ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Городу и области нужно современное предприятие по переработке изношенных автопокрышек
14.02.2012 / Газета: Одесский вестник / № 22(5073) / Тираж: 5481

Автомобилей в нашем городе сегодня наверняка больше, чем когда-то было лошадей. И хотя подковы приходилось менять чаще, чем хозяевам обувку, проблем с их утилизацией не возникало, не то что с изношенными автомобильными шинами.

Старыми резиновыми покрышками огораживают детские площадки и цветники, их складируют на автостоянках и в гаражах автопредприятий. А количество отработанной резины, которой трудно найти полезное применение в быту из-за ее токсичности, увеличивается. Как же быть с этими отходами? Логика подсказывает, что старую резину нужно перерабатывать. Но есть ли необходимые для этого технологии и производственные мощности?

Только по официальным данным, в нашей стране ежегодно выводится из эксплуатации от 200 до 250 тысяч тонн изношенных автомобильных шин. Из них 10-12 тысяч тонн приходится на Одесскую область. И дальнейшая судьба этих отходов, по словам директора департамента экологической безопасности Министерства экологии и природных ресурсов Украины Андрея Соколова, весьма туманна.

В настоящее время в Украине действует около 1Г00 лицензий на сбор и хранение изношенных шин. Почти каждое автотранспортное предприятие имеет договор с предприятием, у которого такая лицензия есть. По логике вещей, у последнего должен быть транспорт для перевозки изношенных шин и склады для хранения этих очень вредных отходов. Но на практике ничего подобного зачастую нет. Аккуратно выплачивая указанные в договорах суммы, автотранспортные предприятия продолжают складировать изношенные шины на своей территории. И то и другое довольно накладно, зато к этим предприятиям больше нет претензий со стороны различных контролирующих служб. Готовность этих служб закрыть глаза на заваленную шинами территорию при наличии совершенно липового контракта вполне достоверно говорит о присутствии коррупционной схемы.

Можно сказать, что изношенные шины стали просто поводом для своеобразного рэкета.

Как-то проходила на заводе государственная проверка, — вспоминает председатель наблюдательного совета ПАО (публичного акционерного общества) «Катран» Владимир Перчеклий, — в ходе нее были установлены различные нарушения. Одно из них — валявшаяся на территории завода шина. За это нам был выписан довольно солидный штраф. Не успели простыть следы делавшего проверку инспектора, как у нас на заводе появился вполне представительный молодой человек и предложил заключить с его фирмой контракт на сбор и хранение изношенных шин. Несмотря на условия контракта, на деле фирма не брала на себя никаких обязательств. Зато молодой человек твердо пообещал, что нас больше «никто не побеспокоит».

Почти такой же «липой» зачастую оборачиваются и лицензии на утилизацию изношенных шин. Разница состоит лишь в том, что если мнимые «вывоз и хранение» оплачивают автотранспортные предприятия, то «липовая» утилизация дотируется из государственного бюджета. Часть изношенных

шин ловкачи, выдающие себя за переработчиков,вулканизируют и возвращают в эксплуатацию, а часть просто складируют в укромных местах.

Разумеется, есть и те, кто действительно перерабатывает изношенные шины, без обмана. Однако эти предприятия в большинстве случаев предпочитают работать в «тени*. Причина одна: бесконечные проверки и штрафы со стороны контролирующих госслужб, к примеру, в Одесской области в настоящее время занято утилизацией изношенных шин пять различных предприятий. Однако обьемы утилизации шин на них невелики и, как говорится, погоды они не делают. Наиболее крупные из таких предприятий — «Юкас». К сожалению, оно находится в черте города со всеми вытекающими отсюда последствиями — наносится вред окружающей природной среде.

Только по официальным данным, на территории Украины ежегодно утилизируется лишь около восьми процентов изношенных шин. в то время «как в той же Германии этот показатель колеблется между 95 и 98 процентами.

Бюджетная дотация для западно-европейских производителей — это лишь дополнительный стимул. Сама по себе переработка изношенных шин тоже вполне рентабельна. Примерно 40% этого сырья легко превращается в печное топлива, которое после небольшой очистки становится дизельным. Еще 40% — это углеродистый остаток, тоже весьма ценное сырье. И остальные 20% — это вьюоколегированный металлолом и легковоспламеняющийся газ. Таким образом, утилизацию шин вполне можно рассматривать как почти безотходное производство.

И желающие заниматься им есть. В настоящее время над организацией такого производства активно работают в ПАО «Катрана, расположенном в О види ополье ком районе.

В своє время это предприятие в качестве филиала работало в составе объединения «Прессмаш», где выпускались прессы для нужд предприятий вторресурса. С помощью одного из таких прессов можно целую гору полиэтиленовых бутылок, занимающих весь прицеп грузовика, упаковать в один ящик. А если после этого еще и воспользоваться выпускаемыми на «Катране» дробилками, то все бутылки с легкостью поместятся в дамскую сумочку средней величины.

За годы безвременья коллективу «Катрана» пришлось пережить несколько рейдерс-ких атак. Вместо поточного производства пакетировочных прессов здесь теперь перебиваются единичными заказами. А численность работающих на заводе сократилась с 650 до 35 человек. Но самое главное здесь все-таки сохранили:все оборудование и все технологии.

И сегодня завод в состоянии изготовить большую часть агрегатов, необходимых для утилизации шин. При минимальных инвестициях, примерно в 300 тысяч долларов, здесь можно было бы наладить рентабельное, почти безотходное производство, имеющее особую экологическую значимость. Пустующее помещение бывшей котельной завода идеально подходит для размещения герметичных камер перолиза, где шины без доступа кислорода должны нагреваться дб 400 градусов. Рядом с этими камерами можно было бы разместить теплицы для выращивания овощей. Таким образом, перолизное тепло использовалось бы вторично, принося дополнительный доход. По статистике, примерно 60% в себестоимости тепличных овощей составляет стоимость тепла, а здесь тепло было бы совершенно бесплатным.

Немаловажно и то, что завод «Катран» находится за пределами городской черты, вдали от жилых построек. Поэтому здесь не предвидится особых проблем ни с экологической или пожарной инспекциями, ни с санитарными службами.

Для организации нового производства нужна лишь денежная «инъекция» в несколько сот тысяч долларов. По нынешним временам это деньги совсем небольшие, но здесь нет и таких. Загнанное в угол финансовыми трудностями и налоговым законодательством руководство завода сегодня уже стоит перед необходимостью продажи части уникального оборудования.

Помимо финансовых трудностей, заводу еще предстоит решить проблему получения соответствующей лицензии. По нынешнему законодательству такая лицензия может быть предоставлена лишь после монтажа всего технологического оборудования. Это значит, что любой потенциальный инвестор может вкладывать сюда деньги лишь на свой страх и риск. При таком условии желающих организовать новое производство скорее всего поубавится.

В целом же проблему утилизации изношенных шин вполне можно назвать искусственной. Не было бы разного рода бюрократических препонов на пути потенциальных переработчиков — не накапливались бы повсеместно горы черной, токсичной резины. Не вызывает никаких сомнений, что такая ситуация просто выгодна тем, кто занимается отмыванием бюджетных денег и облагает необоснованной данью автотранспортные предприятия.

Городу и области нужен современный завод по переработке изношенных шин. Есть специалисты, желающие заняться решением этой проблемы. Дело лишь за потенциальными инвесторами.

Автор: Надежда СУПРАНОВИЧ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту