![]() |
|
![]() |
![]() |
Эта пословица невольно приходит на ум, когда анализируешь развитие нашего Татарбунарского района за последнее десятилетие.
Неотложной проблемой юга Одесской области всегда была нехватка питьевой воды и пресной воды для полива. Поэтому к началу восьмидесятых годов прошлого столетия проектный институт Минводхоза УССР подготовил технико-экономическое обоснование, а позже и технический проект строительства Дунай-Днестровской оросительной системы.
Строительство началось в 1976 году, а уже осенью 1981-го был подписан акт о принятии первой очереди Дунай-Днестровской оросительной системы.
За 1979—1984 годы из водоема Сасыка было выкачано четыре миллиарда кубических метров воды, кратность водообмена достигла восьми, а минерализация воды снизилась почти в десять раз. И все же в 1983—1984 годах в оросительный период минерализация воды составляла 1,2—1,5 грамма на литр.
В 1986 году было начато строительство второй очереди Дунай-Днестровской оросительной системы, и на 1994 год общая площадь орошения составляла уже сорок восемь тысяч триста двадцать пять гектаров в двадцати хозяйствах Татарбунарского, Саратского и Белгород-Днестровского районов, оставаясь с тех пор неизменной. Двадцать девять тысяч сто пятьдесят два гектара, или более шестидесяти процентов оросительной системы, — на территории Татарбунарского района.
Уже через несколько лет эксплуатации оросительной системы подпочвенные воды, которые залегают на глубинах свыше пяти метров, а также влияние Черного моря подняли хлоридно-натриевую минерализацию воды в Сасыке на уровень более трех граммов на литр. Содержание натрия и кальция значительно превышает допустимые величины. Сейчас эта вода практиче-ски по всем показателям превышает допустимые нормы почти втрое и является не пригодной ни для полива, ни для ведения рыбного хозяйства.
Вот такая ситуация сложилась на сегодняшний день.
А что же представлял собой лиман Сасык до сооружения Дунай-Днестровской оросительной системы? До 1958 года связь с морем осуществлялась через прорвы (промоины) в песчаной косе во время весенних и зимних штормов, а начиная с 1958-го, до отделения дамбой, Сасык был постоянно связан с морем и являлся для жителей Татарбунарского района благодатным уголком. Здесь хватало работы многочисленным рыбакам, а в санаторий на берегу Сасыка приезжали тысячи людей на оздоровление грязями. В теплые летние дни от просоленного воздуха пахло морем. Регион процветал…
Проблема Сасыка поднималась на уровне облгосадминистрации, а после проведения социальной акции в августе 2008 года было решено принять за основу идею о роздамбовании водохранилища Сасык и исключении его из состава Дунай-Днестровской оросительной системы из-за высокого содержания в его воде натрия и кальция.
Но воз и ныне там, а мертвый Сасык разносит в окружающую среду смрад от погибшей рыбы и микроорганизмов, вода «цветет» и подмывает берега. Рыба из Сасыка не соответствует стандартам по содержанию в ней тяжелых металлов и заражена большим количеством инфекций. Экологическое состояние водоема вызывает не только обеспокоенность ученых, но и провоцирует социально-экономические проблемы из-за отсутствия средств и нежелания властей роздамбовать Сасык.
Несмотря на огромные вложения денег в этот проект, Дунай-Днестровская оросительная система уже более пятнадцати лет не работает и является основной базой хищения металла в нашем районе.
Сначала местные «металлисты» растащили гидранты, а теперь за дело взялись «уважаемые старатели с мандатами», которые на промышленной основе, с помощью современной техники выкапывают трубы и превращают их в «живые» деньги для собственных карманов, о чем уже рассказывалось в статье «Татарбунарская Аляска и предвыборная свистопляска» (см. «Юг» за 18 февраля).
Складывается довольно парадоксальная ситуация: с одной стороны, в Татарбунарском районе на полях Дунай-Днестровской оросительной системы под землей находятся пятьсот двадцать восемь километров труб, а вместе с татарбунарской оросительной системой девятьсот километров толстостенных металлических труб большого диаметра (от пятисот тридцати до тысячи двухсот двадцати миллиметров), что является большим богатством, а с другой — из-за бесконтрольности и попустительства местной власти уже десять процентов из них выкопаны и отправлены на металлолом буквально за два месяца.
При этом значительные — многомиллионные! — убытки были причинены местным громадам и конкретным жителям, особенно села Дивизия, на чьих землях и паях были проведены эти грабительские раскопки.
Во-первых, у них украли трубы на десятки миллионов гривень. Во-вторых, значительно снизили плодородие почв, смешав гумусный слой земли с материнской породой. В-третьих, существенно уменьшили стоимость паев в случае их продажи.
В разговоре с председателем Дивизийского сельского совета Романом Яковлевичем Мангулом выяснилось, что инициатива провести демонтаж труб на полях их внутрихозяйственной оросительной системы исходила от него. Для реализации этой программы даже в Болградский район ездил, чтобы перенять опыт по проведению тендера на демонтаж труб. А потом созвал сессию, на которой было принято соответствующее решение (правда, неизвестно, получил ли он разрешение на демонтаж если уж и не от всей громады, то хотя бы от владельцев паев с кадастровыми номерами).
Но решение сессии о демонтаже труб в пределах Дивизийского сельского совета просуществовало недолго: его отменили «под нажимом звонков «сверху», а трубы с ноября 2011 года по январь 2012-го «благополучно» разворовали, несмотря на то, что, по словам председателя сельсовета, он четыре раза информировал вышестоящие инстанции о кражах.
Но не известно, удовлетворит ли владельцев паев с украденными трубами и всех жителей села Дивизия этот «бизнесовый результат развития села», как и не известно, сохранят ли они доверие к своему председателю сельского совета после таких «прогрессивных реформ»? И не такое ли «реформирование» перед выборами в Верховную Раду имеет в виду Президент Украины Виктор Федорович Янукович, меняя своих министров из-за медленного его проведения?
На память приходит история пятнадцатилетней давности, когда от Тарутино до Татарбунар лежал разложенный на полях полный комплект новых газовых толстостенных труб высокого давления для строительства давно ожидаемого газопровода, а остаток труб, для Татарбунарского района, был сложен штабелями у села Баштановка. И что же произошло под жгучим солнцем Бессарабии? Эти трубы за несколько лет «растаяли и испарились», так что и следа от них не осталось.
…Очень уж любят в Татарбунарском районе трубы и трубопроводы наши «металлисты». Уже и до недостроенного татарбунарского водовода добрались: из-за отсутствия его финансирования в течение последних трех лет сейчас снимают все, что сверху лежит — люки, крышки, вантузы и задвижки на колодцах, а там, глядишь, через несколько лет, как будет покончено с оросительными системами, серийные «старатели» подтянутся и за этими трубами… Вот только не грозит ли «труба» всему нашему району без воды и без надежды?
Видимо, это судьба у нас такая — быть бедными. Если, конечно, не объединимся и не сформируем в районе общественное мнение и не докажем, что мы — не быдло, которое могут легко обманывать чиновники, а хозяева и этой земли, и закопанных в ней труб…
Очень хочется верить, что через несколько лет у наших детей в Татарбунарском районе не будут спрашивать: «И чего ж вы такие бедные?», а они не будут дружно отвечать: «Потому что дурные наши родители…».
P.S. Как сообщил начальник Татарбунарского РО УМВД Украины в Одесской области полковник А. Токарь, вся техника, которой велись раскопки и транспортировка труб в Сарату, арестована, а также возбуждено два уголовных дела по факту кражи труб из оросительных систем нашего района.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |