ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Место под солнцем или солнце под местом?
25.02.2012 / Газета: Час пик / № 9(564) / Тираж: 5000

Задайте себе простой вопрос: почему солнечную энергетику не развивают те страны, где 360 солнечных дней в году? Почему ее так рьяно взялась развивать Украина, где лето — отнюдь не тропическое? Мы — самые умные? Или самые продвинутые? Или самые богатые? Если это так выгодно и перспективно, то почему гигантская пустыня Сахара не превратилась до сих пор в одну сплошную солнечную электростанцию?

В целом многочисленные выгоды для инвесторов представляют собой одну большую выгоду — перекачивание государственных денег в частный карман (схема известная и очень распространенная). Это — как раз то, что народный депутат Украины Сергей Гриневецкий в свое время метко назвал «бизнесом на государственных ресурсах».

В январе нынешнего года мы сообщили о том, что на юге Одесской области началась практическая реализация государственной программы энергосбережения и развития альтернативных источников энергии. Напомним, что в Болградском, Ренийском, Килийском, Арцизском и Белгород-Днестровском районах планируется построить ряд солнечных электростанций общей мощностью 200 мегаватт. Для осуществления проекта привлекаются как государственные средства, так и деньги иностранного инвестора — австрийской компании «Activ Solar».

В настоящее время реализация программы идет полным ходом. В частности, в Рени ведется строительство пристанционного узла, который будет технологически связан с двумя солнечными электростанциями общей мощностью 40 мегаватт. Как сообщил генеральный директор предприятий «Рени-Солар» и «Рени-PV» Михаил Лизогуб, сооружение площадок под солнечные батареи начнется уже в марте текущего года. По словам М. Лизогуба, ренийские солнечные электростанции будут введены в эксплуатацию в начале 2013 года.

Казалось бы, есть повод для оптимизма: наконец-то украинская власть перешла от словоблудия к конкретным действиям по внедрению новых технологий и использованию альтернативных источников энергии! Однако не будем спешить с положительными выводами. Не надо забывать, что мы живем в стране, где даже солнце имеет свою «теневую сторону»…

* * *

В начале февраля в Украине разгорелся скандал европейского масштаба. «Бомбу» взорвала газета «Коммерсант-Украина». «Посол Евросоюза в Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейра заявил о прекращении финансирования реформы украинской государственной службы, — сообщило издание. — В Еврокомиссии уточнили, что проблема носит системный характер — остановлены все программы бюджетной поддержки объемом более 160 млн. евро в год. Одним из поводов для принятия такого жесткого решения стало использование 31 млн. евро на строительство линий электропередачи к электростанциям, которые контролирует первый вице-премьер Андрей Клюев» (недавно А. Клюев был назначен секретарем СНБОУ — А. П.). По словам Тейшейры, недовольство ЕС было вызвано внесением изменений в Закон Украины «О государственной службе», который не соответствует европейским стандартам. В то же время один из высокопоставленных чиновников Еврокомиссии разъяснил, что проблемы гораздо масштабнее — приостановлена реализация всех секторальных программ бюджетной поддержки, в рамках которых Киеву выделялось безвозмездное финансирование. Закон «О госслужбе» стал лишь формальной причиной для предъявления претензий, главной же проблемой в Брюсселе считают неэффективное распределение предоставляемых средств. «В сентябре 2011 года мы перевели 31 млн. евро, которые должны были пойти на программы энергосбережения. Однако эти средства были потрачены не на сбережение, а на линии электропередачи, связавшие солнечные электростанции (СЭС) в Крыму и Одесской области с общей энергетической сетью страны. Вам должно быть ясно, о каких СЭС идет речь, ведь в Украине не так много станций, имеющих отношение к Андрею Клюеву», — рассказал «Коммерсанту» европейский чиновник. Газета отметила, что главным производителем солнечной энергии в Украине является компания «Activ Solar», а менеджером по ее развитию работает сын А. Клюева — Богдан Клюев.

Вскоре Тейшейра частично опроверг информацию «Коммерсанта»: посол ЕС заявил, что Евросоюз приостановил финансовую помощь Украине лишь по некоторым программам. Опровержение последовало и со стороны Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению. «Решение правительства о передаче этих средств (31 млн. евро, или более 310 млн. грн. — А. П.) Госэнергоэффективности на выполнение мероприятий Государственной целевой экономической программы энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010‑2015 годы было принято 17 октября 2011 года», — отметили в госагентстве.

Пресс-служба этого ведомства добавила, что парламентский комитет по вопросам бюджета согласовал передачу Госэнергоэффективности 310 миллионов гривень 6 декабря 2011 года. «Соответственно в 2011 году эти средства использованы не были, и сегодня находятся на счетах Государственной казначейской службы», — заявило руководство госагентства. Оно также выразило уверенность в том, что публикация в «Коммерсанте» — информационная провокация.

Советник Президента Украины, руководитель Главного управления по вопросам международных отношений Администрации Президента Андрей Гончарук сказал «Коммерсанту», что в Администрации знают об остановке бюджетной поддержки ЕС. «Это немалые деньги, они нужны Украине, и нам неприятно, что программа приостановлена. Президент поручил главе Минфина Валерию Хорошковскому разобраться в ситуации. Виновные будут наказаны», — заявил А. Гончарук, добавив, что в решении Еврокомиссии он «видит только техническую, а не политическую подоплеку».

Ничего личного? Просто бизнес?

Как бы то ни было, скандал получился очень громким. И, как всякий скандал, он выполнил свою главную функцию — тайное сделал явным. Впрочем, никакой особой тайны здесь нет: о том, что деятельность компании «Activ Solar» по развитию солнечной энергетики в нашей стране является семейным бизнесом братьев Андрея и Сергея Клюевых, украинские СМИ писали не раз. В частности, «Украинская правда» провела журналистское расследование, в ходе которого установила, что руководителем «Activ Solar» является зять Сергея Клюева — Кавэ Эртефай. Кроме того, с 2008 года австрийская компания — главный акционер (владеет 75 процентами акций) ОАО «Завод полупроводников» (Запорожье). Предприятие производит поликремний высокой степени чистоты, используемый для нужд солнечной энергетики.

До недавнего времени подобная информация не вызывала заметного общественного резонанса: альтернативные источники энергии — это ведь не газовые спекуляции и не торговля оружием. Ну, занимается Клюев полезным делом — и пусть себе занимается… Но теперь, когда строительство солнечных электростанций вошло в число приоритетов государственной энергетической политики, ситуация приобретает совсем другой масштаб. А поскольку Одесская область стала одним из центров альтернативной энергетики в Украине, то нас, местных жителей, этот вопрос касается непосредственно.

О серьезности намерений австрийских инвесторов свидетельствуют их успехи в Крыму. В октябре 2011 года компания «Activ Solar» объявила о завершении строительства IV-й и последней очереди солнечного парка «Охотниково» — одной из крупнейших солнечных электростанций в Европе (ранее была введена в эксплуатацию 7,5‑мегаваттная солнечная электростанция в селе Родниковое Симферопольского района). Станция «Охотниково» общей мощностью 80 МВт расположена более чем на 160 гектарах и состоит из 360 тысяч модулей. Она будет производить 100 тысяч мегаватт-часов электроэнергии в год и сможет удовлетворить потребности в электроэнергии около 20 тысяч домохозяйств.

«На юге Украины уровень солнечной активности сравним с уровнем в Северной Италии — одним из лидеров по количеству солнечных инсталляций в мире, — отметил генеральный директор «Activ Solar» Кавэ Эртефай. — Кроме того, Крымский полуостров исторически страдает от дефицита энергии. Поэтому проекты, подобные нашим, приносят Крыму важнейшие экологические и экономические выгоды. Уроки, извлеченные из строительства первой солнечной электростанции в Украине, заложили прочную основу для эффективного наращивания темпов строительства новых объектов. Наша команда специалистов в настоящее время устанавливает в среднем 5000 модулей в день, что составляет свыше 1 мегаватт мощности».

Не менее амбициозные проекты компания разворачивает на Одесчине. Осенью прошлого года К. Эртефай сообщил об открытии офиса «Activ Solar» в Одессе. По словам руководителя австрийской компании, у нашего региона — выгодное географическое положение и хороший уровень солнечного излучения. «Открытие офиса в Одессе демонстрирует наш продолжительный интерес к региону, и позволяет нам более эффективно расширять свою деятельность на местном рынке», — подчеркнул К. Эртефай.

Мы — самые умные? Или самые богатые?

На первый взгляд, такую инвестиционную деятельность можно только приветствовать. Причем рядовых граждан вряд ли смутит даже тот факт, что «двигателем» подобных проектов служат бизнес-интересы представителей украинской власти. Мы давно привыкли к тому, что депутаты Верховной Рады, члены правительства и чиновники рангом пониже «по совместительству» являются крупными бизнесменами. Законы капитализма неумолимы: для экономического развития нужны стимулы в виде частной выгоды. И если такое благое начинание, как внедрение альтернативной энергетики, никак не может обойтись без семейного бизнеса Клюева (Иванова, Петрова, Сидорова…), то что поделаешь? Уж лучше так, чем никак — хоть какая-то польза для общества. Правильно? Вроде бы — да. А если копнуть глубже?

— Когда я узнал, что на юге Украины началось строительство солнечных электростанций, у меня сразу же возникли сомнения, — говорит в неофициальной беседе киевский инженер-энергетик, много лет проработавший на атомной электростанции. — Действительно, в цивилизованных странах темпы развития альтернативной энергетики ускоряются. Но давайте вспомним, что такие государства как Германия, США, Япония, Китай и другие занимались этим десятилетиями! И, тем не менее, достижения на этом направлении остаются весьма скромными. Например, к 2010 году общая мировая мощность фотоэлементной солнечной энергетики составила лишь около 0,1 процента генерации электроэнергии в мире. В том же 2010 году доля солнечной энергии в электроэнергетике Германии составила 2 процента, в Испании — 2,7 процента, в Италии — около 3. По прогнозам, к 2050 году солнечное излучение даст возможность обеспечить 20‑25 процентов мирового производства электричества. Но такую роскошь смогут позволить себе только самые прогрессивные страны, которым, к тому же, удастся минимизировать последствия глобального финансового кризиса и сохранить устойчивость экономического развития.

Украина, которая явно не относится к числу наиболее прогрессивных государств, 20 лет практически не осваивала возобновляемые источники энергии. И вдруг — «Брусиловский» прорыв! Задайте себе простой вопрос: почему солнечную энергетику не развивают те страны, где 360 солнечных дней в году? Почему ее так рьяно взялась развивать Украина, где лето — отнюдь не тропическое? Мы — самые умные? Или самые продвинутые? Или самые богатые? Если это так выгодно и перспективно, то почему гигантская пустыня Сахара не превратилась до сих пор в одну сплошную солнечную электростанцию? Почему европейцы или американцы не инвестируют деньги в создание солнечных энергомощностей в странах Северной Африки или Ближнего Востока? Да потому что нигде в мире этого нет в промышленных масштабах — солнечная энергия в основном используется для бытовых нужд частных домохозяйств. Более широкое развитие солнечной энергетики сдерживается двумя факторами — очень высокой себестоимостью электроэнергии (она в 6‑8 раз выше, чем на ТЭС) и низким КПД. На сегодняшний день у самых распространенных и доступных солнечных батарей КПД составляет 13‑22 процента. И только недавно появились технологии, позволяющие повысить КПД преобразования солнечного света в электричество до 35‑40 процентов. Но это, опять же, технологии будущего, технологии Японии, США и Европы.

Согласен: в Крыму и на юге Одесчины с апреля по октябрь достаточно солнца, и в этот период отдача от солнечных электростанций будет неплохая. Но в целом их эффективность — большой вопрос. В осенне-зимний период оборудование будет просто простаивать. А ведь его нужно обслуживать круглый год, защищать от зимних ветров и так далее, то есть нести немалые затраты. И в лучшем случае весь этот проект позволит «выйти по нулям».

Так что же, солнечные электростанции на юге Украины — закапывание денег? Думаю, для тех, кто продвигает это дело, выгода все же есть. Смотрите, что получается: средства на проект выделяют и Евросоюз, и наше государство, и инвесторы. И я не сомневаюсь, что за счет этих денег кто-то сможет урвать себе хороший кусок. Даже если эффективность альтернативной энергетики окажется минимальной. Кстати, не будем забывать и о том, что в Украине сегодня — переизбыток электроэнергии.

Вот тебе и пятая выгода!

Итак, сформулируем вопрос максимально четко: что служит основным стимулом для столь бурного развития солнечных электростанций в Украине?

Как уже было сказано, на использование альтернативных источников энергии выделяются международные деньги. Украинское правительство активно сотрудничает в плане реализации проектов энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии с финансовыми институтами и международными организациями, такими как NEFCO, ADEME, IFC, Европейский банк реконструкции и развития, Мировой Банк и другими. Вот тебе и первая выгода, как говорил крокодил слоненку в известном мультфильме.

Программа частично финансируется Украинским государством — в частности, реконструкция подстанций и линий электропередач от этих подстанций до солнечных батарей будет производиться за счет госбюджета. А это — сотни миллионов гривень! Вот тебе и вторая выгода.

Государство обязано покупать «солнечное» электричество по «зеленому» тарифу, который значительно выше обычного. В 2009 году украинский парламент принял закон о субсидируемых тарифах для электроэнергии, произведенной из нетрадиционных источников. Оптовый рынок электроэнергии Украины в лице Государственного предприятия «Энергорынок» имеет прямые обязательства закупать по таким тарифам все объемы электроэнергии из альтернативных источников. «Зеленый» тариф устанавливается Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ) отдельно для каждой генерирующей компании и будет действовать как минимум до 1 января 2030 года. И хотя этот тариф различается в зависимости от видов альтернативных источников энергии и устанавливается отдельно для каждого производителя «зеленого» электричества, не приходится сомневаться, что близость к украинской власти позволит некоторым инвесторам пролоббировать максимально благоприятные условия для своего бизнеса в нашей стране. Кстати, именно производители «солнечной» электроэнергии получили самые высокие коэффициенты для расчета «зеленого» тарифа — от 4,4 до 4,8 (в пиковые часы — 1,8). Вот тебе и третья выгода.

Украина гарантирует налоговые льготы для тех компаний, которые будут завозить оборудование для производства «зеленой» электроэнергии. Правда, есть одно «но»: начиная с 1 января 2012 года, доля материалов, комплектующих изделий, работ и услуг украинского происхождения в проектах строительства солнечных электростанций должна составлять не менее 30 процентов, а с 1 января 2014 — не менее 50 процентов. Впрочем, если говорить конкретно о компании «Activ Solar», то эти квоты вряд ли станут для нее помехой — достаточно вспомнить принадлежащий австрийцам запорожский «Завод полупроводников». Он-то и позволит иностранному инвестору обеспечить соблюдение упомянутого условия.

Кроме того, как отмечает «Украинская правда», австрийская регистрация холдинговой компании дает значительное финансовое преимущество. «Дивиденды от дочерних компаний, в данном случае от украинских — не облагаются налогом! — пишет «УП». — За счет этих средств Австрия наполняет деньгами свою банковскую систему. Таким образом, доход от украинских энергетических предприятий братьев Клюевых в виде дивидендов может свободно направляться в Австрию, где они освобождены от налогообложения. А потом эти деньги можно вкладывать хоть по всему миру — даже назад в Украину уже под видом австрийских инвестиций. И уже никто не узнает, что в начале цепочки был украинский бизнес, созданный с помощью государственного бюджета той же Украины». Вот тебе и четвертая выгода.

Производители «солнечного» электричества могут пользоваться льготами при кредитовании. К примеру, уже не раз упоминавшийся запорожский «Завод полупроводников» в ноябре 2010 года получил из Стабилизационного фонда госбюджета 200 млн. грн. на компенсацию процентных ставок по кредитам, выделенным «Укрэксимбанком». Вот тебе и пятая выгода.

Вероятно, этим списком выгоды не ограничиваются. Но в целом они представляют собой одну большую выгоду — перекачивание государственных денег в частный карман (схема известная и очень распространенная). Хорошее место под солнцем, не правда ли? Особенно если оно гарантировано местом на вершинах власти. Это — как раз то, что народный депутат Украины Сергей Гриневецкий в свое время метко назвал «бизнесом на государственных ресурсах».

Что же касается сугубо экономических, экологических и социальных перспектив развития альтернативной энергетики в Украине, то еще неизвестно, что перевесит: польза для общества или расходы государства на амбициозную программу. Вот в чем главный вопрос…

На фото: Те самые новенькие опоры для ЛЭП в Ренийском районе (и не только), из-за которых разгорелся скандал европейского масштаба.

Автор: Андрей Потылико


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту