ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Украинская армия: неадекватное реагирование…
04.03.2012 / Газета: Час пик / № 10(565) / Тираж: 5000

С удовлетворением прочитал в №7 от 12 февраля 2012 года газеты «Час Пик» информацию о том, что Верховная Рада приняла, внесенный народным депутатом Украины, первым заместителем председателя Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Сергеем Гриневецким, проект Постановления о проведении Парламентских слушаний на тему: «О состоянии и перспективах развития Военной организации и сектора безопасности Украины». И назначила дату проведения слушаний на 25 апреля.

Сергей Гриневецкий с трибуны Верховной Рады заявил: «Необходимость проведения Парламентских слушаний назрела давно. Хочу напомнить, что проблема сектора безопасности и обороны государства была предметом комплексного рассмотрения в рамках Парламентских слушаний почти тринадцать лет назад. Мы считаем, что именно такой уровень обсуждения в сессионном зале позволит привлечь внимание общества, руководства страны, представителей всех ветвей власти к проблемам защиты суверенитета, территориальной целостности Украины, и в результате обсуждения позволит получить конструктивные предложения по законодательному обеспечению их решения. В пользу проведения этого мероприятия свидетельствует много факторов, в частности в Украине принят Закон «Об основах внутренней и внешней политики», которым задекларирована политика внеблокового статуса. К сожалению, до настоящего времени не выполнен Указ Президента Украины от 10 декабря 2010 года об утверждении новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины, Военной доктрины, а также ряда государственных программ развития вооружения и военной техники».

Актуальность такой постановки вопроса не вызывает сомнений. Меня лично в этом убедили недавние события в жизни ВСУ, в том числе и резкие кадровые изменения в составе высшего руководства украинской армии. И не только.

На мониторе компьютера передо мной свежее, седьмое, издание книги о жизни и деятельности Вооруженных Сил Украины — «Белая книга». Она традиционно презентуется МОУ 23 февраля уже седьмой раз. Я ее читаю и не знаю, плакать, или смеяться. И вот почему. Дело в том, что создатели Книги попытались проанализировать развитие ВСУ не только за прошлый год, но и за прошедшую «шестилетку» (с 2006 по 2011 годы). В общем, это объяснимо: надо подвести итоги выполнения Государственной программы развития ВСУ на 2006‑2011 годы (была и такая). Но, я, порывшись в собственном архиве, нашел «Белую книгу-2006». И, сравнив содержание этих двух, с позволения сказать, произведений разных лет, нашел ряд интересных моментов и, даже, необъяснимых несуразностей.

С чего начинается армия…

Первое, что бросается в глаза при сравнении двух Книг — вступительные обращения руководства Вооруженными Силами. В ежегоднике 2006 года это сделали тогдашний Президент (Верховный Главнокомандующий) и министр обороны, во вновь изданном — только новый министр. Но и там, и там обращения полны оптимизма и здорового, я бы даже сказал, юношеского, задора. К примеру, только что назначенный руководитель украинского оборонного ведомства Дмитрий Саламатин отмечает: «Украинской армии исполнилось 20 лет. Пройден непростой путь становления и развития. Благодаря пониманию и поддержке руководства государства удалось создать Вооруженные Силы, способные обеспечить территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Армия и флот повседневно совершенствуют свои профессиональные качества, поддерживают лучшие военные традиции, проявляют высокие патриотические чувства, демонстрируют самоотверженность делу служения Родине. В 2011 году завершено выполнение второй Государственной программы, регламентирующей развитие Вооруженных Сил Украины на протяжении последних шести лет. На заключительном этапе ее реализации окончательно закреплены позитивные тенденции 2010 года в решении проблемных вопросов деятельности войск (сил)».

Как по мне, то это больше напоминает спич, чем серьезную оценку тревожной ситуации, сложившейся в украинской армии.

Прежде всего — о «понимании и поддержке руководства государства». В Государственном бюджете Украины на 2011 год Министерству обороны были запланированы ассигнования в сумме 13804,4 млн. грн., что составило 1,07 процента от ВВП. Из них общий фонд составлял 11594,8 млн. грн.(84 процента расходов), специальный фонд — 2209,6 млн. грн. (16 процентов). Фактически поступило 12709,1 млн. грн. (0,98 процента от ВВП) или 92 процента годовых назначений.

Нельзя не согласиться с редакторами «Белой книги-2011», которые отмечают: «Таким образом, расходы Министерства обороны в 2011 г. не позволили в полном объеме обеспечить ресурсные потребности Вооруженных Сил, и в основном были направлены на содержание личного состава и принятие неотложных мер по восстановлению технической готовности вооружения и военной техники. Средний показатель ежегодных объемов финансирования потребностей обороны в 2006‑2011 годах составил 1,0 процент ВВП, что требовало подавляющее большинство материальных средств (почти 80 процентов) направлять на содержание войск (сил). При таких условиях бюджет Министерства обороны был «бюджетом проедания», поскольку он не оставлял ресурсов на восстановление боеспособности и развитие Вооруженных Сил». И где же здесь «понимание и поддержка руководства государства»?

Тут стоит отметить, что в Польше вот уже десять лет подряд на армию идет 1,9‑2 процента ВВП. Румыния тратит 1,4, Россия — до 4 процентов.

В недавнем эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина» министр обороны Дмитрий Саламатин, изящно уйдя от ответа на вопрос, как он оценивает нынешнее состояние боевой готовности украинской армии, подчеркнул: «Безусловно, на боеспособности украинской армии негативно сказалось хроническое недофинансирование в сфере разработки, модернизации и закупки вооружения и военной техники, которое наблюдалось на протяжении многих лет. Поэтому невозможно сразу решить все проблемы, которые накапливались годами. Многие образцы, которые сейчас находятся на вооружении наших войск, требуют замены. В связи с этим, оборонное ведомство возлагает надежды на ритмичное финансирование разработок и закупок вооружений и военной техники в рамках оборонного бюджета 2012‑го года. Оборонный бюджет на 2012‑й год я бы назвал бюджетом развития и главная задача, как я уже говорил, его эффективное использование. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012‑й год» предусматривает выделение Министерству обороны 16,4 миллиардов гривень, что составляет 1,1 процента ВВП».

Итак, 2 миллиарда долларов на оборону на 2012 год. Много это или мало? Видимо, не случайно западные эксперты считают украинскую армию одной из самых технически отсталых в Европе. И это не удивительно, ведь среди всех европейских государств украинские вооруженные силы имеют самый маленький бюджет. Для сравнения: американский военный бюджет на 2012 год — 662 миллиарда долларов, израильский — 14 миллиардов, турецкий — около 11 миллиардов, шведский — около 7 миллиардов долларов. Можно, конечно, возразить, что Украина — не Америка и не Израиль, которые постоянно с кем-то воюют, но ведь Швеция (кстати, традиционно нейтральное государство) тоже вполне мирное государство…

И маскировочные сети…

Первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий, выступая в Верховной Раде, отмечал: «По оценкам экспертов, технологически наши Вооруженные Силы являются самой отсталой армией в регионе с наименьшим процентом исправной техники. Вы помните, Президент Украины в своем послании определил, что наши Вооруженные Силы только ограниченно готовы к выполнению конституционных обязанностей. Несмотря на все разговоры об этом, в государстве так и не создано современного оборонно-промышленного комплекса и системного управления в этой сфере».

Но, вот что интересно. Авторы «Белой книги-2011» утверждают: «В 2011 году было прекращено падение уровня технической готовности вооружения и боевой техники». И далее: «В течение года восстановлено более 8100 единиц ВВТ, в частности:

— обеспечена техническая готовность пяти кораблей;

— восстановлена исправность 62 самолетов и 10 вертолетов;

— проведен ремонт 331 образца ВВТ радиотехнических войск, 34 образца ВВТ зенитных ракетных войск, 20 единиц бронетанковой техники;

— начаты работы по продлению сроков технической пригодности тактических и зенитных управляемых ракет Сухопутных Войск;

— продолжался ремонт подводной лодки «Запорожье».

Эта несчастная единственная украинская подводная лодка уже стала притчей во языцех — только ленивый, живописуя состояние ВМС Украины, не упоминал перманентный ремонт гордой субмарины, который продолжается в течение большего срока нашей независимости. Она в прошлом году отметила свое сорокалетие, из которых полтора десятилетия простояла в Балаклавской бухте в весьма незавидном положении — приваренной к причалу, чтобы… не утонуть! К началу прошлого года ее подлатали на 13‑м судоремонтном заводе ЧФ России. Потом экипаж прошел стажировку на российской подлодке «Алроса». К маю «Запорожье» прошла швартовые и ходовые испытания. Вот только ни одного погружения пока не совершила. Наверное, боязно… Видимо, поэтому, когда впервые за последние годы противолодочные задачи в Черном море выполнял флагман ВМС Украины фрегат «Гетман Сагайдачный», подводную лодку противника на учениях изображал сугубо мирный обитаемый подводный аппарат «Лангуст». Построенный в 1987 году в Севастополе, «Лангуст» предназначен для выполнения разнообразных работ… рыбохозяйственного назначения, а также для проведения поисковых и научно-исследовательских работ.

Кстати, о морских силах. В «Белой книге-2011» утверждается, что украинские моряки располагают ныне 26 боевыми плавсредствами, а в «Белой книге-2006» их насчитали только 16. Откуда появились аж 10 кораблей, ведь, никто их не покупал и не строил? Впрочем, догадаться нетрудно. В нынешней Книге авторы, раскрывая боевой состав ВМС, просто написали: «Боевые корабли и катера», а прежде писали: «Боевые корабли». Мелочь, а приятно.

Разумеется, о готовности, а точнее, неготовности, вооружения и боевой техники наших Вооруженных Сил можно писать много. На этот счет красноречивы данные Виктора Логвинца, эксперта киевского Центра военно-политических исследований. Еще в 2008 году прежний президент Украины Виктор Ющенко на заседании СНБОУ заявил, что при существующих объемах финансирования до 2014 года Украина может вообще потерять военную авиацию. И привел данные: из 112 истребителей (98 Миг-29, 14 Су-27) лишь 31 (25 МиГ-29 и 6 Су-27) способны выполнять боевые задачи, из 24 фронтовых бомбардировщиков — только 10, из 12 самолетов разведки — 6.

Может быть, с той поры дело коренным образом изменилось? Увы, если перемены и случились, то лишь в худшую сторону. В этом смог убедиться уже новый Президент Украины — Виктор Янукович. В июне 2010 года его самолет приземлился на Бельбеке. В иллюминатор Янукович отлично разглядел ряды истребителей на стоянках. Всего — 20 боевых машин МиГ-29. Встречающего командира бригады спросил: «Сколько из них могут подняться в воздух?». На свою беду полковник был честен: «Один». Потрясенный президент тут же отправил комбрига в отставку. А недавно, во время учений, на том же аэродроме Бельбек под Севастополем были собраны 36 экипажей из пяти бригад тактической авиации Воздушных Сил Украины. Однако летали они всего на 18 самолетах различных типов. Почему? Хочу, конечно, ошибиться, но есть сильное подозрение, что на Бельбек со всей Украины перегнали именно столько машин, сколько способны подняться в воздух.

Усугубляет мои подозрения любопытная таблица состояния обновления вооружения и боевой техники украинской армии за период 2006‑2011 годов, приведенная в «Белой книге-2011» . Цифры просто ошеломляют. Так, за 6 лет наша армия получила всего 10 модернизированных танков «Булат», 3 боевых самолета (2 СУ-25М и 1 МИГ-29) и ни одного вертолета (правда, авторы стыдливо упомянули, что на стадии завершения испытание модернизированного вертолета Ми-24).

А среди наиболее значимых закупок вооружения в 2011 году в Книге на полном серьезе упоминают приобретение… 65 комплектов маскировочных сетей. Вот уж поистине важнейший элемент боевой техники! А почему нет? С помощью масксетей можно удачно спрятать останки некогда действительно грозной техники.

Вместо боевой подготовки — заурядное «милитари-шоу»

Начало прошлогодней осени в Вооруженных Силах ознаменовалось проведением комплекса широкомасштабных исследовательских командно-штабных учений «Адекватное реагирование-2011». В «Белой книге-2011» отмечается: «Апогеем подготовки войск (сил) стали практические действия в ходе исследовательского командно-штабного учения «Адекватное реагирование-2011». Целью этого учения была проверка уровня боевой выучки войск (сил), а также исследование направлений формирования перспективной модели украинского войска. Во время обучения были апробированы новые подходы к совершенствованию системы управления войсками, их будущей структуры. Впервые были воссозданы предполагаемые ситуации, в которых при необходимости должны действовать Вооруженные Силы. Для этого были созданы оперативные командования «Юг» и «Запад». Всего проведено 62 мероприятия боевой подготовки на 13 военных полигонах. По результатам учений подтверждена действенность системы управления Вооруженными Силами и ее способность функционировать в звене Генеральный штаб — оперативные командования (корпус быстрого реагирования) — бригады, наработан перспективный боевой состав Вооруженных Сил и проверены на практике новые подходы к его применению».

Если эти учения действительно выглядели столь грозно, есть резон пристальней присмотреться к ним. Всего в учебных боях участвовали 9500 военнослужащих, около 2300 единиц вооружения и военной техники, в частности, 36 самолетов, 16 вертолетов, 32 корабля, катера и судна обеспечения. Следует отметить, что ничего масштабнее в украинской армии не проводили долгие годы. Причина банальна: не было денег.

Но, наверное, стоит все же постараться, абстрагируясь от навязчивой рекламы со стороны бывших руководителей военного ведомства, объективно оценить прошедшие учения. Во-первых, по численному составу в «Адекватном реагировании-2011» участвовал воинский контингент, составляющий всего лишь 80 процентов одной-единственной (!) мотострелковой дивизии советского образца. Во-вторых, несколько батальонных и ротных тактических учений, боевых стрельб взводов (в советские времена — обыденность, тогда как сейчас — настоящее чудо для украинских военных, при их повседневном «уровне» боевой подготовки) никак не могут заменить плановой боевой подготовки. Стоит напомнить, что в течение 2011 года в ВСУ были проведены 5 БТУ, 19 РТУ, 75 боевых стрельб взводов. Это ничтожно мало для почти 200‑тысячной армии. В-третьих, непонятно, против кого собираются «адекватно реагировать» наши Вооруженные Силы? Логично предположить, что речь может идти об армиях наших ближайших соседей — России, Турции. Румынии и Польши. Но, об этом даже смешно говорить! Обычный общевойсковой бой при нынешнем уровне боевой подготовки наших военнослужащих и состоянии вооружения и боевой техники наши бригады и батальоны способны выдержать разве что против румын. А ракетных войск, авиации и флота, для «адекватного ответа» (в современном понимании) у нас уже просто нет.

Конечно, личный состав получил хоть какую-то «порцию» боевой подготовки, но при чем здесь «адекватное реагирование»? И зачем так пиарить это заурядное «милитари-шоу»?

Может, чтобы затушевать тревожную обыденность недостаточного уровня боевой подготовки наших офицеров и солдат? В той же «Белой книге-2011» отмечается, что в прошлом году стрельбы из танков выполнены чуть более чем на 80 процентов, из БМП и БТР — на уровне 60‑ти. С вождением боевых машин и того хуже: планы по вождению танков выполнены чуть более чем на 3 процента, вождение БМП и БТР — на 21,2 в силах быстрого реагирования и на 12,2 процентов в остальных частях. А вождение автомобилей даже не планировалось! Налет боевых летчиков в прошлом году составил… 20 часов 34 минуты в силах быстрого реагирования и 18 часов 31 минуту — в остальных авиачастях.

Несколько лучше стала ситуация с наплавом в ВМС. Во многом, благодаря тому, что в марте-апреле 2011 года большой десантный корабль ВМС Украины «Константин Ольшанский» прибыл к берегам Ливии для эвакуации граждан Украины из зоны вооруженного конфликта. Понятно, что жизнь и здоровье любого украинского гражданина бесценны, но, учитывая изначальную нацеленность на максимальную безопасность эвакуируемых (а, значит, и экипажа, который должен был любой ценой избежать попадания в боевую ситуацию), подобную операцию можно было провести с помощью гражданского судна, куда более предназначенного для транспортировки людей. Создается впечатление, что бывшее руководство украинского военного ведомства было просто патологически склонно к неадекватному реагированию на ситуацию.

Каковы же «главные достижения»?

Нельзя не согласиться с Сергеем Рафаиловичем Гриневецким, который обратил внимание депутатов ВР и на социальные проблемы украинских Вооруженных Сил: «Мы считаем, что очень чувствительным остается вопрос социальной защиты военнослужащих и членов их семей, реализации на практике законодательно определенных прав и гарантий в этой плоскости. Думаю, нет потребности сейчас отдельно очерчивать весь комплекс проблем, их существование не вызывает сомнения».

В «Белой книге-2011» отмечается: «С 1 июня 2011 года министром обороны в пределах предоставленных ему полномочий было принято решение о повышении денежного обеспечения путем увеличения размеров ежемесячных премий:

— лицам рядового сержантского и старшинского состава, проходящих военную службу по контракту — с 70 до 125 процентов должностного оклада;

— лицам офицерского состава — с 55 до 90 процентов к окладу.

В результате такого повышения денежное обеспечение лиц рядового, сержантского и старшинского состава военной службы по контракту увеличилось на 19‑24 процентов, офицерского состава — на 11‑14. Однако уровень денежного обеспечения военнослужащих по контракту по сравнению со средней заработной платой по регионам Украины и в дальнейшем остается низким. Так, ежемесячное денежное обеспечение контрактника первого года службы с 1 июня 2011 года составляет 1463 гривень, что почти вдвое меньше средней заработной платы в Украине, и не способствует эффективному вовлечению граждан в Вооруженные Силы и комплектованию их военнослужащими».

Кроме этого, более 45 тысяч военнослужащих и членов их семей находятся в, похоже, недвижущейся квартирной очереди, не решены все вопросы организации питания личного состава срочной службы, размеры пенсий военнослужащим запаса не повышались с начала 2008 года и т. д.

В общем, когда читаешь «Белую книгу-2011», поневоле убеждаешься, что главным достижением высшего руководства нашей страны за последние шесть лет стало уменьшение численности Вооруженных Сил Украины с 245 тыс. до 192 тыс. человек. Достаточно сомнительное достижение.

Надо ли удивляться, что в ходе недавнего исследования Института Горшенина выяснилось, что большинство граждан Украины (68,3 процентов) считают, что сегодня украинская армия не способна защитить нашу страну в случае реальной военной угрозы со стороны других стран. Из них ответ «скорее нет» предпочли 44,9 процентов, «точно нет» — 23,4. Верят в то, что украинская армия на это способна, менее четверти опрошенных (23,4 процента). Из них ответ «скорее да» дали 19,8 процентов, «точно да» — 3,6, затруднились ответить — 8,3.

Хочется верить, что, назначенные на апрель парламентские слушания, инициированные группой небезразличных к проблемам армии народных депутатов, позволят, наконец, перевести в стадию решения болезненные проблемы наших Вооруженных Сил.

Автор: Виталий Саражин, полковник запаса


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту