ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
День несвободы
21.01.2012 / Газета: Юг / № 4(15936) / Тираж: 122306

В связи с назначением Валерия Хорошковского министром финансов логично было бы комментарий начать с этого события. Но логика отсутствует в политических решениях авторитарной власти. Ее приоритеты продиктованы не нуждами страны, а предпочтениями того, кто сосредоточил в своих руках всю власть в государстве.

КАК ПОДКОВУ КУЕТ ЗА УКАЗОМ УКАЗ

Начнем поэтому с двух изданных в самом конце прошлого года указов президента Януковича — первого, фактически отменившего День свободы, и второго, объединяющего День флота Украины с Днем военно-морского флота Российской Федерации.

Оба указа насущными нуждами страны не вызваны. Они являются демонстрацией мировоззрения (если такое понятие можно применить в данном случае) главы государства и его политических намерений.

Начнем с Дня свободы. Учитывая непростую биографию Виктора Федоровича, фразу президента о том, что свобода для него не пустой звук, надо воспринимать серьезно. Но помнить, что на зоне с давних пор слово свобода было намертво связано с девизом «Умри ты сегодня, а я завтра». Рядовой урка не хотел свободы для всех.

В 2004 году на Майдане (не на сцене, а внизу) собрались те, кто хотел свободы выбора. Такой, какую в совке (большой зоне на шестой части суши) отвергали с порога. Причем те, кто воспитан на понятиях большой или малой зон, и теперь признают свободу только для себя и колючую проволоку для остальных. Они носят по улицам портреты Сталина, требуют «сильной руки», голосуют за Партию регионов и Януковича. Словом, вызывает удивление не то, что четвертый Президент Украины «перенес» празднование Дня свободы, а то, что два года вместе со своими опричниками терпел существование праздника.

Способ, которым Виктор Федорович уничтожил «день памяти Майдана», отличается особым цинизмом. День свободы он объединил с Днем соборности Украины, с исторической датой соединения украинских государств, возникших на обломках двух империй, в единую, недолго просуществовавшую Украинскую Народную Республику. Дата 22 января 1919 года — символ державности и единства украинского народа, но вовсе не символ свободы. Поскольку следующие семьдесят лет народ Украины находился в рабстве, под властью коммунистического режима и еще трех чужих государств.

Трудно сказать, насколько хорошо президент знаком с историей своей страны. Сомневаться в этом заставляет указ о переносе Дня флота Украины на последнее воскресенье июля. То есть на День военно-морского флота Советского Союза, который в империи отмечался с 1939 года. Россия как правопреемница СССР унаследовала эту традицию. Но в Украине сохранять советский праздник не сочли нужным. И сначала Кравчук, а затем Ющенко объединили праздник моряков, военных и гражданских, в один.

Янукович своим указом вернул совковую дату якобы для того, чтобы не тратить деньги на два парада, а отмечать торжество в один день с Черноморским флотом Российской Федерации на его базе в Севастополе. С такой логикой Фиделю Кастро надо было бы соединить День победы кубинской революции с Днем благодарения США и отмечать общий праздник на базе Гуантанамо. На деньги спонсоров из Вашингтона можно было бы отремонтировать половину Гаваны.

На деньги, сэкономленные от празднования Дня флота Украины, вероятно, надеются построить еще одно «Межигорье». В Крыму. И вместе с Крымом уплыть в Российскую Федерацию. Если вспомнить, что на днях Высший административный суд Украины признал право сепаратистов из Народного фронта «Севастополь — Крым — Россия» в судебном порядке добиваться отмены Конституции АР Крым (то есть возврата к Основному закону 1992 года с приоритетом местного законодательства над украинским), картинка складывается зловещая. И Президент Украины в центре этой картинки.

ИНДА ВЗОПРЕЛИ ОЗИМЫЕ

Не успело рассупониться красно солнышко, как понюхали в администрации президента портянку премьер-министра Азарова и аж заколдобились. Портянка пахла так, что от ее запаха в разные стороны бежали иностранные инвесторы, российские кредиторы и привыкшие ко всему чиновники всемогущего МВФ. При этом фактически босой Николай Янович утверждал, что Украина развивается невиданными темпами и рост валового внутреннего продукта в 2011 году, по сравнению с 2010-м, составил 5,2%. Больше, чем в любой из стран СНГ.

Темна вода во облацех, и еще темней в украинской статистике. Что растет, а что сокращается, сказать трудно. В конце прошлого года газеты пестрели сообщениями, что сокращается рост промышленного производства, по сравнению с 2010 годом. Не в статистике дело и не в росте. А в том, что фигура премьера президенту стала мешать. Препятствовать осуществлению комбинаций, которые Виктору Федоровичу подсовывало для реализации так называемое «газовое лобби».

Тем, кто не в курсе, или забыл, какой бульдог под ковром белый, а какой черный, напоминаю, что администрация президента, правительство и руководство Партии регионов имеют два «крыла». Одним условно руководит первый вице-премьер Андрей Клюев, вторым — глава администрации президента Сергей Левочкин. Одно крыло условно представляет интересы старой донецкой гвардии, промышленных олигархов, второе — интересы «людей трубы», финансовых группировок, зависящих от махинаций российского «Газпрома» и «РосУкрЭнерго».

Президенту в течение долгого времени удавалось поддерживать мир, вернее, не допускать войны между этими группами. «Крылья» махали не синхронно, но кое-как позволяли летать. Так было до тех пор, пока хозяева в Москве через «людей трубы» с ростом цены на газ не стали изымать у промышленных олигархов сверхприбыль. Понятно, что у таких деятелей, как Ахметов, появились «свои интересы» и потребовались свои средства защиты. Не столько от «Газпрома», сколько от тех, кто в Украине готов продать все и всех московским друзьям с потрохами.

Но Ринат Леонидович опоздал. В администрации президента и в его окружении верх стали брать сторонники Дмитрия Фирташа, а в правительстве непропорционально большую роль со своей самостоятельной политикой стал играть министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, друг и агент того же Фирташа, владельца «РосУкрЭнерго» и (по слухам) владельца большей части газовых сетей внутри Украины.

Азаров в этой ситуации выбрал неверную позицию и попытался навязывать свою волю двум «крыльям» сразу. Через формирование бюджета и с помощью министра финансов давнего соратника и друга Федора Ярошенко. Привело это, однако, к скандалам. Сначала во фракции ПР, потом в администрации президента. И нарыв лопнул.

Виктор Федорович, сидящий на финансовой игле хозяина «РосУкрЭнерго», а перед выборами попавший от него в полную зависимость, вынужден был принять меры. Уволить Ярошенко, а на его место посадить человека, способного отнять у Азарова и Клюева власть в Кабинете министров. Таким человеком стал Валерий Хорошков-ский, имеющий репутацию антикризисного менеджера и оправдавший ее на многих государственных должностях.

То, что последней должностью этого человека был пост главы Службы безопасности Украины, случайность. Не случайность его тесные отношения с Левочкиным, Фирташем и всеми «людьми трубы». Причем не только со стороны Киева. Те, кто следил за политическими событиями в течение последних лет, помнят проект, который, по слухам, разработали на Старой площади на случай падения Кучмы. Он назывался «Озимое поколение». При Кучме «озимые» взойти не успели, а при Ющенко, казалось, погибли на корню.

Но при четвертом президенте перегной взопрел. И неровен час, антикризисный менеджер Валерий Иванович вскоре соединит в своих руках руководство финансами, налоговой и таможенной службами. А там и до Мариинского дворца рукой подать. Если руку не остановит другая рука. Виктор Федорович соперников очень не любит.

Автор: Леонид ЗАСЛАВСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту