![]() |
|
![]() |
![]() |
Нулевой результат поездки украинского президента и украинского премьера на поклон к хозяевам «Газпрома» 20 декабря ни для кого не стал неожиданностью. Второго Севастополя в Украине нет — нет и предмета для второго «пакта». Надо капитулировать или сражаться. Но решиться на капитуляцию — самих себя лишить власти. А сражаться… Нет политрука, способного поднять Банковую в атаку против Кремля.
ПОЗАДИ ПОЗОР, ВПЕРЕДИ РАЗОР
То, что Янукович с Азаровым вернулись из Москвы с пустыми руками, полбеды. Беда в том, что они, судя по всему, не определились, как быть дальше. И продолжают «тянуть резину». По возвращении из Первопрестольной Николай Янович, как известно, собрал экстренное заседание Кабинета министров. На нем утвердили проект бюджета на 2012 год, исходя из цены российского природного газа 416 долларов за тысячу кубометров.
Оппозиция утверждает, что в этом документе расходы на социально значимые государственные программы сокращены до недопустимого уровня, а социальные выплаты прогнозируются без учета инфляции. Другими словами, принятый правительством проект бюджета-2012 — прогноз нищеты.
Но и этот прогноз может оказаться завышенным. 414-416 долларов за тысячу кубов газа — приблизительно рассчитанная среднегодовая цена, а в первом квартале 2012 года (самом тяжелом в плане исполнения бюджета) этот показатель может превысить 450 «баксов». Для архаичной энергоемкой экономики Украины — удар тяжелый. Если к нему добавится уменьшение спроса на продукцию тяжелой индустрии на внешних рынках, а в условиях общемировой рецессии это вероятно, ситуация усугубится.
Правда, и в таких условиях никто из серьезных экспертов не предсказывает экономической катастрофы или финансового дефолта. Закрытие предприятий, увеличение безработицы, девальвация гривни — самое большее, что грозит нам в том случае, если не удастся добиться «компромисса» с «Газпромом». Будь власть регионалов популярна, пользуйся она хотя бы минимальным доверием, слово «выстоим» стало бы лозунгом года.
Но эта власть не популярна. По ее призыву граждане не станут затягивать пояса добровольно. Стало быть, пока есть возможность, пока все механизмы и нити сосредоточены в одних донецких руках, население поставят перед фактом принятия односторонних мер. Мер, направленных исключительно на удержание донами власти.
Капитуляция перед «Газпромом», откровенная и неприкрытая сдача «трубы», в эти меры не вписывается. Не вписывается хотя бы потому, что организация совместных предприятий по эксплуатации украинской ГТС и внутренних газовых сетей (один из проектов «компромисса») отбирает у команды Януковича возможность фактически бесконтрольно распоряжаться «наличкой», деньгами, которые исполнительная власть тратит на избирательную кампанию. А выборы в парламент на носу и денежка нужна позарез.
В том, что сдачу трубы оппозиция заклеймит как измену родине, ограбление наших детей, внуков и правнуков, тоже нельзя сомневаться. А такое клеймо в сознании избирателя способно перевесить «НАТО» и «русский язык». Регионалам в этом случае не помогут даже деньги и административный ресурс. Но все эти соображения — мелочи перед тем фактом, что Кремль не согласен и на такой компромисс. А требует все.
То есть приостановки процесса, ведущего к Договору об ассоциации Украина — ЕС, присоединения к Таможенному союзу и выхода Украины из Европейской энергетической хартии. Только в этом случае людей с белым флагом в Кремле будут считать парламентерами и не «расстреляют» запредельной ценой на газ.
УКРАИНА БЕЗ ГАЗА И ЯНУКОВИЧА
«Есть вопросы, на которые наша сторона пойти не может», — сказал, комментируя ход газовых переговоров в Москве, лидер фракции ПР в Верховной Раде Александр Ефремов. Но не уточнил, на что согласны его однопартийцы и как собираются голосовать за бюджет.
Донецкая машина для нажимания кнопок, конечно, исправна. Дирижер наготове и «пианистов» достаточно. Но оппозиционные фракции нынче в таком положении, что после проигрыша сражений в судах и на улице отказ от активного сопротивления в парламенте означает полную дискредитацию их деятельности. Не пойдут в последний и решительный бой в этом году — в следующем проиграют выборы.
Премьер «теневого правительства» Сергей Соболев предсказывал жаркую битву в случае, если большинство попробует изменить закон, запрещающий реорганизацию, изменение статуса и дробление газового комплекса Украины в любых формах. Второй «харьковский пакт», по его мнению, в парламенте не пройдет.
Но в том-то и дело, что пакта, скорее всего, не будет, закон менять не понадобится, а героизм пришлось бы проявлять в тяжелой и скучной обстановке рассмотрения поправок в бюджет. Поражение здесь обеспечено, но «погибнуть» можно было со славой. То есть в каждом случае обрезания социальных статей в части расходов бюджета оппозиционер вышел бы к народу и прессе с цифрами в башке и с документом в руке. При этом на пальцах объяснил бы, что теряет каждый, пока партия начальников распоряжается нашими деньгами.
В нынешних условиях это не только возможная, но единственная действенная форма сопротивления диктатуре. Но и ее Литвин не допустил. С нарушением регламента и Бюджетного кодекса вечером 22 декабря Основной экономический закон был принят во втором чтении и в целом. Фактически без обсуждения. Кнопки нажали 250 «карточек».
Десять лет назад акция «Украина без Кучмы» была протестом политическим. Это стало началом того, что закончилось «оранжевой революцией». Украина в результате получила пять лет передышки, но гражданские свободы в итоге не отстояла, а в некотором отношении откатилась назад в девяностые.
Но опыт поражения, надо думать, не прошел даром. И теперь страна созрела для широкого социального протеста. Такой организованный и хорошо мотивированный протест может объединить людей под лозунгом «Украина без Януковича». И только с его помощью удастся, если вообще удастся, радикально изменить существующую систему власти.
Нет рецептов, как это сделать. Можно только заметить, что конфликты на социальной почве разрешаются путем выборов крайне редко. Рассчитывать на то, что узурпаторы выпустят из когтей добычу из-за того, что в урнах для голосования оказалось больше или меньше поданных за них бюллетеней, могут только наивные люди. Таких примеров в истории не бывало.
Зато были примеры, когда диктаторы паковали чемоданы, глядя, как на улицах и площадях собираются мирные люди. Больше людей, чем могут вместить приготовленные для них автозаки. Больше людей, чем может оцепить «Беркут», собранный со всей Украины. Какой должна быть критическая масса протестующих, сказать трудно, но что будет «цементом» протеста, ясно уже теперь. «Покращання життя» зашкаливает сегодня, а на фоне роста коррупции и высоких цен на энергоносители завтра достигнет новых вершин.
Как этим воспользуются лидеры нынешней парламент-ской оппозиции — большой вопрос. Но еще больший вопрос, как социальными протестами в Украине воспользуется Кремль. Понятно, что жесткая политика по «газовому вопросу» повышает рейтинг Путина перед президент-скими выборами. А дальше? Раскачивать газовую трубу и провоцировать беспорядки в соседней стране не просто недальновидно — опасно.
Не политически, а географически опасно. Достаточно вспомнить — сначала Тунис, затем Египет, после него Ливия, на очереди Йемен, за ним Сирия. Эффект «домино» хорошо работает не только в арабском мире. В славянском тоже.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |