, но, думаю, что и недавно принятый Закон ожидает судьба предшествующих. Принято политическое решение о работе Конституционной Ассамблеи, которая должна ответить на то, какой политический режим, и какая форма правления будут в Украине. Как только будут даны ответы на эти вопросы, станет понятным и порядок формирования законодательного органа власти.
Каковы характерные черты нового Закона?
Во-первых, выборы проводятся по смешанной системой выборов: 50 процентов состава Верховной Рады избирается по закрытым партийным спискам, 50 — по мажоритарным округам. Это можно расценить как определенный позитивный шаг. Формирование парламента исключительно по закрытым партийным спискам стало одной из причин политической коррупции в стране, отрыва депутатов от избирателей. Новая система позволяет достичь баланса между политическим представительством и представительством от регионов. Это доказывает и опыт местных советов, которые были избраны по смешанной системе. Именно депутаты-«мажоритарщики» проявляют наибольшую активность в отстаивании интересов жителей тех территорий, от которых они избраны. Значительно повышается коэффициент полезного действия депутатского корпуса.
Во-вторых, в выборах не принимают участие избирательные блоки, а только партии, для которых повышен проходной барьер до 5 процентов. Эти положения закона подвергаются критике, поскольку повышение проходного барьера создает условия, когда в парламент попадают лишь три — от силы четыре политические партии.
С одной стороны, подобные ограничения создадут условия для последующей структуризации политического поля в Украине, уменьшения количества мелких партий, стимулируют объединительные процессы. Повышается и ответственность электората. Ведь чем меньше политических сил проходит в парламент, тем больше мест достается лидерам выборов. Если раньше избиратель мог голосовать за какую-либо «диванную» партию, или из принципа «по приколу», то сегодня он должен трижды подумать, кому отдать свой голос, поскольку он может отойти к победителям. И тогда никто не сможет сказать: «Мы эту власть не избирали!». С другой стороны — у партий, которые не попадут в число «фаворитов» избирательной гонки остается шанс попасть в Верховную Раду через мажоритарные округа и при благоприятных условиях даже создать фракцию.
Бесспорно, есть опасность того, что парламентское большинство не будет иметь стабильного характера, поскольку депутаты-«мажоритарщики», которые ответственны, прежде всего, перед своими избирателями, а не перед партийным руководством, будут голосовать исходя из интересов электората. Скорее всего, нам не избежать создания ситуативного большинства по тем или другим вопросам.
В-третьих, Закон содержит ряд принципиальных положений, которые осложняют фальсификацию выборов. Так, новый закон делает невозможным массовое голосование на дому. Голосовать за пределами участка можно будет лишь при наличии справки медицинского учреждения, тогда как раньше для «домашнего голосования» было достаточно заявления избирателя.
Из закона также исключена норма о выборах, по которой кандидат исключался из избирательного процесса за два нарушения. Еще одна важная норма — в избирательные комиссии в обязательном порядке должны быть включены представители от парламентских фракций. Также может иметь своего представителя в избирательной комиссии каждый из депутатов-«мажоритарщиков».
Есть, понятно, и спорные положения, например, возможность одновременного избрания по партийным спискам и по мажоритарному округу. Однако это в равной степени выгодно как оппозиционным партиям, так и партии власти.
В целом, принятие нового Закона — позитивное явление, которое создает основы для последующего развития парламентаризма в Украине. Отказ от пропорциональной системы, которая дискредитировала себя, по моему мнению, является шагом вперед на пути к демократизации страны. Показанный пример консенсуса вселяет надежду на то, что, в конечном итоге, будет принят разработанный при участии автора этих строк Избирательный Кодекс.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |