![]() |
|
![]() |
![]() |
Отсутствие рабочих мест и нормального уровня оплаты труда в Украине в последнее время обретает уже опасный характер. Именно это становится одной из причин небывалого разгула криминала в стране. Охота за легкими деньгами — бич нынешнего молодого поколения. Но всё ли сводится только к отсутствию работы? Ведь в разделе «Требуются» на рынке труда постоянно есть заявки?
Преступность можно побороть, только создавая рабочие места
Нынешняя ситуация на рынке труда Украины оставляет желать лучшего. Пока обещания об открытии новых предприятий и создании рабочих мест остаются лишь предвыборными лозунгами. Возьмем, к примеру, Измаил. Новые предприятия не открываются, те, что существуют, работают в режиме экономии, а некоторые, к примеру, УДП, «дышат на ладан», сектор государственной службы без конца «оптимизируется»… Несмотря на столь нерадужную ситуацию, большая часть молодежи в выборе профессий и поиске работы продолжает «витать в облаках»…
- Значительная часть выпускников вузов настроены на «непыльную», чистую работу в офисе с хорошей оплатой и минимальной ответственностью, — говорит директор Измаильского центра занятости Владимир Довгаль. — У такой молодежи крепко развито чувство родительской защиты. То есть, у них крепкие тылы. В этом перечне — много выпускников нашего ИГГУ, которые не хотят работать в школе.
А в целом, молодежь сегодня гораздо более прагматична, чем предыдущие поколения клиентов Центра Занятости. Раньше намного больше ценились такие параметры, как престиж профессии, призвание. Сегодня главный критерий — уровень оплаты труда ( а вот вопрос легальности рабочего места и зарплаты остался на задворках). И тут потребности соискателей вакансии вступают в неумолимое противоречие с действительностью. Сегодня работодатели стремятся максимально экономить на рабочей силе. А потому большинство предлагаемых вакансий — на уровне минимальной зарплаты. А молодым хочется зарабатывать не менее
2,5 тысяч гривен в месяц.
- Большинство вакансий сегодня — это рабочие профессии либо какие-то очень редкие специальности, например, «флорист», либо профессии, не требующие специальной подготовки (дворник, уборщица, сельхозрабочий), — рассказывает В. Довгаль. — Предлагаемая работа часто носит сезонный характер. Как видим, все это не соответствует запросам молодежи — они хотят все и сразу. Есть категория, которая активно ищет работу (многие в Интернете, но здесь риск попасть на удочку мошенников очень велик), кто-то идет получать второй диплом, а кто-то ждет, пока не появится что-то заманчивое, соответствующее запросам. Уже доказано: если человек год-два по окончании вуза не устраивается на работу — то у него формируется менталитет иждивенца. Заставить работать его будет очень сложно. И здесь государство должно либо принимать радикальные меры, либо подкармливать эту прослойку, дабы она не подалась в криминал. А если анализировать сложившуюся сегодня ситуацию, то я не ошибусь, сказав, что преступность можно уменьшить, только создавая рабочие места.
Государственная пропаганда «недорабатывает»
Психолог Виктория Соляниченко видит корень проблемы не только в социально-экономической ситуации в стране, но и в отсутствии правильной «идеологической» составляющей.
- В советское время работала целая пропагандистская машина, которая «пиарила» человека труда и рабочие специальности, — объясняет Виктория. — Квалифицированный токарь, сварщик, передовик производства — это было престижно. Давайте вспомним не только комсомол, но и фильмы, книги. А сейчас все хотят быть юристами и менеджерами. И коррумпированная система высшей школы этому способствует. Да и повсеместная пропаганда красивой жизни — тоже. Социальная реклама рабочих профессий, в которых нуждается рынок труда, отсутствует. Нет государственной программы социализации молодежи, особенно — сельской молодежи: она просто брошена на произвол судьбы. В селах нет работы, правительство не оказывает никакой действенной поддержки фермерским хозяйствам. Вот молодежь и стремится в город, в другую жизнь, думая, что здесь их ждет больше возможностей. А здесь для самоутверждения необходимо все и сразу. И если нет стержня, который формируется воспитанием в семье, то, как итог, — выход на ночные улицы, на грабежи и разбои. Что касается городской молодежи — нынешнее поколение в массе своей инфантильно. Уровень мышления маленького ребенка, который увидел яркую игрушку и для него больше ничего не существует, очень часто просматривается в мотивах поведения далеко не маленьких «детей». И эти сиюминутные желания настолько сильны, что затмевают здравый смысл: человек готов пойти на преступление, не останавливаясь перед тем, что это может погубить его дальнейшую жизнь. И такие «взрослые дети» всегда находят себе оправдание: «вот, мол, кто-то ворует миллиарды, и им ничего, а я украл чуть-чуть, и меня в тюрьму»… Тут проблема — огромная, и кроется, в первую очередь, в отсутствии нравственного воспитания. Ребенку необходимо объяснять, что, когда он ведет нормальный образ жизни, то он, как минимум, не сидит на нарах, что лучше пойти работать разнорабочим, но сохранить себя, как личность. Да и потом: можно начать работать электриком, а потом стать владельцем магазина электротоваров. И так далее. У меня есть великолепный пример — 36-летний одессит, который вырос в неблагополучной семье пьющих родителей. В молодости сам крепко пил. Потом закодировался, устроился работать в строительную бригаду, со временем сам организовал собственную бригаду, а потом открыл небольшую строительную фирму. Сейчас вполне успешно ведет свое дело, активно занимается спонсорством. Вот реальный пример того, что труд и целеустремленность — верный путь к самореализации.
Безусловно, очень многое объясняется и отсутствием воспитания. Если родители внушают: нет смысла хорошо учиться, все равно все покупается за деньги, сосед ездит на дорогой машине, значит, ворует, то ждать, что у ребенка сформируются правильные ориентиры, не приходится. «Мы в своей практике часто сталкиваемся и с тем, что родительские амбиции мешают ребенку сделать правильный выбор профессии, — говорит Виктория. — Все-таки не стоит забывать о таком критерии, как призвание. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть способности и что доставляет удовольствие». По словам В. Соляниченко, серьезной проблемой является и отсутствие действенной, а не формальной государственной программы профориентации. Повальное стремление к получению высшего образования не приносит никакой пользы, кроме как обогащения дельцам от науки и содержания коммерческих вузов. А в реальной жизни квалифицированный сантехник зачастую зарабатывает больше, чем начинающий юрист.
За чертой закона
Мы решили узнать социальные характеристики тех, кто ради разовой наживы преступил закон. Часть тяжких преступлений, захлестнувших наш город на протяжении года, раскрыты, подозреваемые задержаны. Почему они оказались за чертой закона? Об этом мы беседуем с и.о. начальника сектора уголовного розыска Измаильского ГО ГУМВД капитаном милиции Михаилом Едаковым.
- Основная причина достаточно проста — отсутствие желания работать, — говорит Михаил Анатольевич. — Большинство задержанных молоды, их возраст — до 26 лет. Соблазнов много, деньги нужны. Лица, напавшие на «Гелекси» — из категории ранее судимых, к слову, тоже за разбой. Безработные. Один из них проходил лечение в туббольнице. Лица, совершившие разбойное нападение на работницу ювелирного магазина — студенты, родом из Старой Некрасовки, учились в Киеве. Большой город, большие соблазны… На месте преступления ими практически не было оставлено следов: злоумышленники признались, что все навыки черпали из фильмов и Интернета, работали в масках и перчатках. В общем, готовились. Парень и девушка, напавшие на таксиста, были под действием наркотиков. А что касается лиц, задерживаемых за совершение грабежей, — это, в основном, студенты ПТУ, как правило — сельские. Причина — проста: денег, которые родители дают, не хватает. Вот и прельщает их легкая добыча: сорвать сумку у женщины или ограбить пьяного мужчину. Итог — сломанная жизнь, ведь стать полноценным членом общества после тюрьмы гораздо сложнее, чем в свое время отказаться от легких денег ценой преступления…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |