![]() |
|
![]() |
![]() |
«Если судить по содержимому сыра, то выходит, что украинская корова не животное, а растение».
(Из разговора двух одесситок на Привозе)
Цены на молочные продукты у нас на 30‑40 процентов дороже, чем в Европе и США, при этом наши производители еще имеют наглость утверждать, будто эти синтетические продукты — натурального происхождения!
В 2011 году, по итогам года, объем производство молока должен достигнуть 11,2 миллионов тонн. Таковы данные, озвученные в ходе брифинга в Киеве, министром агрополитики Николаем Присяжнюком. По его словам, указанный объем позволяет на 100 процентов обеспечить внутреннюю потребность рынка в молоке.
Ну что ж, приятно слышать. Оптимизм — именно то, чего нам остро не хватает. Радует и то, что министр не драматизирует ситуацию, хотя натурального молока в стране все меньше и меньше. Согласно научным методикам, на одного человека его следовало бы получать 380 литров в год. У нас же — всего 211. И это при том, что прилавки ломятся от продукта. Молочный он, или нет — вопрос риторический…
Украинская корова — «лицо ответственное»!
Удивительно, но «вечные друзья» суверенной Украины — американцы — не совсем разделяют (или совсем не разделяют) мнение наших аграрных лидеров. По их данным все как раз наоборот. Производство молока в Украине в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) уменьшится на 3,5 процента и опустится до объема в 10,57 миллионов тонн. Таковы данные аналитического исследования Министерства сельского хозяйства США. А американцы данные «с потолка» не берут — у них нет соответствующего опыта дурить самих себя…
Украинские тенденции на рынке американские аналитики оценили довольно негативно — ожидается снижение поголовья дойных коров до 2,69 миллиона голов (почти на 100 тысяч голов меньше, чем в прошлом году). На 7 процентов прогнозируется снижение объемов производства твердого сыра — до 205 тысяч тонн, на 14 процентов снизится его потребление — до 125 тысяч тонн (ввиду роста цен и снижения покупательской способности украинцев).
Правда, аналитический обзор утверждает, что немного вырастет экспорт сыра (с 85 тысяч тонн в 2010 году до 90 тысяч тонн — в уходящем). Производство масла может составить 72 тысячи тонн (на 4 тысячи тонн меньше, чем год назад), а его потребление должно составить 76 тысяч тонн (78 тысяч — в 2010 г.). Таким образом, объемы импорта масла вырастут до 6 тысяч тонн и больше, а экспорт останется на уровне 1 тысячи тонн. Интересно, что по данным того же источника, до «великого помешательства» под названием «оранжевая революция», у нас и с маслом все было благополучно. Более того, до 2006 года включительно мы еще жили за счет темпов роста прежних лет, и в 2006 году экспорт масла из Украины составлял 18 тысяч тонн.
Это — к вопросу о том, кто и что «съело» нашу «молочку»…
Можно, конечно, не верить выводам и прогнозам заокеанских экспертов, не понимающих до конца особенности нашего менталитета, в том числе, и в сфере производства и потребления молока (когда молоко легко разбавляется подходящим «разбавителем», или когда люди ходят за молоком не в магазин, а на ближайший перекресток, где «с асфальта» крестьянка торгует только что привезенным молоком, действительно натурального происхождения), но министерского оптимизма от этого у нас все равно не появится.
И в этой связи, на мой взгляд, стоит проанализировать ситуацию в молочном секторе за последние два десятилетия. Приведу лишь пару цифр. Из последних двадцати лет самым успешным для отрасли был 1990 год (последний год существования ныне презираемой Советской власти). Тогда Украина надоила 24,5 миллиона тонн молока. После этого кривая надоев пошла круто вниз, и за двадцать лет «успешного строительства светлого капиталистического завтра» у нас наступило почему-то «позавчера» — натурального молока мы получаем в 2,5 раза меньше...
Снижение поголовья КРС — главная проблема украинского животноводства, с которой перманентно борется уже не первое правительство. Так и хочется перефразировать знаменитое: «Не нужно бороться! Нужно покупать коров, и не давать резать стадо!». Увы, «политика» нашего агросектора занимается прямо противоположным...
Вернемся опять в 1990 год. Тогда в сельхозпредприятиях было 6,191 миллионов голов, а у населения — 2,187 миллиона. Что на сегодня? В четыре раза меньше — чуть больше 2,5 миллионов совокупно, т. е., и в хозяйствах, и у населения. Правда, в хозяйствах поголовье сократилось в десять раз (!). Так что выручает отрасль только население, практически сохранившее объем поголовья с советских времен.
И вот что крайне интересно: за годы независимости продуктивность коров на частных подворьях резко возросла. Если в 1990 году «дворовые» коровы дали 5,8 миллионов тонн молока, то в 2009 году — уже 9,4 миллиона! В последующие 2010, 2011 годы тенденция «чудесного» повышения продуктивности частных пеструх сохраняется. При этом, повторяю, число поголовья практически не изменилось.
Так объясняет ситуацию статистика. Я, правда, сильно в ней сомневаюсь. Ну, ладно, коров по дворам еще можно более или менее точно сосчитать, но как можно определить их продуктивность?! Ума не приложу!..
Тем не менее, попробую поверить статистике, и попытаюсь объяснить феномен «украинского чуда». На мой взгляд, вариантов тут может быть только три.
Первый вариант таков: либо отечественные селекционеры вывели новую породу коровы, либо закупили сотни тысяч голов элитных коров за рубежом.
Увы… Надо ли говорить, что такого внимания к этой проблеме у нас никто не уделял?!
Второй вариант — предположение, что, очевидно, кормовая база у селян стала вдвое сытнее.
Опять нет. Они, как кормили буренку свеклой, сенажом, так и продолжают это делать. Это при колхозных порядках еда в кормушках была более калорийной (за счет краденых комбикормов, силоса, жмыха...).
Ну и, наконец, третий вариант (как мне кажется, наиболее достоверное объяснение) — просто наши коровы осознали свою ответственность перед нацией и, поддерживая (опять же, национальное реноме) стали удвоенно доиться.
А если без шуток? А если без шуток, то указанные выше данные статистики являются чистым вымыслом. Тем более, что существуют вполне достоверные данные, увы, из зарубежных источников. Сегодня в Украине мы доим в среднем 4000 литров на одну голову. В этом мы в два раза отстаем от Европы и в три раза — от США или Израиля. Так, в Израиле средний удой от коровы 12000‑14000 литров, в США — от 10000 — 12000.
Из всего этого следует единственный вывод: «украинский феномен» заключается совсем в другом: у нас, чем меньше коров, тем больше воды! (Простите, «молока»!).
Наши молочные «эдисоны»
Недавно стало известно, что государственная инспекция по защите прав потребителей забраковала 36 процентов проверенной мясной продукции и 35 процентов проверенной молочной продукции. За 9 месяцев текущего года по всей Украине было проверено около 400 тонн мясопродуктов и 200 тонн молокопродуктов.
Эксперты считают, что основой «сырьевой базы» производителей молочной продукции в Украине давно уже перестало быть само молоко. Если по старым стандартам и действующим ГОСТам из тонны свежего молока производят не более тонны молока пастеризованного, то современные «эдисоны» в молочной промышленности позволяют добиться значительно более высоких результатов. В зависимости от вида молочной продукции, увеличение выхода, допустим, сметаны или творога достигается за счет использования более дешевого сырья — растительных масел (прежде всего пальмового), сои (как правило, с ГМО) и т. п.
Украинскому потребителю сегодня предлагают целый ряд молочной продукции, которая, практически, не содержит молока и, по сути, является фальсификатом. К примеру, в эконом-сегменте украинцам зачастую предлагают вместо твердых сыров, так называемые, сырные продукты (с добавлением растительных жиров). При этом лишь незначительная часть компаний указывает на этикетках соответствующую информацию. Доля так называемых сырных продуктов на украинском рынке твердых сыров сейчас составляет не менее 25 процентов (еще три года назад она измерялась единицами процентов!), а в сегменте плавленых сыров т. н. «сырных продуктов» — больше половины.
Характерно в этой связи наплевательское отношение не только к нам. Украинская «молочка» идет и на экспорт, прежде всего, в Россию. И не случайно недавно представители российского молпрома в очередной раз обратились в Минсельхоз РФ с просьбой ограничить импорт украинского сыра на рынок России. По словам Андрея Даниленко, председателя правления Национального союза производителей молока, вопросы у россиян вызывает именно качество некогда роскошного украинского продукта. А именно — использование при его производстве пальмового масла, которым сыровары заменяют молочные ингредиенты для снижения его себестоимости. «На такое подозрение наталкивает принципиальное несоответствие объемов производства украинского молока и сыров, — поясняет Даниленко. — А Украина — крупнейший в мире импортер тропических масел, которые активно применяются в пищепроме».
Общепризнанно, что молоко — уникальный продукт. В молочном белке существуют аминокислоты, расщепляющие жиры и другие компоненты. Растительные жиры обычно этими свойствами не обладают — они не так полезны и расщепляются хуже. Хорошо, если в качестве растительного жира используется оливковое или подсолнечное масло, которые усваиваются легче. Но так называемые «тропические», дешевые жиры (вроде масла пальмы и кокоса) организму перерабатывать тяжело. Мы не ощутим негативный эффект сразу. Но при длительном потреблении могут возникнуть проблемы со здоровьем. Доля растительных жиров — вопрос принципиальный.
* * *
Ну, а теперь стоит обратиться к вопросу о ценах на молочную и «околомолочную» продукцию.
Мы живем в необычной стране, и в необычное время. Возьмем ту же «молочку». Может ли в цивилизованной стране открыто и нагло продаваться откровенный фальсификат? Может ли в цивилизованной стране при уменьшении поголовья крупного рогатого скота и при стабильности (и даже уменьшении) импорта возрастать объем предлагаемых молочных продуктов? И, наконец, могут ли в цивилизованной стране продаваться нецивилизованные (я уж и не знаю, как именовать этот фальсификат) молочные продукты по ценам цивилизованных стран и даже более высоким?
Судите сами. Оптово-отпускные цены на сливочное масло 82‑процентной жирности в Европе сейчас составляют от 4,82 до 5,05 долларов за килограмм, в Америке — 2,04 доллара за фунт, то есть около 4,5 доллара за один кг. Наценка не него в рознице не может превышать 15 процентов. То есть, дороже 6‑ти долларов за килограмм (48 гривень) стоить масло не может. У нас этот же продукт отпускается в опте по цене 50‑55 гривень (6.2‑6,9 доллара), а в рознице он стоит до 10 долларов (80 гривень)! При этом, производители бьют себя в грудь, утверждая, что продукт — натуральный…
Теперь проанализируем цены на сыры. Отбросим в сторону редкие и экзотические сорта, возьмем для сравнения демократичный сыр «Чеддер». В Америке в опте он стоит 3 доллара 40 центов за килограмм, примерно такая же цена в Европе. И все равно, это дешевле, чем в Украине, где за сыр подобного сорта оптом просят 40‑44 гривни, то есть более 5 долларов. В рознице цена подобных сыров у нас достигает уже 60‑70 гривень и выше.
И последнее сравнение. По сухому обезжиренному молоку (СОМ). В Америке 1 килограмм предлагается оптом по 2,5 доллара, в Европе — 2,95. Сухое молоко 26‑процентной жирности стоит, естественно, дороже. У нас же эти цены значительно выше. Стоит лишь сказать, что один килограмм сухого цельного молока (СЦМ) растительного происхождения (вы о таком когда-нибудь слышали?) обойдется в Украине более чем в 3 доллара. А если в нем действительно есть молочные остатки, то цена возрастает, как минимум, вдвое.
…По складу характера большинство украинцев, без сомнения, оптимисты. Но, специалисты утверждают, что оптимизм резко падает при отсутствии или недостатке белковой пищи. Если исходить из прогнозов Минагрополитики, то нашему оптимизму ничего не угрожает. Но это — только в кабинетах министерства. А за его пределами, особенно, если учесть реальное «качество» и цену нашего синтетического питания, ничего, кроме пессимизма и меланхолии, нам не светит...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |