![]() |
|
![]() |
![]() |
С большим интересом прочитал статью Сергея Жильцова «Сланцевый газ: прорыв в энергетике или новая глобальная авантюра?», опубликованную в «Час пик» (№50 от 18.12.2011 г.). Полностью согласен с автором, который, в конечном счете, резюмирует, что «говорить о конкретных планах по разработке месторождений можно будет лишь после того, как будут получены ответы на вопросы о себестоимости добычи и соблюдения экологических норм, а в настоящее время, идеи добычи сланцевого газа выступают больше в качестве инструмента продвижения США своих интересов, нежели реальная перспектива повышения энергетической независимости Украиной».
Правоту автора подтверждает и то, что в последние дни в СМИ появились неутешительные результаты первых попыток добычи сланцевого газа в Европе. Так, Борис Ивлев в своей статье «Сланцевый облом», опубликованной в издании «Столетие» сообщает, что на днях компания «ExxonMobil» объявила: ее попытки бурения в Польше не привели к положительным результатам. Две разведочные скважины не дали достаточно газа, для того, чтобы добыча была признана выгодной.
Причем, это — уже не первый плохой знак в области европейских газовых перспектив. Как сообщила на днях своим клиентам компания «Bernstein Energy», за последние два года разведочные скважины ряда западных компаний на Северо-западе Польши дали лишь небольшие объемы газа. В прошлом году «Shell» объявила об аналогичных негативных результатах работ в Швеции, а в 2010 году «Exxon» заявила о провале своего проекта по добыче сланцевого газа в Венгрии. Кроме того, Франция и Болгария запретили технологию гидроразрыва, которая используется для добычи сланцевого газа, а других эффективных технологий добычи пока нет. Так что «сланцевый миф» — не более чем миф. Но, нашей стране, которая ныне прочно «сидит» на газово-нефтяной «игле», по-видимому, грозит опасность и в другой области…
Если еще с десяток лет назад на вопрос, что общего между «мобильником», ноутбуком и гибридным автомобилем, большинство обывателей только бы развело руками, то ныне, практически, каждый школьник скажет, что это — аккумуляторы. Логично предположить, что и литий — элемент, с помощью которого изготавливают такие аккумуляторы — тоже относительно молод. И, действительно, в нынешнем году литий — элемент Периодической системы Д. И. Менделеева, стоящий в таблице первым среди металлов, отмечает 195‑летие со «дня рождения», то есть, открытия.
В 1817 году шведский химик Арфведсон, анализируя минерал петалит, найденный на руднике Уто близ Стокгольма, открыл новый щелочной металл. А поскольку, в отличие от своих близких «родственников» — калия и натрия — впервые обнаруженных в органических продуктах, новичок был найден в минерале, ученый называет его литием («каменным»).
В 1855 году немецкому химику Бунзену и английскому физику Матиссену электролизом расплавленного хлорида лития удалось получить чистый литий. Он оказался мягким серебристо-белым металлом, почти вдвое легче воды. В этом отношении он не знает конкурентов среди металлов: алюминий тяжелее его в 5 раз!
Свое 195‑летие металл встретил в расцвете сил: деятельность его в технике интересна и многогранна. Он применяется в ракетостроении, ядерной энергетике, металлургии, оптике, в системах кондиционирования воздуха. Литиевая смазка — надежный помощник автомобилистов. Тем не менее, специалисты считают, что элемент отнюдь не раскрыл еще полностью свои возможности, и предсказывают ему большое будущее.
Кстати, в организме взрослого человека содержится около 70 мг лития. Он способствует снижению возбудимости нервной системы, влияет на нейроэндокринные процессы, жировой и углеводный обмен, оказывает антианафилактическое и антиаллергическое действие; повышает иммунитет; улучшает состояние здоровья при инфаркте, болезни Альцгеймера и болезни Гентингтона; нейтрализует воздействие на организм этанола, радиации, солей тяжелых металлов.
Известный шведский химик Берцелиус обнаружил литий в минеральных водах Карлсбада и Мариенбада. И в наши дни широкой известностью пользуются источники курорта Виши во Франции, которые благодаря присутствию солей лития обладают высокими бальнеологическими свойствами.
Но вернемся к аккумуляторам. Литий — ключевой элемент в производстве аккумуляторов, спрос на которые постоянно растет. Первые эксперименты с литиевыми аккумуляторами относятся к 1912 году, но первые серийно произведенные литиевые батареи появились в 1970‑х, и они были не перезаряжаемые. С 1991 года началось коммерческое использование литий-ионных аккумуляторов. Эти аккумуляторы наиболее распространены в области питания высокотехнологичных устройств — мобильных телефонов, ноутбуков всех классов, цифровых камер. А недавно исследователи из Массачусетского технологического института разработали инновационное производство ионно-литиевых аккумуляторов с использованием нанотехнологий. Новые аккумуляторы на нанотрубчатых электродах способны запасти в пять раз больше энергии, причем выходная мощность тока в десять раз больше против обычной ионно-литиевой батареи. Такие аккумуляторы потенциально могут найти применение в устройствах буквально любых классов. За ними, безусловно, будущее. Они являются самыми перспективными для использования в качестве тяговых батарей для электро- и гибридного транспорта.
И надо ли удивляться, что на этом фоне эксперты прогнозируют, что потребление лития для производства батарей в ближайшие 10 лет вырастет в 5 раз. Другие отрасли (электроника, производство сплавов и стекла и т. д.) тоже увеличат спрос на литий, хотя и меньше. Запуск всех разведанных месторождений и переработка аккумуляторов сможет удовлетворить спрос остальных отраслей, в том числе и производство гибридных авто. Уже к 2015 году ожидается их выпуск до 4‑5 миллионов единиц, и до 8 миллионов — к 2020 году.
Как правило, элементы, располагающиеся в левом верхнем углу таблицы Д. И. Менделеева, широко распространены в природе. Но, в отличие от большинства своих соседей (натрия, калия, магния, кальция, алюминия), которыми богата наша планета, литий — сравнительно редкий элемент. На его долю приходится лишь 0,0065 процента земной коры.
Основным центром добычи металла на сегодня является «Литиевый треугольник» Южной Америки, охватывающий территории Чили, Боливии и Аргентины. Это три солончаковых пустыни: Атакама, Юни, Омбре Муэрто. Здесь находится 70 процентов всех доступных мировых запасов лития. 2/3 из них — на территории Боливии.
В Украине есть три литиевых месторождения — Полоховское, Станковское и Шевченковское. Кроме того, Госкомитет по геологии и использованию недр относит к разряду перспективных и планирует разработку Беганского месторождения в Закарпатье.
Но всегда ли отношение к этим месторождениям хозяйское?
В конце прошлого года в Украине стартовал массовый процесс распродажи месторождений драгоценных и редких металлов. Накануне Нового года на торги была выставлена лицензия на право доразведки и Полоховского месторождения комплексных руд в Кировоградской области. В разряде месторождений, содержащих сырье для производства металлического лития, цезия, ниобия и тантала, данное месторождение по объему запасов не имеет аналогов в Европе. За несколько месяцев до этой продажи (осенью 2011 г.) частного собственника нашла еще одна рудоносная площадь Кировоградщины — Бирзуловское месторождение титано-ильменитовых руд. Кроме базового титансодержащего сырья, руды этого класса содержат сырье для производства циркония, рения и гафния.
Подход власти к продаже этих месторождений показал отсутствие интереса к сотрудничеству с системными промышленными инвесторами и ориентацию на привлечение компаний-распорядителей. Такие компании собственными мощностями производства редких металлов не располагают. Они привлекают к освоению месторождений зарубежных инвесторов, которые сами решают, где и как руда будет обогащаться и перерабатываться. Потому большинство стран исключают практику допуска компаний-распорядителей к разработке недр. Судя по всему, Украина в число этого большинства входить не собирается.
Сейчас крупнейшим мировым экспортером лития является Чили (44 процента), далее следуют Австралия (25), Китай (13) и Аргентина (11). Причем, в прошлом году Китай, еще 10 лет назад ставший крупнейшим производителем редких металлов в мире, спустя эти 10 лет ввел квотирование экспорта. Ограничение вывоза дорогостоящего горнорудного сырья для металлургии редких металлов Пекин мотивировал необходимостью накопления стратегического и мобилизационного резервов. После такого решения мировые цены на многие редкоземельные металлы резко возросли. Пекин не скрывает, что квотирование экспорта и создание резервов нацелены на обеспечение работы китайской промышленности в особый период (военного времени, блокад или чрезвычайных происшествий). Наступит ли такое время, никому не известно. Но уже в мирное время Пекин научился зарабатывать деньги на ограничении экспорта редких металлов.
А цены на литий растут стремительно. Если 3 года назад цены на металлический литий составляли $63‑66 за 1 кг, то в прошлом году они возросли до $100. В настоящее время разведанные запасы лития в легкодоступных месторождениях составляют примерно 35 млн. тонн. Для сравнения: запасы нефти в мире достигают 210 млрд. тонн, а ежегодно добывают 3,6 миллиардов тонн «черного золота». На сколько лет хватит запасов лития? Эксперты утверждают, — добыча лития до 2100 года составит, в зависимости от роста темпов потребления, от 12 до 20 миллионов тонн. Все, относительно, неплохо. Но это для мира, в целом.
А для Украины, в частности, разработка литиевых месторождений может стать равносильной добыче золота. Мы и эту добычу отдадим в чужие руки?
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |