ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Резолюция ПАСЕ по Украине — поражение или победа?
06.02.2012 / Газета: Час пик / № №6(561) / Тираж: 5000

26 января Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла на своем заседании Резолюцию №1862 (2012) «Функционирование демократических институтов в Украине». Буквально сразу же этот документ стал очередным камнем преткновения в отношениях между украинской властью и оппозицией.

Весьма простой и понятный, но все же дипломатический документ не лишен протокольных изысков, и требует перевода на общедоступный язык. Поэтому оценки его содержания, естественно, диаметрально противоположны. Власть с пеной у рта доказывает, что «вот она — новая победа украинской дипломатии», а оппозиция уверена в том, что «наконец-то ЕС по-настоящему взялась за коррупционеров при власти и скоро Тимошенко выйдет на волю».

Резолюция готовилась тщательно и скрупулезно. Текст Резолюции достаточно длинный, в переводе на русский — почти 5 страниц, больше 14 тысяч знаков. Состоит из 18 пунктов. Пункты 6,7,8 и 15 имеют подпункты (от 4 до 6). Наличие в документе фамилий украинских политических заключенных по версии ПАСЕ (Луценко, Иващенко, Корнийчука, Тимошенко), а также инкриминируемых им статей Уголовного Кодекса Украины — 364 (злоупотребление властью) и 365 (превышение служебных полномочий) свидетельствует о том, что Резолюция готовилась тщательно, с высокой степенью аргументации изложенных положений.

Едва ли не впервые в тексте Резолюции четко указывается на нарушения Украиной норм международного права. Так, в пункте 4 прямо говорится, что ПАСЕ выражает сожаление по поводу многочисленных недостатков судебных процессов против бывших членов правительства и считает, что они могли подорвать возможность обвиняемых получить справедливое судебное разбирательство в том смысле, как его определяет Статья 6 Европейской Конвенции о защите прав человека. Мало того, обращает на себя внимание и тот факт, что Европейский суд по правам человека решил рассмотреть по ускоренной процедуре обращения госпожи Тимошенко относительно ее задержания, в котором она ссылается на нарушение Статей 3, 5 и 18 Конвенции.

Все предыдущие Резолюции по Украине были куда более общими и пространными.

С дипломатического языка на доступный

Как уже говорилось выше, власть и оппозиция восприняли Резолюцию по-разному. Так, например, украинский МИД (глава которого очень любит Twitter и предпочитает вместо нот протеста возмущаться действиями иностранных официальных лиц в отношении Украины именно там) позитивно воспринял резолюцию ПАСЕ. «Принятая сегодня резолюция стала победой сбалансированных оценок и здравого смысла над очередными попытками перенести внутриполитическую борьбу на европейскую площадку», — заявило украинское внешнеполитическое ведомство, страшно радуясь тому, как оно «умно» и пафосно умеет выражать полное отсутствие мыслей.

МИД убежден в том, что критические замечания, содержащиеся в Резолюции, в целом направлены на поощрение Украины к проведению правовых и политических реформ! МИД настолько обрадован резолюцией, что считает ее позитивной оценкой своей работы: «Именно над этим сегодня работает украинская власть, выполняя обязательства Украины перед Советом Европы, которые предыдущие правительства не смогли реализовать с 1995 года».

Депутат от Партии регионов Иван Попеску заявил, что ПАСЕ в очередной раз подтвердила: Украина движется в направлении евроинтеграции. Он также подчеркнул, что европейцы довольны проектом нового УПК. Особенно порадовал депутата тот факт, что в резолюции отсутствуют санкции в отношении Украины, на которых настаивала оппозиция. «Нет никаких конкретных прямых санкций, на которых настаивала украинская оппозиция через Мониторинговый комитет или через своих партнеров в Совете Европы — членов Европейской народной партии», — заявил Попеску.

Глава же оппозиционного правительства, народный депутат Сергей Соболев (фракция «БЮТ») считает, что Резолюция ПАСЕ относительно Украины является последним гвоздем в гроб авторитарного режима, который возглавляет Янукович. «Немедленное требование освободить Юлию Тимошенко, закрыть криминальное производство, ввести свободный суд, ограничить полномочия прокуратуры, остановить политические репрессии, а в случае невыполнения этих требований — введение санкций: это и является ответом 47 стран Европы, которые входят в Парламентскую Ассамблею, диктаторскому режиму Януковича», — заявил он.

По моему мнению, четче всего сформулировал основной смысл резолюции председатель исполкома Гражданского конституционного конгресса Юрий Збитнев. Он уверен: если убрать из документа дипломатические реверансы, то Резолюция звучит следующим образом:

— освободить политических заключенных;

— провести масштабную конституционную реформу через механизм конституционного собрания с привлечением гражданского общества;

— изменить Закон о выборах, в том числе путем снижения избирательного барьера, отмены запрета на участие блоков и обеспечение прозрачности финансирования политических партий;

— реформировать судебное законодательство, в том числе обеспечить равенство защиты и обвинения и независимость защиты от давления избирательного судопроизводства;

— реформировать органы прокуратуры.

В противном случае будут рассмотрены возможности применения санкций.

Для слабо понимающих текст Резолюции его разъяснил 27 января министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. «Вопрос стоит так: может ли Украина вернуться на путь евроинтеграции, или мы застряли на том, что является де-факто отходом от евроинтеграции», — сказал он на 8‑м Украинском ланче в Давосе, организованном Фондом Виктора Пинчука. Бильдт напомнил, что ПАСЕ четко высказала свою позицию о том, что подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом сейчас зависит от того, как долго будет экс-премьер Украины Юлия Тимошенко в тюрьме.

Санкции против Украины — реальность завтрашнего дня

Последний, 18‑й, пункт Резолюции не оставляет сомнений в том, что Европа нашла в себе силы дать достаточно объективную оценку деятельности украинской власти и подготовила почву для введения против Украины ограничительных мер в виде санкций. Так, в документе ясно и недвусмысленно заявлено, что ПАСЕ будет пристально следить за выполнением своих рекомендаций относительно недопустимости политических репрессий в Украине. Если же они не будут выполнены в течение разумного времени, то это может повлечь за собой надлежащую реакцию со стороны Ассамблеи. С целью институализации процесса ПАСЕ призывает Мониторинговый комитет внимательно следить за ситуацией в Украине и предложить любые последующие действия со стороны Ассамблеи в соответствии с ситуацией, включая рассмотрение возможности применения санкций, если требования ПАСЕ не будут выполнены.

Что тут можно истолковать превратно — сложно сказать. Даже если экс-министр иностранных дел Огрызко понял, что ситуация усложнилась и стала настолько критической, что и без санкций со стороны ЕС в Украине бизнесу очень неуютно, то, может, и нынешняя власть это заметит? Так, в частности он заявил в эфире ТВі: «Пока в Евросоюзе размышляют над введением или невведением каких-либо санкций против Украины, заметным становится существенный отток зарубежных инвестиций. Ведь не могут вкладывать деньги иностранные инвесторы, если они не уверены, что при случае смогут защитить себя в суде. А поскольку налицо отсутствие справедливого правосудия, они не рискуют, выводят капитал и сворачивают бизнес».

На данный момент Резолюция ПАСЕ, очевидно, закрывает для граждан Украины многие возможные преимущества, которые они могли получить и без вступления страны в ЕС, и усиливает те негативы, которые им грозят после подписания соглашения о Зоне Свободной Торговли с ЕС.

Так, теперь украинцы могут не рассчитывать на безвизовый режим с ЕС ни в 2012 году, ни в дальнейшем. Повлияет ли это на чиновников? Да никоим образом! Однако для украинских чиновников и олигархов последствия резолюции могут стать весьма ощутимыми, в случае если Мониторинговый комитет сочтет, что с демократией и правосудием в Украине не все в порядке. Это даст основание для многих любопытных процедур. К примеру, арестов счетов и имущества украинских чиновников и олигархов за рубежом, как это было в случае с президентом Египта Мубараком или ливийским лидером — Каддафи. Почему? Да потому что все это можно спокойно объявить полученным преступным путем и потому — конфисковать. Сейчас с учетом кризиса в еврозоне и нехваткой денег такой «бонус» Европе может оказаться совершенно не лишним.

Понятно, что Украина этих денег не увидит, так же как и Египет, и Ливия не увидят никогда денег своих экс-руководителей. Но кто-то этими средствами определенно воспользуется. К тому же недостаток денег приведет к тому, что будущей украинской власти снова придется идти на поклон к загранице и выпрашивать стабилизационные кредиты. А вот тут можно и выдать таковые… за счет конфискованных средств у украинских же олигархов и чиновников. Дешево, просто и эффективно. А в качестве гарантий потребовать, к примеру, землю или запасы газа и угля.

Так что, вводя санкции против Украины, если таковые и будут, Европа точно не забудет о своих интересах. Демократия — демократией, а денежки счет любят.

Автор: Юрий Гаврилечко, «Одна Родина»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту