ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Место под солнцем или солнце под местом?
25.02.2012 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 8 / Тираж: 10800

В январе нынешнего года мы сообщили о том, что на юге Одесской области началась практическая реализация государственной программы энергосбережения и развития альтернативных источников энергии. Напомним, что в Болградском, Ренийском, Килийском, Арцизском и Белгород-Днестровском районах планируется построить ряд солнечных электростанций общей мощностью 200 мегаватт.

Для осуществления проекта привлекаются как государственные средства, так и деньги иностранного инвестора — австрийской компании «Activ Solar».

В частности, в Рени ведётся строительство пристанционного узла, который будет технологически связан с двумя солнечными электростанциями общей мощностью 40 мегаватт. Как сообщил генеральный директор предприятий «Рени-Солар» и «Рени-PV» Михаил Лизогуб, сооружение площадок под солнечные батареи начнётся уже в марте текущего года. По словам М. Лизогуба, ренийские солнечные электростанции будут введены в эксплуатацию в начале 2013 года.

Казалось бы, есть повод для оптимизма: наконец-то украинская власть перешла от словоблудия к конкретным действиям по внедрению новых технологий и использованию альтернативных источников энергии! Однако не будем спешить с положительными выводами. Не надо забывать, что мы живём в стране, где даже солнце имеет свою «теневую сторону»…

Ничего личного? Просто бизнес?

В начале февраля в Украине разгорелся скандал европейского масштаба. «Бомбу» взорвала газета «Коммерсант-Украина». «Посол Евросоюза в Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейра заявил о прекращении финансирования реформы украинской государственной службы, — сообщило издание. — В Еврокомиссии уточнили, что проблема носит системный характер — остановлены все программы бюджетной поддержки объёмом более 160 млн евро в год. Одним из поводов для принятия такого жёсткого решения стало использование 31 млн евро на строительство линий электропередачи к электростанциям, которые контролирует первый вице-премьер Андрей Клюев» (недавно А. Клюев был назначен секретарём Совета национальной безопасности и обороны Украины — А.П.).

По словам Тейшейры, недовольство ЕС было вызвано внесением изменений в Закон Украины «О государственной службе», который не соответствует европейским стандартам. В то же время один из высокопоставленных чиновников Еврокомиссии разъяснил, что проблемы гораздо масштабнее — приостановлена реализация всех секторальных программ бюджетной поддержки, в рамках которых Киеву выделялось безвозмездное финансирование. Закон «О госслужбе» стал лишь формальной причиной для предъявления претензий, главной же проблемой в Брюсселе считают неэффективное распределение предоставляемых средств.

«В сентябре 2011 года мы перевели 31 млн евро, которые должны были пойти на программы энергосбережения. Однако эти средства были потрачены не на сбережение, а на линии электропередачи, связавшие солнечные электростанции (СЭС) в Крыму и Одесской области с общей энергетической сетью страны. Вам должно быть ясно, о каких СЭС идёт речь, ведь в Украине не так много станций, имеющих отношение к Андрею Клюеву», — рассказал «Коммерсанту» европейский чиновник. Газета отметила, что главным производителем солнечной энергии в Украине является компания «Activ Solar», а менеджером по её развитию работает сын А. Клюева — Богдан Клюев.

Вскоре Тейшейра частично опроверг информацию «Коммерсанта»: посол ЕС заявил, что Евросоюз приостановил финансовую помощь Украине лишь по некоторым программам. Опровержение последовало и со стороны Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению. «Решение правительства о передаче этих средств (31 млн евро, или более 310 млн грн — А.П.) Госэнергоэффективности Украины… было принято 17 октября 2011 года», — отметили в госагентстве. Пресс-служба этого ведомства добавила, что парламентский комитет по вопросам бюджета согласовал передачу Госэнергоэффективности 310 миллионов гривен 6 декабря 2011 года. «Соответственно в 2011 году эти средства использованы не были, и сегодня находятся на счетах Государственной казначейской службы», — заявило руководство госагентства.

Как бы то ни было, скандал получился очень громким. И, как всякий скандал, он выполнил свою главную функцию — тайное сделал явным.

Впрочем, никакой особой тайны здесь нет: о том, что деятельность компании «Activ Solar» по развитию солнечной энергетики в нашей стране является семейным бизнесом братьев Андрея и Сергея Клюевых, украинские СМИ писали не раз. В частности, «Украинская правда» провела журналистское расследование, в ходе которого установила, что руководителем «Activ Solar» является зять Сергея Клюева — Кавэ Эртефай. Кроме того, с 2008 года австрийская компания — главный акционер (владеет 75% акций) ОАО «Завод полупроводников» (Запорожье). Предприятие производит поликремний высокой степени чистоты, используемый для нужд солнечной энергетики.

До недавнего времени подобная информация не вызывала заметного общественного резонанса: альтернативные источники энергии — это ведь не газовые спекуляции и не торговля оружием. Ну, занимается Клюев полезным делом — и пусть себе занимается… Но теперь, когда строительство солнечных электростанций вошло в число приоритетов государственной энергетической политики, ситуация приобретает совсем другой масштаб. А поскольку Придунайский край стал одним из центров альтернативной энергетики в Украине, то нас, местных жителей, этот вопрос касается непосредственно.

О серьёзности намерений австрий-ских инвесторов свидетельствуют их успехи в Крыму. В октябре 2011 года компания «Activ Solar» объявила о завершении строительства четвёртой и последней очереди солнечного парка «Охотниково» — одной из крупнейших солнечных электростанций в Европе (ранее была введена в эксплуатацию 7,5-мегаваттная солнечная электростанция в селе Родниковое Симферопольского района). Станция «Охотниково» общей мощностью 80 МВт расположена более чем на 160 гектарах и состоит из 360 000 модулей. Она будет производить 100 000 мегаватт-часов электроэнергии в год и сможет удовлетворить потребности в электроэнергии около 20 000 домохозяйств. Не менее амбициозные проекты компания разворачивает в Одесской области.

… Вот тебе и пятая выгода!

На первый взгляд, такую инвестиционную деятельность можно только приветствовать. Причём рядовых граждан вряд ли смутит даже тот факт, что «двигателем» подобных проектов служат бизнес-интересы представителей украинской власти. Мы давно привыкли к тому, что депутаты Верховной Рады, члены правительства и чиновники рангом пониже «по совместительству» являются крупными бизнесменами. И если такое благое начинание, как внедрение альтернативной энергетики, никак не может обойтись без частной выгоды Клюева (Иванова, Петрова, Сидорова…), то что поделаешь? Уж лучше так, чем никак — хоть какая-то польза для общества. Правильно? Вроде бы — да. А если копнуть глубже?

- Когда я узнал, что на юге Украины началось строительство солнечных электростанций, у меня сразу же возникли сомнения, — говорит в неофициальной беседе киевский инженер-энергетик, много лет проработавший на атомной электростанции. — Действительно, в цивилизованных странах темпы развития альтернативной энергетики ускоряются. Но давайте вспомним, что такие государства как Германия, США, Япония, Китай и другие занимались этим десятилетиями! Украина 20 лет практически не осваивала возобновляемые источники энергии. И вдруг — Брусиловский прорыв!

Задайте себе простой вопрос: почему солнечную энергетику не развивают те страны, где 360 солнечных дней в году? Почему её так рьяно взялась развивать Украина, где лето — отнюдь не тропическое? Мы — самые умные? Или самые продвинутые? Или самые богатые? Если это так выгодно и перспективно, то почему гигантская пустыня Сахара не превратилась до сих пор в одну сплошную солнечную электростанцию? Почему европейцы или американцы не инвестируют деньги в создание солнечных энергомощностей в странах Северной Африки или Ближнего Востока? Да потому что нигде в мире этого нет в промышленных масштабах — солнечная энергия в основном используется для бытовых нужд частных домохозяйств. Более широкое развитие солнечной энергетики сдерживается двумя факторами — очень высокой себестоимостью электроэнергии (она в 6-8 раз выше, чем на ТЭС) и низким КПД. На сегодняшний день у самых распространённых и доступных солнечных батарей КПД составляет 13-22%.

Согласен: в Крыму и на юге Одесщины с апреля по октябрь достаточно солнца, и в этот период отдача от солнечных электростанций будет неплохая. Но в целом их эффективность — большой вопрос. В осенне-зимний период оборудование будет просто простаивать. А ведь его нужно обслуживать круглый год, защищать от зимних ветров и так далее, то есть нести немалые затраты. И в лучшем случае весь этот проект позволит «выйти по нулям».

Так что же, солнечные электростанции на юге Украины — закапывание денег? Думаю, для тех, кто продвигает это дело, выгода всё же есть. Смотрите, что получается: средства на проект выделяют и Евросоюз, и наше государство, и инвесторы. И я не сомневаюсь, что за счёт этих денег кто-то сможет урвать себе хороший кусок. Даже если эффективность альтернативной энергетики окажется минимальной. Кстати, не будем забывать и о том, что в Украине сегодня — переизбыток электроэнергии.

Итак, сформулируем вопрос максимально чётко: что служит стимулом для столь бурного развития солнечных электростанций в Украине? Как уже было сказано, на использование возобновляемых источников энергии выделяются международные деньги. Вот тебе и первая выгода, как говорил крокодил слонёнку в известном мультике. Программа частично финансируется Украинским государством (в частности, реконструкция подстанций и линий электропередач от этих подстанций до солнечных батарей будет производиться за счёт госбюджета). Вот тебе и вторая выгода. Государство обязано покупать «солнечное» электричество по «зелёному» тарифу, который значительно выше обычного. Именно производители «солнечной» электроэнергии получили самые высокие коэффициенты для расчёта «зелёного» тарифа — от 4,4 до 4,8 (в пиковые часы — 1,8). Вот тебе и третья выгода. Украина гарантирует налоговые льготы для тех компаний, которые будут завозить оборудование для производства «зелёной» электроэнергии. Вот тебе и четвёртая выгода. Производители «солнечного» электричества могут пользоваться льготами при кредитовании. К примеру, уже упоминавшийся запорожский «Завод полупроводников», принадлежащий австрийским инвесторам, в ноябре 2010 года получил из Стабилизационного фонда госбюджета 200 млн грн на компенсацию процентных ставок по кредитам, выделенным Укрэксимбанком. Вот тебе и пятая выгода. И, вероятно, этим списком выгоды не ограничиваются. Но в целом они представляют собой одну большую выгоду — перекачивание государственных денег в частный карман (схема известная и очень распространённая). Хорошее место под солнцем, не правда ли? Особенно если оно гарантировано местом на вершинах власти.

Что же касается перспектив развития альтернативной энергетики в Украине, то ещё неизвестно, что перевесит: польза для общества или расходы государства на амбициозную программу. Вот в чём главный вопрос…

Автор: Андрей ПОТЫЛИКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту