ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ДРУГАЯ СТОРОНА ТРУБЫ
29.02.2012 / Газета: Деловая Одесса / № 7(449) / Тираж: 16000

На прошлой неделе экономических новостей хватало. Можно даже сказать с избытком. Вот, например, порадовал глава Нацбанка Сергей Арбузов, сообщивший о том, что впервые за 12 месяцев у Украины профицит платежного баланса в сумме аж 395 миллионов долларов. Евросоюз наконец определился с тем, как будет помогать Греции. Решено выделить грекам аж 130 миллиардов евро и списать около 107 миллиардов евро долгов. На этом фоне евро начало расти и всю и главной экономической темой для нашей страны оставались газовые взаимоотношения с Россией. Правда вопрос цен на газ отошел не то, чтобы на второй план. Скорее несколько был отодвинут в сторону. А все благодаря заявлению официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова. С которого мы, собственно, и начнем наш обзор.

Белорусский обход

Итак, 22 февраля Сергей Куприянов заявил о том, что Россия серьезно рассматривает перспективу отказаться от использования украинской ГТС для транзита российского газа в Европу. Собственно об этом российские чиновники и руководители «Газпрома» и раньше поговаривали. Но так, намеками. Как бы не всерьез. Такое резкое и прямое заявление прозвучало впервые. Впрочем, судите сами:

«После реализации всех запланированных «Газпромом» газотранспортных проектов: «Южный поток» с максимальной производительностью, «Северный поток» с дополнительными новыми нитками, учитывая уже имеющиеся в собственности компании транспортные мощности в Белоруссии и в Черном море, транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю»

Будь заявление Куприянова отдельной «вспышкой дипломатического гнева», можно было бы не обратить на это заявление внимания. Однако увы, слова Куприянова — это уже третья часть Марлезонского балета. Первые две исполнил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Для начала он еще в конце 2011 года пообещал, что «Газпром» в ближайшие несколько месяцев начнет разработку технико-экономического обоснования строительства третьей и четвертой нитей газопровода «Северный поток», в рамках которого суммарная мощность магистрали может составить 110 миллиардов кубометров. И заметил, что благодаря этому зависимость «Газпрома» от украинской ГТС снизится.

Затем он обвинил Украину в несанкционированном отборе газа, из-за чего европейские потребители недополучили часть заказанного российского газа. 22-го же февраля (вот ведь совпаденьице какое), на встрече с президентом России Анатолием Медведевым, Алексей Миллер заявил следующее: «...значительный объем российского газа до европейских потребителей не доходил. В отдельные дни на территории Украины оставалось до 40 млн кубометров газа... это нанесло финансовый и репутационный ущерб «Газпрому»... Наши украинские партнеры брали из экспортной трубы столько газа,

сколько считали необходимым. При этом они брали газ, который был предназначен европейским потребителям, и об этом наши украинские партнеры знали».

Но вернемся к заявлению Куприянова. Помимо всего прочего он сообщил о свершившемся факте — часть газа, который «Газпром» качал через Украину, теперь качают через Беларусь. Примерно 17%. Благо ГТС Белоруссии де-факто теперь принадлежит «Газпрому». А это уже не слова. Это конкретные факты. Конечно — постройка «Южного потока», новых нитей «Северного потока» и модернизация ГТС Белоруссии — дело времени. Примерно лет десять на все про все. Может пятнадцать. Срок не то чтобы очень короткий, но длинным его не назовешь. А значит нужно что-то делать.

Есть варианты

Ответ не замедлил себя долго ждать. 23 февраля, находясь с рабочей поездкой в Житомирской области, он, отвечая на вопросы журналистов по поводу заявлений Миллера и Куприянова, сказал следующее: «Украина найдет выход из этой ситуации. Не нужно из-за этого переживать... Если в России так все хорошо, такая хорошая ситуация — пожалуйста, 20 млрд евро выделяйте и стройте. У вас есть возможность использовать когда-то общую нашу систему, но если вы хотите 20 млрд евро загнать непонятно куда, пожалуйста, Бог вам в помощь» — такими словами отреагировал на заявление Куприянова премьер-министр Украины Николай Азаров.

А уже через два дня пресс-секретарь главы правительства Виталий Лукьяненко сообщил о конкретных планах правительства на случай, если «Газпром» осушит украинскую газовую трубу:

«В случае отказа России использовать украинскую ГТС для прокачки своего газа, наша труба фактически освободится для транспортировки в Европу среднеазиатского и азербайджанского газа. Над этими проектами можно работать. Также по ней мы сможем со временем экспортировать газ, добытый в Украине... До сих пор в России рассказывали, что мы не можем пропустить среднеазиатский газ, поскольку труба полностью загружена их газом. Если вы переводите газ на другие потоки, тогда давайте нам возможность качать среднеазиатский».

Правда на это нужны деньги, для соответствующей модернизации и перестройки ГТС. А на это у нас денег нет, но есть надежда получить их у Евросоюза. Буквально на днях завершило работу 18-е заседание Комитета по парламентскому сотрудничеству между Украиной и ЕС. Одним из пунктов резолюции заседания был призыв к различным институтам Евросоюза помочь Украине с модернизацией ГТС.

Кстати о собственном газе. На прошлой неделе Государственная служба геологии и недр Украины (Госгеолслужба) наконец объявила конкурсы на заключение соглашений о разделе продукции (СРП), которая будет добываться в пределах Юзовской площади (Харьковская и Донецкая обл.) и Олесской площади (Львовская и Ивано-Франковская обл.). К слову, интерес к добыче на этих территориях углеводородного топлива уже достаточно давно проявляет компания «Шелл».

Так что варианты у Украины действительно есть. Другое дело, что для их реализации нужно время. А насущные проблемы нужно решать сейчас. И главная из них — цена на российский газ, сбить которую никак пока не удается.

Компромисс без компромисса

24 февраля, давая интервью трем украинским телеканалам, ситуацию с переговорами по цене на российский газ, президент Украины Виктор Янукович сказал: «Это решение (требовать пересмотра газовых контрактов. Прим. ред.) не могло быть другим, мы отставали национальные интересы, и здесь, в этом вопросе компромиссов не могло быть никаких... Мы готовы договариваться, мы готовы искать варианты. Если нас будут ставить в такую сложнейшую ситуацию, мы и дальше будем идти по этому пути... Когда занимаешь позицию и ее отстаиваешь, это никому не нравится. Все хотят тебя как-то подвинуть и достичь своей цели. Россия — не исключение. Очень тяжело всегда вести эти переговоры, если нет альтернативы...Но мы не смогли согласиться с такой дискриминацией Украины в газовых отношениях с Россией... Сейчас предстоят переговоры. Они не будут простыми, они будут сложными. Я уверен, что в марте мы будет встречаться. Закончатся выборы в России, и мы будем встречаться, потому что мы дальше не можем тянуть»

Иначе говоря — пока решения проблем, связанных с ценами на газ, у нас нет. И Виктор Янукович надеется путем личных встреч с тем, кто выиграет президентские выборы в России, сдвинуть переговоры с мертвой точки. Какие аргументы он сможет выдвинуть? На какие уступки пойти?

Совершенно очевидно, что кто бы не выиграл выборы в России (хотя, откровенно говоря, особых сомнений в победе одного из кандидатов, нет) переговоры будут тесно увязаны с участием Украины в наднациональных экономических образованиях, формирующихся вокруг России. В первую очередь в Таможенном союзе Единого Экономического Пространства.

В выступлении на торжественном собрании по случаю 80-летия Днепропетровской области в пятницу, глава государства по поводу участия Украины в Таможенном союзе сказал: «Предложенная Украиной формула «3+1» является актуальной и интересной для большинства стран СНГ, которые также ищут свою модель сотрудничества с этим интеграционным объединением».

То есть пока Украина продолжает настаивать на особом статусе в случае присоединения к ТС. Статусе, который должен позволить Украине оставить за собой возможность интегрироваться в Евросоюз. И который по-прежнему не устраивает Россию, настаивающую на том, чтобы Украина вступила в это объединение на общих основаниях.

Нечто подобное имеет место и с переговорами по поводу создания украино-российско-европейского газотранспортного консорциума, в котором Россия настаивает на доминирующем положении, а Украина предлагает паритетные начала для всех трех гипотетических участников.

Готово ли украинское руководство пойти на российские условия, чтобы раз и навсегда покончить с «газовыми войнами»? Или будет продолжать вести борьбу за честные цены на газ и равноправное партнерство в экономических отношениях, опираясь на потенциальные возможности по альтернативному использованию свой ГТС и поиск альтернативных источников энергии? Второй путь, конечно, ближе к идее независимого государства. Но поражение может обойтись намного дороже тех уступок, на которые можно пойти сегодня.

Автор: Василий ГОРЕЕВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту