ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Курс на сближение
14.03.2012 / Газета: Деловая Одесса / № 9(451) / Тираж: 16000

Общие черты интеграции в Европейский Союз Украины и ее близких соседей стали темой интересного обсуждения на Национальном конвенте Украины относительно ЕС, проходившем в Одессе. В своем выступлении Генеральный консул Турецкой республики в Одессе Хюсейн Эргани отметил, что наши страны идут идентичными путями, и опыт обеих крайне полезен друг для друга.

Долгий путь на Запад

Увы, пока у нас больше отличий в процессе продвижения в Европу, чем общего. Как известно, Турция нас несколько опережает в этом процессе. Она изъявила желание стать членом Европейского экономического содружества еще в 1959 году, когда 20 сентября подала первую заявку на вступление в качестве ассоциированного члена. Это стремление реализовалось 12 сентября 1963 года. Вторую заявку на вступление в ЕС Турция подала 14 апреля 1987 года, причем 18 декабря 1989 года Европейская комиссия признала за ней право на принятие, но отложила рассмотрение заявки.

«Мне особо интересно поделиться своими взглядами и идеями с украинской стороной относительно интеграции в европейское сообщество, — сказал в своем выступлении г-н Эргани. — Длинный путь Турции в европейскую интеграцию начался с усилий, направленных на модернизацию еще в конце 19 века. В тот момент все современное было в основном монополизировано и представлено европейскими странами. Мы много работали в этом направлении. И нормализовали наши отношения с Европейским Союзом, подписав ассоциативное соглашение с европейскими сообществами. С того времени Турция развивала эти взаимоотношения на разных уровнях, и сейчас наша экономика интегрирована в европейскую. Произошло это благодаря вступлению 1 января 1996 года в таможенный союз. На данный момент мы являемся страной-кандидатом во вступление в ЕС, и Турция ставит себе это конечной целью, несмотря на некоторые политические барьеры, которые существуют со стороны некоторых страна Евросоюза».

Непоследовательную позицию ЕС относительно Турции демонстрирует тот факт, что уже на Люксембургском саммите 13 декабря 1997 года стране отказали в предоставлении статуса кандидата на вступление в ЕС, что вызвало бурный протест ее граждан, и 10 декабря 1999 года на Хельсинском саммите в конечном итоге этот статус за Турцией признали.

Переговоры же о вступлении государства в состав ЕС начались в октябре 2005 года. Тогда аналитики предположили, что пройдет, по крайней мере, 10 лет прежде, чем будет принято окончательное решение. Специалистами был разработан план из 35 пунктов, который предполагал проведение ряда реформ, направленных на либерализацию политической, экономической и культурной жизни страны. Только выполнение всех указанных условий делает возможным полноценный диалог на равных между Турцией и странами ЕС. Приблизить страну к европейским стандартам жизни — основная цель намеченных преобразований.

Украина как фактор трансформации

Сотрудничество Турции и ЕС уже давно стало всесторонним, чего нельзя пока сказать об Украине. Несмотря на тот факт, что наша страна после получения независимости также признала интеграцию в ЕС своей основной внешнеполитической задачей, но из-за многих факторов прогресс в 90-е годы прошлого столетия в этой сфере был не столь интенсивны, как того требовали обстоятельства. Экономика реформировалась слишком медленными темпами, а власти не спешили идти согласно задекларированному курсу. Периодические кризисы сотрясали украинскую экономику, преграждая стране «европейский» путь.

Тем не менее, совсем остановить начатый процесс было уже невозможно. Краеугольным камнем проекта «Украина — ЕС» стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 14 июня 1994 года. Принятие Общей стратегии ЕС относительно Украины 10 декабря 1999 года также ознаменовало собой новый этап в украино-европейских отношениях. Однако украинцы решали собственные про блемы, с острыми ситуациями столкнулась и сама Европа...

В конце прошлого года заместитель министра иностранных дел, глава делегации Украины на переговорах с ЕС о Соглашении об ассоциации Павел Климкин заявил, что вступление Украины в Европейский Союз приведет к пересмотру самих основ существования Евросоюза. Он подчеркнул, если в ЕС вступят Украина и Турция, то должна быть пересмотрена политика регионального выравнивания, причем не только с точки зрения распределения ресурсов, — эта политика должна быть преобразована концептуально.

Для многих европейцев вступление Турции в Евросоюз было бы нежелательным. Европейцы с настороженностью относятся к мусульманской стране, чуждой их культурным ценностям. Этого нельзя сказать о политиках, которые в первую очередь оценивают возможные выгоды для Содружества, но на всякий случай, защита от прослушивания в их кабинетах установлена. Армия Турции в НАТО — вторая по численности. К тому же, страна довольно влиятельна на Ближнем Востоке, что могло бы значительно укрепить международный статус ЕС.

Почему с турками лучше дружить?

Но при всем определенном нежелании брать Турцию в близкие друзья, европейская сторона тоже раздувает, как бы ни наломать дров в этом процессе. Ведь стратегически выгоднее привлечь турков на сторону европейского сообщества, чем дать им сблизится с Востоком.

В европейских странах проживает немало число турецких эмигрантов. Они предпочитают объединяться в общины по национальному признаку. И при этом не спешат перенимать европейский способ жизни. На западе полагают, что включение Турции в Евросоюз значительно облегчило бы интеграцию этих людей в западное общество. В одном из недавних интервью премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган прокомментировал данную ситуацию. Он заявил, в частности, что страна не намерена отступать от намеченного пути сближения с Европой. Это может случиться только в случае нежелания всех стран ЕС видеть Турцию в своем составе. Также Эрдоган подчеркнул, что в мире сложилась грустная тенденция отождествления ислама с терроризмом, а это, в свою очередь, ведет к развитию исламофобии. На сегодняшний день Еврокомиссия настоятельно рекомендует Турции продолжать проведение реформ, направленных на утверждение прав человека; ограничить приток рабочей силы в Европу; изменить законодательную базу в отношении налогообложения и улучшить положение профсоюзов; обеспечить беспрепятственное функционирование СМИ. «Наша страна немало получила от процесса вступления в ЕС. Мы реформировали свое законодательство, сделав упор на защиту прав человека в нашей стране. Мы также использовали определенные демократические практики, усовершенствовали свое законодательство, улучшили условия тюремного заключения в нашей стране. В результате чего количество исков по отношению к Турции значительно снизилось», — подчеркнул Хюсейн Эргани.

Неужели нам принадлежит ключевая роль

Есть определенны козыри в этой игре и у Украины. Так, недавно президент Европарламента Мартин Шульц во время встречи с делегацией Национального союза журналистов Украины в Брюсселе назвал отношения с Украиной очень важными для ЕС. «Радио Свобода» процитировало его слова: «Глубокая и всесторонняя торговая сделка

между ЕС и Украиной в рамках соглашения об ассоциации является для нас очень важным пунктом, как с экономической точки зрения, так и со стратегической точки зрения, и с точки зрения поставок энергетических ресурсов в ЕС».

По словам Шульца, в европейской политике соседства Украина играет в регионе Черного моря ключевую роль.

«Это действительно стратегический партнер для ЕС. Сотрудничество между нами и Украиной является очень важным», — добавил глава Европарламента.

Несмотря на все трудности, ни одна из стран от намеченного пути отказываться не намерена. Турки упорно идут к намеченной цели, да и каждый второй украинец поддерживает вступление Украины в Европейский Союз. Об этом свидетельствуют результаты последнего социологического опроса Центра Разумкова. И как отметил Генеральный консул Турецкой республики в Одессе, большую роль в продвижении в Европу играет участие регионов. Ведь вместе двигаться к общей цели куда легче, чем поодиночке. «Как и Турция, Украина находится на пути пересечения важнейших транспортных коридоров, она имеет огромный научный багаж, здесь много молодых перспективных работников. Поэтому у страны есть огромный потенциал развития, — подчеркнул Хюсейн Эргани. — Что касается нашего сотрудничества, то мы наладили очень хорошие связи на разных уровнях, и развиваем их. Уже закончились переговоры между нашими странами о визовом режиме, и переговоры о ведении свободной торговли». Так что, пока Европейский Союз раздумывает, брать ли ему в друзья Турцию и Украину, страны идут на сближение во многих вопросах, и решают их, постепенно изменяя политико-экономическую ситуацию. И посему ЕС придется принимать свои решения куда динамичнее, чем раньше, чтобы не упустить возможность контролировать ситуацию.

Автор: Олеся ОЗАРИНСКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту