![]() |
|
![]() |
![]() |
Пользуясь тем, что большое количество арендаторов не обрабатывают свои поля по причинам финансовой несостоятельности, «деляги» наладили «бизнес» именно по торговле гумусом — Интернет пестрит объявлениями об этом, а реакции на это правоохранительных органов мы не слышим. Как тут не вспомнить, что в годы войны фашисты эшелонами гнали в свой «фатерлянд» наш украинский чернозем! И чем же от них отличаются наши уже сегодняшние хищники?!
В средствах массовой информации, а также в выступлениях политиков распространяется некий штамп: наши черноземы могут накормить не только население Украины, но даже обеспечивать продуктами питания чуть ли не полмира. Действительно, в почвенном слое на наших полях преобладают черноземы, занимающие почти 27,8 млн. гектаров, в том числе 22 млн. гектаров, или около 60 процентов, пахотной земли. Они-то и являются главным «золотым запасом» уверенного землепользования. Но если раньше мы и впрямь могли накормить полмира за счет плодородия этих полей, то сейчас наш «золотой запас» истощается стремительными темпами.
Как прекратить сползание к катастрофе?
Черноземы на нашей территории образовывались на протяжении тысячелетий (по разным оценкам — до 10 тысяч лет) в условиях чрезвычайно благоприятного климата и столь же благоприятных сопутствующих факторов. Наши почвы отличаются от других большими запасами гумуса и питательных веществ, наиболее животворной для растений структурой и водным режимом, преимущественно нейтральной реакцией почвенного раствора, высокой биологической активностью. Все эти свойства дали основание выдающемуся почвоведу В. Докучаеву называть черноземы «царем почв» и «главным кормильцем России».
Мы по инерции все еще хвастаемся этим кормильцем, подчас забывая, что сами укорачиваем ему жизнь ежедневно. Не стоит забывать, что на территории Украины за 120 лет после исследования В. Докучаева потери гумуса в пахотном слое колеблются от 21 до 40 процентов при среднегодовых показателях, соответственно, от 0,5 до 0,9 тонны на гектар.
В конце января в Киеве, в «Укринформе», прошло заседание «круглого стола» с кричащей темой: «Глобальная проблема потери плодородия украинских почв. Как прекратить сползание к катастрофе?». Рецептов много, но все они пока «не работают»…
Ученые с большой тревогой заявляли о критическом состоянии черноземов, сложившимся, в особенности, за последние годы. Минимальные ежегодные потери от эрозии грунтов в Украине составляют 10 миллиардов долларов — такова оценка прозвучавшая в выступлении Сергея Булыгина (академика—секретаря отделения земледелия Национальной Академии Аграрных Наук). «Кроме потерь от эрозии, — сказал он, — мы наблюдаем еще два десятка деградационных процессов. Таким образом, суммарные потери выше и сопоставимы с бюджетом страны. Стоимость гумуса составляет около 200 долларов за одну тонну. Один миллиметр слоя гумуса на площади в один гектар весит 10 тонн. А смывается, например, за один ливень, иногда до 15 миллиметров». Он уточнил, что оценка потерь могла быть куда выше, если рассматривать гумус как энергетический ресурс (по такому потенциалу стоимость гумуса составляет до 600 долларов за тонну).
Газета «Агропрофи», комментируя итоги «круглого стола» отмечает: «Даже официальные цифры впечатляют: по данным Госземагентства, общая площадь земель, нуждающихся в консервации (то есть, «доведенных до ручки» нерадивым использованием) уже составляет 1,1 миллион гектар. Из них 625 тысяч гектар — окончательно деградировали, то есть, не пригодны для ведения сельского хозяйства… Ежегодные потери гумуса земель Украины составляют 0,5 тонны на гектар, и в целом по государству измеряются миллионами тонн».
Академик-секретарь отделения растениеводства НААН Александр Иващенко отметил: «Почвы Украины составляют 24,6 процентов от площадей черноземов во всем мире. Необходимо, чтобы в законах были прописаны нормы о возмещении фермерами вреда, причиненного почвам. Необходимы также государственный контроль качества над мелиоративными работами, и разработка компетентных методов восстановления плодородия».
Заместитель директора по научной работе ННЦ «Институт почвоведения и агрохимии им. А. Н. Соколовского» Николай Мирошниченко отметил, что в Украине как раз имеется необходимая законодательная база для защиты продуктивного пласта угодий, но она на практике неэффективна. «Необходимо, чтобы по окончании срока аренды земли проводился анализ плодородия почвы. Если этот показатель снизился, необходимо, чтобы фермер возместил потери», — считает ученый.
Стоит добавить, что в 2011 году в Украине было заключено 4,64 млн. договоров аренды земли. Почти половина из них (43 процента) заключены сроком на четыре-пять лет, затем следуют договоры сроком на 6‑10 лет (38 процентов), и лишь 13 процентов отдали свою землю в аренду на более чем 10 лет.
Как видим, в землепользовании непопулярна долгосрочная аренда, и это легко объяснимо: основного арендатора земли интересует получение прибыли «здесь и сейчас». А что будет завтра — его волнует в меньшей степени, либо не волнует вообще. 43 процента таких землепользователей — реальная угроза не только плодородию наших почв, но, если хотите, и продовольственной безопасности страны.
Бойкая торговля оптом и в розницу
Специалисты утверждают: в условиях Юга Украины ежегодные потери гумуса составляют около 0,6 т/га. Разумеется, на плодородии катастрофически сказываются такие факторы, как эрозия, нарушения технологии севооборота, деградация животноводческой отрасли и другие факторы. Но новым, ранее неизвестным видом экологического преступления в последние годы у нас стало снятие на сельскохозяйственных полях плодородного слоя почвы (чернозема) и… вывоз его на продажу!
Пользуясь тем, что большое количество арендаторов не обрабатывают свои поля по причинам финансовой несостоятельности, «деляги» наладили «бизнес» именно по торговле гумусом, хотя по сути, такого рода торговля должна вызывать обоснованные вопросы у правоохранительных органов.
Сельские жители (в том числе и в Одесской области) рассказывают, «как это делается». Рано утром на поле деловито заезжает погрузчик. Он начинает рыхлить землю, чтобы подготовить для погрузки в авто, которые уже через час-два начинают выстраиваться в очередь. На глазах поле превращается в карьер — плодородную землю «гребут» вплоть до глины (а ведь плодородной слой местами уходит вглубь до полутора метров).
Но только этим вред сельскохозяйственным угодьям не ограничивается. «Дельцы» норовят извлекать двойную прибыль. Поэтому на полях, откуда только что вывезли чернозем, появляются… мусорные свалки. Так на поля и в прилегающие к ним пруды, лесополосы и т. д., попадают отходы, нередко и токсичные.
После такой «обработки» о плодородии на таких участках говорить уже не приходится даже в обозримом будущем, поскольку естественным путем для восстановления 7 миллиметров чернозема требуется ни много, ни мало, а около 100 лет. Так что на восстановление всего вывезенного богатства уйдет не меньше тысячелетия! Но это еще не все! Изуродованная таким образом земля вообще выпадает из сельскохозяйственного оборота, поскольку здесь уже не скосишь траву, и опасно выпасать скот.
Интернет и газеты пестрят объявлениями о продаже чернозема в любых количествах. Средняя стоимость одного грузовика плодородной почвы составляет 600‑800 гривень.
Я связался по телефону с одной из одесских фирм, специализирующейся на этом бизнесе. В своем объявлении фирма сообщают: «Чернозем купить и заказать в любых объемах по разумной цене — такая возможность в Одессе и Одесской области достаточно велика. Широко известная, надежная компания, расположенная в г. Одесса, наряду со своими основными видами деятельности, такими как строительная техника, доставка стройматериалов, благоустройство участка и др., осуществляет добычу и продажу высококачественного чернозема с последующей доставкой на дачи, усадьбы и прочие объекты». С представителем компании мы быстро договорились о цене (сошлись на 65 гривень за тонну чернозема), причем торгаш с энтузиазмом воспринял мое «желание» приобрести 40 тонн земли. Вот только переговоры забуксовали, когда я поинтересовался, с какого же поля мне привезут «добытый» там чернозем.
Мы помним, что в годы войны фашисты эшелонами гнали в свой «фатерлянд» наш украинский чернозем. И чем же от них отличаются наши современные хищники?
Если все это «будет», гумуса-то уже не будет!
Раттан Лал, сотрудник Центра управления и секвестрации углерода Государственного университета штата Огайо подчеркивает: «Почвы не восстанавливаются во временных масштабах человечества (десятилетий или поколений), но восстанавливаются в геологических масштабах (тысячелетий). При росте населения планеты, которое к 2100 году будет составлять 10 миллиардов человек, восстанавливать деградировавшие и пустынные почвы в течение столетий или тысячелетий будет невозможно. Из-за высокого спроса на ограниченные ресурсы почвы считаются невосстанавливаемым ресурсом».
И как же у нас в Украине идет борьба за сохранение «невосстанавливаемого ресурса»? Справедливости ради следует отметить, что внешне все выглядит весьма позитивно. Назначенный в конце прошлого года новый председатель Государственной инспекции сельского хозяйства Украины Сергей Тригубенко подчеркивает: «Согласно Положению о Государственной инспекции сельского хозяйства, утвержденному Указом Президента от 13 апреля 2011 года №459/2011, одной из основных задач Госсельхозинспекции является осуществление и организация госконтроля именно в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности, а также (что касается вопросов плодородия почв) своевременного проведения сельхозпроизводителями мероприятий по сохранению, воспроизведению и повышению их плодородия».
Все хорошо. Только пока Госинспекция «контролирует», «предприниматели» черноземом торгуют, и этого никто не скрывает, в том числе, и от Госинспекции (если, конечно, ее представители заглядывают в Интернет и обращают внимание на рекламу).
Впрочем, в ВР планируется принять закон «О грунтах и их плодородии», в частности, планируется ввести дополнительный документ, который будет отражать состояние земельного участка на момент оформления аренды (права собственности) и в конце срока аренды или при продаже участка. В так называемом «сертификате качества» будет отражен агрохимический состав земли, который должен совпасть или измениться в сторону улучшения на момент окончания срока землепользования. Этот документ будет являться обязательным дополнением к документу о праве собственности на землю и договору аренды. Но… Обратим внимание: все это «будет». А пока есть то, что есть…
Сегодня проконтролировать условия использования земли практически невозможно, особенно в случае краткосрочной аренды. Иногда истощение земли даже… предусмотрено изначально (для того, чтобы вывести участок из севооборота и неприкосновенного статуса «сельскохозяйственного»).
Академик Булыгин с болью говорил о том, что еще 20 лет назад ученые били тревогу и требовали создания в Украине государственной службы охраны грунтов. Но, по его словам, эта идея в высших эшелонах власти все эти двадцать лет «всячески блокировалась». На сегодняшний день роль государства в обеспечении рационального использования земель катастрофически низка. Особенно остро этот вопрос возникает накануне введения рынка земли в стране. «Частная собственность не обеспечит автоматически охрану земли сельскохозяйственного назначения, — утверждает Булыгин. — Напротив, мировой опыт доказывает: без контроля со стороны государства эксплуатация земли становится угрожающей ее плодородию».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.031Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |