![]() |
|
![]() |
![]() |
Зачем искать преступников там, где их нет?
Прошлогодний конфуз одесской милиции в схватке с террористами из Чечни дорого обошелся горожанам. Такого разгула страстей с участием людей в масках мы еще не знали. На днях наступил черед и коллектива Одесского облпотребсоюза, расположенного в здании на Фонтанской дороге, 11.
В туалет под конвоем
Председатель областной профорганизации работников потребительской кооперации Милания Костенко:
– Без пяти 8 утра я, как обычно, была на рабочем месте. Вдруг в коридоре раздались шаги. Открыв дверь, я буквально столкнулась с вооруженным человеком в маске. На мой вопрос «Что случилось?» он ответил: «Берите стул и выходите в коридор».
Только потом стало ясно, что это не бандиты, а люди из Шевченковского отдела Приморского РОВД, УБОПа, «Сокола». Двадцать крепких мужиков вывели из кабинетов десяток испуганных женщин, которым объявили, что у них будет произведен обыск. Всех отвели в холодный зал, где продержали не один час, выводя в туалет под конвоем. Все это время работники облпотребсоюза были лишены связи с внешним миром. Вход в здание заблокировали автоматчики, и войти (и выйти из него) не могли даже арендаторы помещений и представители районов области, приехавшие по морозу за 200-300 километров для сдачи финансовых отчетов.
У начальников управлений и отделов забрали все ключи. Не предложив выдать нужные документы (как положено перед проведением обыска), силовики стали выгребать из ящиков и сейфов все, что попадется под руку, не отмечая, что именно берут: протоколы, распоряжения, решения съездов или распечатки функциональных обязанностей.
Таким варварским способом «гости» полностью «обчистили» архивы канцелярии, ревкомиссии и юридического отдела, прихватив попутно компьютеры.
Завершением тотального обыска явилось изъятие печатей Одесского облпотребсоюза. Таким образом, на деятельности организации была поставлена точка.
«Сидите тихо»
Описание этой акции устрашения, проведенной в облпотребсоюзе, будет неполным, если не коснуться обысков, проведенных на квартирах у членов правления. Первой в шесть часов утра (!) тотальной проверке была подвергнута квартира председателя правления Ивана Негоды. Затем настала очередь и других членов правления. «Гости» вели себя «смело».
В одну из квартир зашли четверо и предъявили ордер на обыск. Еще до появления понятых один из пришедших тут же полез в лежавшую в коридоре барсетку и стал вынимать оттуда мобильные телефоны, извлекая из них сим-карты. На правомерное возмущение хозяев им было заявлено, чтобы, дескать, сидели тише. Иначе, мол, вскроем вам полы, положим лицом вниз и наденем наручники. После таких заявлений возмущаться, конечно, никто уже не стал.
Что же это за история, по поводу которой в облпотребсоюзе развернулись почти что боевые действия? Сделаем небольшой экскурс в историю.
Для молодых специалистов
В 1998 году выпускники Полтавского кооперативного института Александр Паровенко вместе с супругой приехали по распределению в Одесский облпотребсоюз. Здесь им, как и положено, предоставили служебное жилье. Сначала в общежитии на 12-й станции Большого Фонтана, а потом в переулке Высоком, 12/14, где проживают коллеги по Одесскому облпотребсоюзу. Здесь правление в 2001 году выделило молодым специалистам 35 квадратных метров жилой площади, состоящей из двух комнат и крошечной кухни. При этом в квартире у семьи (имеющей двоих детей) не было отдельного туалета и ванной комнаты, что создавало понятные неудобства.
В скором времени Александр Паровенко вышел с ходатайством об улучшении своих жилищных условий. Возможности для этого были: вплотную к занимаемой им квартире примыкало два помещения общей площадью 28,1 квадратных метра, на которые никто не претендовал. Просьба была удовлетворена. Сначала семья получила эту площадь в пользование, а потом и возможность выкупить ее (совместное постановление правления и профсоюзного комитета Одесского облпотребсоюза № 19-Л от 05.06.2003 г.).
«Поступили по уставу»
Все тогда было сделано в соответствии с уставом. Общежитие не является государственной собственностью, а принадлежит кооперативной организации. Решение о продаже дополнительных метров было принято коллегиальным органом – правлением, которому делегировано такое право коллективом кооператоров, и утверждено советом. Да что там несколько десятков дополнительных метров, если правление Одесского облпотребсоюза в свое время осуществляло по льготной цене продажу квартир в домах ведомственного жилищного фонда как бывшим, так и действующим работникам потребкооперации.
Что же касается А. Паровенко, то договор купли-продажи был заверен нотариально, а это лишний раз подтверждает легитимность совершенной сделки, ведь, прежде чем скрепить такой документ своей подписью, нотариус в обязательном порядке устанавливает правомочность обеих сторон для ее осуществления.
Камень преткновения
Иначе считает старший следователь Шевченковского райотдела милиции Виктория Мельниченко. Именно она (по прошествии почти девяти лет) возбудила уголовное дело «по факту присвоения и растраты должностными лицами ДП «Дом-сервис» Одесского облпотребсоюза чужого имущества». «Дом-сервис» – это в прошлом дочернее предприятие облпотребсоюза, на балансе которого находилось семейное общежитие в переулке Высоком на момент купли-продажи дополнительных метров. Оказывается, правоохранителей не устраивает цена сделки. По их мнению, 28,1 метра жилой площади были оценены на 63953 гривны меньше, чем стоят эти два помещения.
На каком основании сделан такой вывод? Кто может сказать, какой была цена жилплощади почти девять лет назад? И потом стоимость жилья определяет все-таки его собственник, Одесский облпотребсоюз. Если он решил продать жилые метры по указанной цене, то, значит, имел на это основания.
Правоохранительным органам достаточно было сделать запрос, чтобы им были представлены необходимые документы, подтверждающие законность продажи дополнительных метров жилой площади. Но они этого не сделали. Судя по всему, целью их действий ставилось не установление истины, а желание парализовать деятельность облпотребсоюза и запугать людей. Отсюда – неоправданно широкий масштаб обысков, изъятие всех документов начиная с 1999 года (хотя события, о которых идет речь, имели место в 2003 году), а также технической документации и печатей организации. Это подтвердилось дальнейшим ходом событий.
В заложниках – председатель
Когда председатель правления Иван Негода явился к следователю, то Виктория Мельниченко переквалифицировала дело по другой статье. Теперь с ее легкой руки Иван Васильевич превратился в подозреваемого в присвоении средств в особо крупных размерах. Забегая вперед, отметим, что и эта квалификация в дальнейшем была изменена на «растрату», что, на наш взгляд, говорит о надуманности самого обвинения.
Тем не менее по распоряжению следователя Иван Негода был задержан на трое суток и помещен в следственный изолятор. При этом не было учтено, что речь идет о пожилом, 67-летнем человеке, страдающем гипертонией. На требование адвоката по поводу медицинского освидетельствования задержанного милиционеры заявили, что они, дескать, сами отвезут его в больницу. Единственное, что было позволено, – это снять с Ивана Негоды наручники.
Тем временем коллектив кооператоров Одесской области буквально бурлил. На расширенном заседании правления, в котором приняли участие представители районов, пайщики и ветераны, люди спрашивали: от чьего имени возбуждено уголовное дело, если никто из них не обращался в милицию и пострадавших фактически нет? Кто дал право правоохранителям решать судьбу имущества облпотребсоюза и тем более «закрывать» его руководителя, должность которого является выборной? Что это: попытка обезглавить коллектив или неприкрытое вымогательство?
Свое возмущение люди выразили в обращении, направленном в адрес прокурора Одесской области, губернатора и председателя областного совета.
«Закон за нами»
Люди не верят силовикам и правоохранителям. И их понять можно. В 2007 году в здание облпотребсоюза уже вторгался «Сокол». Тогда коллектив кооператоров вел войну с бывшими арендаторами кафе-бара «Витрина», расположенном в этом же корпусе: его пытались захватить «варяги», и милиция подспудно помогала им. Чтобы проникнуть в здание, убоповцы даже пробили стену, вынесли стекла и избили охрану. Правда, в тот раз «налет» произошел в субботу, и коллектив не пострадал. Сейчас, как видим, произошло иначе. «Под раздачу» попали не только рядовые сотрудники, но и сам председатель.
В процессе хозяйственных судов в тот период было открыто 8 производств, все из которых кооператоры успешно выиграли. Были и попытки возбудить против должностных лиц облпостребсоюза уголовные дела, но все они потом были закрыты.
Как видим, война продолжается. По мнению людей, вопрос снова крутится вокруг занимаемого ими здания. Помимо этого областная кооперация имеет ценности и в районах области. Парализовав активность правления и запугав людей, можно со временем получить к ним доступ, чтобы основательно поживиться.
– Изъяв документы и печати, задержав председателя, нас пытаются связать по рукам и ногам, лишить возможности обжаловать нынешние незаконные действия правоохранителей, чтобы в итоге добиться неприемлемых для общества решений, – подчеркивают в облпотребсоюзе. – Но закон на нашей стороне. Мы требуем снять подозрения с нашего председателя и дать коллективу возможность нормально работать.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |