![]() |
|
![]() |
![]() |
В Румынии — новое правительство. Прежнее, во главе с Эмилем Боком ушло в отставку 6 февраля, новое — во главе с Михаем Рэзван Унгуряну получило вотум доверия уже через несколько дней. Российские и украинские новостные ленты запестрили заголовками: «Траян Бэсеску прибег к помощи местного «Джеймса Бонда», «Правительство Румынии возглавил разведчик», «Европейские митинги свергли первое правительство».
Да, многое в этих заголовках — правда. И то, что Унгуряну пересел в премьерское кресло из кресла директора Службы внешней разведки, и то, что отставке предшествовали митинги протеста в Бухаресте. Но не все так просто.
Условно «новое правительство»
До того, как Унгуряну возглавил румынскую разведку, он на протяжении более двух лет был министром иностранных дел Румынии и еще тогда был лоялен к Президенту Бэсеску. Вообще, у нового премьера, несмотря на 43 года, довольно внушительный послужной список. Профессор истории, преподаватель, дипломат. Напомним, что именно в 2007 году, когда Унгуряну возглавлял румынский МИД, Румыния стала членом ЕС.
Акции протеста, которые продолжаются с разной степенью интенсивности с 12 января, несомненно, оказали влияние на решение Траяна Бэсеску сменить правительственную команду. Напомним, что толчком к протесту послужила отставка заместителя госсекретаря министерства здравоохранения Раеда Арафата, выступившего против намерения Президента Бэсеску реформировать систему неотложной помощи SMURD.
Но отказ правительства от реформы и возвращение Арафата на должность не привели к прекращению протестов. По вполне понятным причинам — социальное недовольство достигло точки кипения. Жесткие меры по спасению экономики, предпринятые по требованию кредиторов из МВФ, привели к серьезному обнищанию населения. Зарплаты в госсекторе были снижены на 25%, пенсии — на 15%, был свернут ряд социальных программ, состоялись сокращения сотен тысяч госслужащих. При этом особых перспектив для серьезного роста румынской экономики не просматривается.
С другой стороны, 2012 год — год местных и парламентских выборов в Румынии, которые могут стать решающими и для судьбы самого Бэсеску, что вынуждает румынского Президента искать пути для того, чтобы удержаться у власти.
Первым шагом стала попытка совместить парламентские и местные выборы. Правительство аргументировало это решение желанием сэкономить государственные средства. Однако этот аргумент показался явно несерьезным для парламентской оппозиции в лице Социал-либерального союза (Социал-демократическая и Национал-либеральная партии), которые усмотрели в этом решении покушение на демократию и обратились в Конституционный Суд.
Действительная причина, побудившая правительство (а вполне естественно, что за правительством стоит сам Бэсеску) внести этот закон — провести в парламент правящую Демократ-либеральную партию за счет привлечения ресурса местных властей, которым была отведена роль «проталкивателя» парламентских депутатов. По данным социологов, рейтинг главы государства с 10 мая 2010 года и по сегодняшний день не может преодолеть 10‑процентный рубеж доверия жителей страны, что является катастрофическим падением, учитывая, что в 2009 году он выиграл на выборах второй президентский мандат. Для самого Бэсеску поражение его партии на парламентских выборах может закончиться импичментом. Он уже пережил эту процедуру в 2007 году. Но тогда его спасло расположение граждан — на референдуме 75% голосовавших высказались за то, чтобы он продолжил исполнять свои обязанности в качестве президента Румынии. Сегодня он вряд ли сможет рассчитывать на поддержку граждан.
Конституционный Суд в итоге принял решение о несоответствии Основному Закону инициативы о совмещении даты парламентских и всеобщих местных выборов за счет продления мандатов местных избранников.
В сложившейся ситуации у Бэсеску оставалось два выхода: либо продолжать поддерживать правительство Эмиля Бока, рассчитывая на его административный ресурс на парламентских выборах, либо отвести премьеру роль «стрелочника», сформировать «технократическое» правительство и выпустить «пар» социального недовольства.
Судя по развитию событий, он попытался разыграть гамбит, правда, пожертвовал он не «пешкой», а, по меньшей мере, «слоном». Но ситуация остается неоднозначной. Оппозиция вроде может быть довольна — ее неоднократные безуспешные попытки отправить правительство Бока в отставку, наконец-то, увенчались успехом. Вместе с тем, еще одно ключевое требование оппозиции — о досрочном роспуске парламента, так и осталось невыполненным. Протестанты же, при всей нелюбви к Эмилю Боку, требовали отставки Бэсеску. А он не только остался у власти, но и получил время и инструмент для подготовки к выборам.
Новое правительство можно назвать «технократическим» только с определенной долей условности — так же, как и новым. Оно было сформировано на основании предложений партий правящей коалиции — демократ-либералов, Демократического Союза венгров Румынии (ДСВР) и Национального союза за румынский прогресс (НСРП — объединения, созданного «тушками» из оппозиционных Социал-демократической и Национал-либеральной партий).
Обновление коснулось только девяти министров от ДЛП, в то время как другие партии сохранили своих представителей, среди которых и представители от НСРП — министр обороны Габриель Опря и министр иностранных дел Кристиан Диаконеску.
При формировании правительства Демсоюз венгров выторговал себе ряд преференций, в частности, в правительственную программу был включен пункт о строительстве автострады в Трансильвании.
В качестве приоритета работы правительства определены выход из кризиса, повышение зарплат в общественном секторе и социальных выплат. Но при одном условии: если экономика продемонстрирует рост. Во всяком случае, правительство намерено ограничить дефицит бюджета на нынешний год до 3% ВВП и сократить количество налогов с нынешних 236 до максимум 100, что, по идее, должно оживить экономическую активность. Возможно, что недостающие средства попытаются найти за счет приватизации: в планах правительства продажа миноритарных пакетов энергетических компаний, в том числе по 15% акций компании Transgaz и Romgaz, по 10% акций компаний Hidroelectrica и Nuclearelectrica и т. д.
В планах правительства также открытие движение по 200 км автострады, в частности, из которых 62 км приходится на участок Бухарест-Плоешть. Кроме того, в разделе «Энергетика» уделено внимание проекту AGRI по поставке сжиженного газа из Азербайджана через Грузию в Румынию: «Проведение исследований возможности проекта AGRI и принятие инвестиционного решения».
В то же время эксперты отмечают, что многие пункты программы нового правительства позаимствованы из программы предшественников.
Украина и Молдова: ставка на «мягкую силу»
Эксперты отмечают, что в новой программе просматривается сдержанность в отношениях Румынии и Молдовы. Так, в разделе программы правительства «Дипломатия и внешние сношения» отмечается лишь, что правительство окажет «продвижение и поддержку действий и европейских устремлений Республики Молдова (переговоры по зоне свободной торговли, действия по либерализации визового режима) в восточном соседстве». Заметим, что ранее Президент Румынии обещал безвозмездно выделить Молдове 100 миллионов евро в виде четырех траншей на инфраструктурные проекты. Это решение было одобрено румынским Сенатом год назад. Ежегодно Бухарест обещал выделять по 25 миллионов евро. Но в октябре 2011 г. по данным молдавской стороны Румыния предоставила Молдове лишь строительные материалы для зоны, пострадавшей от наводнений, общей суммой менее 5 млн. евро. Львиная доля румынского гранта должна была пойти на строительство газопровода Яссы (Румыния) — Унгены (Молдова).
Кроме того, в разделе «Молодежь и спорт» предусматривается учреждение в Румынии восьми молодежных центров в восьми регионах развития, которые заключат партнерские соглашения с аналогичными центрами в Молдове. Также Румыния планирует наладить связи между молодежными неправительственными организациями обеих стран.
В том же документе развитие отношений с Украиной рассматривается в контексте отношений с Россией, или, говоря словами программы, новое правительство намерено осуществлять «стимулирование и усиление новой динамики в двусторонних отношениях с Российской Федерацией и Украиной». Ни о какой «перезагрузке» речи не идет. Абсолютно «технократический» подход. Но аналогичного Румыния намерена добиваться и в отношениях с Китаем, а также с двумя другими странами БРИК — Бразилией и Индией. Отдельным пунктом программы правительства является участие в реализации Стратегии ЕС для Дунайского региона.
Судя по всему, в отношениях с Молдовой ставка будет сделана на «мягкую силу», в частности, на «информационное отвоевание исторического румынского пространства». Для этого, в частности, будет использована и историческая дата. В мае нынешнего года исполняется 200 лет подписания Бухарестского мирного соглашения, по которому Бессарабия вошла в состав Российской Империи. Для румын это событие знаменует «разделение родины».
В апреле пришлого года в Румынии была роздана общественная платформа «Actiunea 2012» («Действие 2012»), «коалиция неправительственных организаций и инициативных групп», поддерживающих объединение Республики Молдова и Румынии и выступающих за «воссоединение румын по обеим берегам Прута в рамках единого государства».
Впрочем, активисты группы успели «отметиться» и на украинской территории. В июле прошлого года украинские пограничники задержали группу румынских журналистов и представителей неправительственных организаций, направлявшихся для участия в церемонии освящения церкви в селе Камышовка Одесской области, подчиняющейся «Бессарабской митрополии». Среди членов группы были и участники «Actiunea 2012».
В начале нынешнего года начал работать информационный порта «Basarabia-Bucovina.info», одним из финансовых спонсоров которого является Департамент по вопросам заграничных румын правительства Румынии.
В отличие от предыдущих проектов в рамках «Actiunea 2012», этот проект ориентирован на другую аудиторию — румын и молдаван из Черновицкой, Одесской и Закарпатской областей и Приднестровья. На портале планируется размещать информацию о румынских православных храмах, памятниках архитектуры на этих территориях, — обо всем, что подтверждает «этнокультурную принадлежность этих земель к румынскому культурному пространству». Правда, пока эта информационная активность не находит ответа со стороны Украины. В самой же Молдове активизировалась работа историков, ориентированных на Румынию.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |