ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Посягательство на улыбку Одессы
03.02.2012 / Газета: Комсомольская правда / № 23/5(4017/25412) / Тираж: 9000

«Дом с одной стеной» в Воронцовском переулке рискует превратиться в рядовое, ничем не примечательное здание

Известной одесской достопримечательности — «дому с одной стеной» — грозит утрата привлекательности. Вплотную к нему планируют выстроить новый особняк, который может полностью уничтожить оптический эффект, придающий зданию его необычный вид.

Защитником одесской достопримечательности выступил депутат Одесского городского совета Георгий Селянин. Мы попросили его рассказать о сути проблемы и путях ее решения.

Делалось втихую

— Георгий Всеволодович, кто и чем угрожает знаменитому «дому-стене»?

— Формально на само здание никто не посягает. Именно поэтому чиновникам удалось втихую оформить разрешительные документы на строительство. Я думаю, всемпонятно, сколько стоит недвижимость в Воронцовском переулке.

Основная проблема в том, что застройшик планирует на месте одноэтажного строения, вплотную примыкающего к «дому-стене» возвести новое здание в четырех уровнях: два этажа, подземный уровень и мансарда. В результате оптический эффект одесской достопримечательности попросту исчезнет. А ведь Оперный театр. Потемкинская лестница, Тещин мост, Воронцовский дворец и «дом-стена» — это единый туристический маршрут, единый комплекс достопримечательностей. Гости, которые приезжают в Одессу, очень любят это необычное здание, а одесситам нравится показывать эту архитектурную улыбку нашего города. Для меня, как для одессита в пятом поколении, этот дом символизирует характер нашего города. Кстати, что вы знаете об истории этого здания?

— Мне известно, что в этом доме жили придворные графа Воронцова и фактически сразу после постройки здание стало местной достопримечательностью.

— История этого здания такова: изначально проект предполагал стандартный дом в стиле той эпохи. Но в процессе строительства возникла нехватка денег, и тогда было найдено остроумное решение: свести под углом две стены, тем самым сэкономив Стройматериалы. Здание получилось треугольным и таким образом появился знаменитый оптический эффект дома-стены. Вот почему я считаю его олицетворением одесского духа — скудные средства и ограниченные возможности зачастую рождают в нашем городе экстравагантные и неожиданные решения, которые потом входят в историю.

«Рассчитываю на поддержку»

— Вы активно защищаете это здание, выступаете против нового строительства. Как вы оцениваете шансы на победу?

— Шансы на победу достаточно велики. Я инициировал рассмотрение этого вопроса на градостроительном совете и рассчитываю, что коллеги меня поддержат, кроме того, удалось добиться поддержки Управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета. Начальник управления Владимир Николаевич Мещеряков лично пообещал мне в течение двух месяцев подготовить документы для придания статуса памятника «дому-стене». Думаю, этот статус послужит определенной защитой от посягательств ретивых строителей. Мы должны отстаивать одесский колорит.

— Какой смысл вкладываете вы в это понятие? Что конкретно понимаете под исторической и художественной ценностью архитектурных объектов?

—Давайте вспомним, что основанная в последнее десятилетие XVIII века и стремительно развивавшаяся Одесса быстро стала четвертым городом России (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы) со своим непохожим на другие города оригинальным укладом. Архитектурный облик Южной Пальмиры изначально складывался как шедевр — один из самых выдающихся по выразительности архитектурных комплексов наряду с Северной Пальмирой — Петербургом.

Первый план Одессы предусматривал геометрически правильную застройку улиц, что отличает ее, как и Петербург, от большинства европейских городов, нараставших кривыми кольцами вокруг своих центров.

Своеобразие Одессы в ее неповторимом облике. Город создавался по канонам классицизма и развивался, впитывая все самые передовые и интересные архитектурные идеи. Это определило уникальную специфику городского устройства и сформировало ту городскую среду, которую мы называем «культурным феноменом» Южной Пальмиры. Все это, если говорить об архитектуре и градостроении, все еще хранит старая Одесса.

Без борьбы не обойтись

— Какой будет судьба этого феномена?

— Это во многом зависит от нас. Одесским колоритом пропитаны улицы города, но он, к сожалению, постепенно исчезает вместе с разрушающимися и уничтожающимися памятниками архитектуры. Так происходит с каждым новым шагом одесских чиновников по «благоустройству» Южной Пальмиры, с теми разрушительными проектами, которые власть громко или втихую реализовывала во имя «спасения и процветания» Одессы.

Многое уже безвозвратно потеряно: дом Руссова, он же знаменитая аптека Гаевского, здание Английского клуба, в котором был музей Морского флота, полностью разрушено здание гостиницы «Спартак». Главная смотровая точка города изуродована зданием гостиницы «Одесса». Облик главной улицы города — Дерибасовской — нарушает абсолютно чужеродное, на мой взгляд, строение торгового центра «Европа», ансамбль Греческой площади безнадежно испорчен сомнительными новоделами. Бороться приходится за каждое здание, за каждый памятник, за каждые старинные ворота.

Львовский пример

— Но ведь сохранение и реставрация памятников — это колоссальные средства, которых нет в городской казне. Что делать и откуда брать деньги?

— Необходимы в первую очередь воля и разум, чтобы находить эффективные решения в непростых условиях, приведу простой и в то же время яркий пример. Руководство Львова разработало разумную и качественную программу сохранения исторического наследия, и международные организации выделяют на эту программу сотни миллионов евро, причем речь идет не о кредитах и займах, а о целевом финансировании, о безвозвратном транше! Во Львове сохранены здания ХУ-XVI веков, центр города не испорчен новостроя-ми, и потому они могут претендовать на финансирование со стороны ЮНЕСКО наряду с городами Западной Европы. Разве наша Одесса не заслуживает такого же отношения к себе?

Как часто у нас замечательные зданияразрушают-ся просто потому, что вовремя не был проведен текущий ремонт! Иногда складывается впечатление, что некоторые дома-памятники специально доводят до разрушения, чтобы освободить таким образом будущую строительную площадку.

В нашем городе около двух тысяч памятников культурного наследия. Из них тысяча двести девяносто девять — это памятники градостроительства и архитектуры. Эти шедевры достались нам от прошлых поколений и наш долг передать их потомкам в целости и сохранности.

— Спасибо, Георгий Всеволодович, за интересную беседу и успехов вам в этом важном для Одессы деле.

Автор: Елена ЖЕНИНА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту