ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Ренийский порт банкротят для приватизации?
14.01.2012 / Газета: Час пик / № 3(558) / Тираж: 5000

Потенциал порта

Проектная мощность порта Рени — около 14 миллионов тонн грузов в год. Максимальный показатель объема грузопереработки был достигнут в 1989 году — 10 млн. тонн (в тот период Рени входил в шестерку крупнейших портов СССР). Самый низкий показатель зафиксирован в 2000 году — 1 млн. 120 тыс. тонн. В 1997 году стоимость основных фондов предприятия составляла 322 млн. грн.

В 2010‑2011 годах Ренийская райгосадминистрация провела анализ нынешней мощности Ренийского порта. Выяснилось, что имеющаяся в наличии перегрузочная техника и прочие средства производства позволяют порту перерабатывать в лучшем случае 7 млн. тонн грузов в год, и этот показатель продолжает снижаться. Таким образом, за последние 20 лет производственный потенциал порта Рени сократился в 2 раза.

До избрания мэром г. Рени С. Колевич работал в Ренийском порту, затем несколько лет возглавлял частное АОЗТ «Релуки», которое занималось транспортным бизнесом — экспедированием, агентированием и декларированием грузов. Должность городского головы занимал два срока подряд — в 1998‑2006 годах. В 2000 году добился принятия Закона «О специальной экономической зоне «Рени», однако СЭЗ себя не оправдала. В 2006 году опять участвовал в выборах городского головы, но проиграл. В 2010 году вновь был избран мэром Рени.

Россиян не пускают на «свой» рынок украинские олигархи. Они смертельно боятся, что их «съедят» более крупные и сильные «акулы» российского бизнеса. Этим, кстати, во многом объясняется упорное стремление Украины к европейской интеграции в ущерб более логичному и выгодному сотрудничеству с Россией и другими странами Евразии. И это уже не личное мнение мэра маленького придунайского городка. Это — мнение ведущих украинских и российских политологов и экспертов.

Депрессивные тенденции особенно усилились на протяжении последних трех лет: например, в 2009 году грузооборот порта по сравнению с 2008 годом сократился на 45 процентов. В 2011 году порт Рени переработал менее 1,5 млн. тонн грузов, тогда как для финансовой стабильности необходимо, по меньшей мере, 3 млн. тонн в год.

Нынешний упадок Ренийского порта связан с тем, что предприятие искусственно доводится до банкротства с целью его приватизации за бесценок. Такое мнение высказал городской голова Рени Сергей Колевич на пресс-конференции, посвященной итогам работы Ренийского горсовета в 2011 году.

— Вот уже двадцать лет наше государство целенаправленно создает условия для того, чтобы порт Рени не работал, — заявил Сергей Степанович в ходе общения с журналистами местных и региональных СМИ. — Мне вспоминается ситуация, которая сложилась несколько лет назад. Тогдашний начальник порта хотел законсервировать ряд производственных объектов, а «лишние» портальные краны порезать на металлолом. Я был категорически против подобной «санации» предприятия и доказывал: надо всего лишь повернуть некоторые грузопотоки на ренийское направление, а для этого нужно не так уж много — политическая воля руководителей Министерства транспорта (ныне — Министерство инфраструктуры — А. П.). В тот раз голос разума был услышан, и в Ренийский порт пошли сотни тысяч тонн зерна, работа буквально закипела. И что вы думаете? Вскоре всполошились другие порты и их лобби — конкуренция со стороны Рени их не устраивала. Через некоторое время грузопоток зерна на ренийском направлении иссяк…

Теперь наблюдается аналогичная картина: грузов в нашем порту нет, фактически игнорируются многочисленные обращения одесских областных властей и депутатов Верховной Рады к Кабинету Министров с просьбой обратить внимание на бедственное положение предприятия. Мы годами слышим одно и то же: главная проблема порта Рени — железнодорожный транзит грузов через территорию Молдовы; следовательно, единственное спасение — строительство железной дороги Измаил — Рени. При этом все прекрасно понимают, что строить эту дорогу никто не собирается. Но дело не в железной дороге — Ренийский порт вполне может обойтись без нее. В любом случае она все равно ничего не решит. При желании логистику на нижнем Дунае можно выстроить таким образом, что львиная доля грузов будет перерабатываться только силами флота, по схеме «борт — борт». Но об этом почему-то никто не говорит.

Насколько мне известно, европейские эксперты оценили Ренийский порт в 500 миллионов евро. В то же время, по украинским оценкам, сегодняшняя балансовая остаточная стоимость предприятия — 20 миллионов гривень. Но это же абсурд! Посудите сами: стоимость одного причала в соседнем молдавском порту Джурджулешты — 40 миллионов долларов. При том, что мощности Ренийского и Джурджулештского портов — несопоставимые вещи, Рени продолжает оставаться крупнейшим портом на всем Дунае. Совершенно очевидно, что его капитализация искусственно занижается, а это делается всегда с одной целью — как можно дешевле приватизировать предприятие. Как известно, в декабре прошлого года Президент Виктор Янукович наложил вето на Закон о портах, так что пока трудно говорить, в каком виде будет происходить их приватизация. Но в том, что она будет, я не сомневаюсь.

По словам С. Колевича, «если просто продавать порт, то он никому не нужен, надо продавать тому собственнику, у которого есть грузопотоки». «А грузопотоки есть в первую очередь у России, — отметил мэр Рени. — Я вам скажу больше: в нашем порту — 35 причалов, и потенциал каждого из них — перевалка 1 миллиона тонн в год. Итого — 35 миллионов тонн! Такой грузопоток может обеспечить именно Россия. Ей не хватает своих портов, и прежде всего тех, которые географически близки к Европе. В Европу со своими грузами рвется и Казахстан».

Сергей Степанович убежден, что существуют и другие варианты возрождения Ренийского порта. В частности, возможности предприятия могут заинтересовать Европу, а именно Австрию и Германию. «Сегодня грузы этих стран транспортируются через европейские порты, однако Украина могла бы предложить австрийцам и немцам выкупить порт Рени с условием, что его грузооборот составит не менее 10 миллионов тонн в год, — сказал С. Колевич. — И эта цифра вполне реальна. К примеру, за счет перевалки металла. Как я уже говорил, грузопереработку можно осуществлять с помощью барж и пароходов, то есть, с применением лишь водных схем логистики, без участия железной дороги. Если же учесть степень современных мировых процессов глобализации и экономической интеграции, то я допускаю, что Ренийский порт способен быть и международным — допустим, российско-молдавско-европейским. И пусть каждый грузовладелец привлекает сюда свои грузопотоки».

Таким образом, по мнению С. Колевича, Украина могла бы предложить несколько концепций спасения и дальнейшего развития крупнейшего дунайского порта, однако эти концепции даже не озвучиваются и не обсуждаются — ни на «Олимпе» власти, ни среди экспертного сообщества, ни на уровне общественности. Хуже того, создается впечатление, что для Украины порт Рени — «забытый полк». Сергей Степанович видит в этом лишнее подтверждение того, что кто-то из представителей крупного украинского бизнеса сознательно доводит предприятие до банкротства. «А когда оно окажется в частных руках, его можно будет выгодно перепродать и тем самым заработать кругленькую сумму на ровном месте, как говорится», — заметил С. Колевич.

Почему же никто не рассматривает российский вариант возрождения и развития порта? Ренийский мэр считает, что россиян не пускают на «свой» рынок украинские олигархи. Они смертельно боятся, что их «съедят» более крупные и сильные «акулы» российского бизнеса. Этим, кстати, во многом объясняется упорное стремление Украины к европейской интеграции в ущерб более логичному и выгодному сотрудничеству с Россией и другими странами Евразии. И это уже не личное мнение мэра маленького придунайского городка. Это — мнение ведущих украинских и российских политологов и экспертов.

«Пора заканчивать валять дурака на всех уровнях, — заявил в заключение С. Колевич. — Очевидно, что приватизация Ренийского порта неизбежна, но приватизировать его должен действительно эффективный собственник, обладающий грузопотоками и здоровыми транспортными амбициями. Хватит рассказывать басни, что порт уже никогда не вернет своих прежних позиций, что его невозможно спасти. Возможно. Для этого, повторяю, необходимо только одно — политическая воля руководства Украины».

Со своей стороны отметим, что поводом для обсуждения проблем порта на пресс-конференции С. Колевича стало тяжелейшее финансово-экономическое положение этого градообразующего предприятия. Оно деградирует в течение всего периода независимости Украины, однако депрессивные тенденции особенно усилились на протяжении последних трех лет: например, в 2009 году грузооборот порта по сравнению с 2008 годом сократился на 45 процентов. В 2011 году порт Рени переработал менее 1,5 млн. тонн грузов, тогда как для финансовой стабильности предприятию необходимо, по меньшей мере, 3 млн. тонн в год. Отсутствие работы привело к тому, что с 1 января 2012 года часть коллектива порта была отправлена в месячный отпуск без содержания. Сами портовики не исключают, что вынужденный отдых может затянуться до апреля, поскольку перспектив появления новых грузопотоков по-прежнему нет.

Следует отметить, что «вялотекущая» безработица среди портовиков (а впоследствии она грозит массовыми сокращениями) может привести к социальной катастрофе местного масштаба: в маленьком городе Рени, население которого не превышает 19 тысяч человек, найти работу практически невозможно. Кроме того, обострение проблем порта обернется значительными потерями для местного бюджета, а это — дальнейшее ухудшение социально-экономического положения города и Ренийского района в целом. Неудивительно, что муниципальные и районные власти бьют тревогу на всех уровнях.

Автор: Андрей Потылико


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту