![]() |
|
![]() |
![]() |
Недобросовестные члены кооператива фактически сделали заложниками тех, кто вовремя и сполна заплатил за подключение к газу. Они были вынуждены зимовать в чрезвычайных условиях: рассчитывая на газовое отопление, многие развалили печки, работающие на твердом топливе. И вот весна «растопила» временно «замороженный» конфликт. Заказчики опять готовы к решительным акциям протеста, тогда как подрядчик продолжает стоять на своих прежних позициях.
Упрямство — не способ решения проблемы. Подрядчик не хочет применять персональный подход — он ждет «колхозного» решения проблемы. И в этом — его ошибка. Люди недовольны в первую очередь тем, что не видят конечного результата — газа в своих домах. Если бы фирма подключила первые 86 домов, собственники которых полностью рассчитались, это был бы лучший сигнал для всех остальных. Люди потянулись бы за положительным примером, и процесс пошел бы гораздо быстрее. К сожалению, вместо компромисса продолжается твердолобое обоюдное противостояние.
Осенью прошлого года мы рассказали о «газовой войне» в селе Лиманское. В Ренийском районе оно долго оставалось последним населенным пунктом, где не было природного газа. В 2010 году, наконец, долгожданный газовый факел вспыхнул и здесь. Дальнейшая газификация Лиманского потребовала финансового участия каждого сельского домохозяйства, и люди объединились в кооператив. В роли подрядчика выступила фирма «Спецбудпроект» (г. Бобровица Черниговской области). Однако вскоре между заказчиками и подрядчиком разгорелся серьезный конфликт. Селяне обвинили производителей работ в том, что они затягивают выполнение своих обязательств, а руководство фирмы в свою очередь заявило, что кооператив не оплачивает в полной мере строительство «уличных» газопроводов.
Конфликт «растопила» весна
Противостояние обострилось до такой степени, что жители Лиманского решили провести акцию протеста — перекрыть проходящую через село железную дорогу. Работникам милиции удалось предотвратить незаконные действия людей, однако «паровой котел» протестного движения грозил взорваться в любой момент. Урегулировать ситуацию попытались Ренийская райгосадминистрация и районное газовое хозяйство. При их участии в конце октября 2011 года противоборствующие стороны достигли компромисса, и появилась надежда на то, что темпы газификации села будут ускорены…
С тех пор прошло почти пять месяцев, но проблема лишь усугубилась. Селяне были вынуждены зимовать в чрезвычайных условиях: рассчитывая на газовое отопление, многие развалили печки, работающие на твердом топливе. И вот весна «растопила» временно «замороженный» конфликт. Заказчики опять готовы к решительным акциям протеста, тогда как подрядчик продолжает стоять на своих прежних позициях.
Тут не обойтись без краткой предыстории вопроса. Общая стоимость газификации Лиманского — 3 миллиона 400 тысяч гривень. Сумма для села большая, и чтобы минимизировать финансовый взнос от каждого дома, эту сумму надо было разделить на как можно большее количество заказчиков. Лиманцы решили создать кооператив из 562‑х человек, каждый из которых обязался внести на строительство подводящих газопроводов 6 тысяч 50 гривень (предоплату установили в размере 2‑х тысяч). Эти цифры были зафиксированы в индивидуальных договорах между подрядчиком и каждым членом кооператива.
Когда работы шли полным ходом, выяснилось, что жители села — очень недобросовестные «акционеры». Во время первой встречи с автором этих строк председатель кооператива Иван Белалы привел следующие данные. Для осуществления газификации объединились не 562, а 394 человека (на сегодняшний день 343 — А. П.), однако лишь 214 человек внесли 100‑процентный денежный взнос, 126 заказчиков ограничились предоплатой или заплатили менее 2 тысяч гривень, а 54 человека не внесли ни копейки! Это привело к тому, что дисциплинированные члены кооператива оказались перед необходимостью увеличить сумму своего долевого участия, то есть, платить в буквальном смысле «за себя и за того парня».
Разумеется, при такой арифметике подрядчику просто не хватило денег, чтобы уложиться в плановые сроки сооружения «уличных» газопроводов. Тем не менее, фирма потратила сотни тысяч гривень за счет собственных оборотных средств и построила в общей сложности 23 километра газовых сетей. На этом успехи закончились — заказчики как были без газа, так и остаются без него по сей день…
«Это не по понятиям»
— Знаете, я работал в разных регионах Украины, но такого бардака и таких «тяжелых» людей, как в Лиманском, не видел нигде, — признается генеральный директор ООО СП «Спецбудпроект» Дмитрий Швытай. — Они упорно не хотят платить за выполненную работу, но зато активно «качают права» и угрожают новыми акциями протеста с блокированием железной дороги, привлечением телевидения и т. д. Ну, не я же виноват в том, что в селе так мало добросовестных участников кооператива, и теперь сумма их долевого участия подскочила с 6‑ти до 10‑ти тысяч гривень! В настоящее время они должны нашей фирме 1 миллион 700 тысяч гривень! Кроме того, нам не заплатили 150 тысяч гривень за цокольные вводы и 80 тысяч — за обвязку. Таким образом, общая сумма долга жителей села за газификацию достигает 1,9 миллиона гривень. Это при том, что ради окончания строительства «уличных» газопроводов мы выложили 400 тысяч гривень из собственного кармана. Кстати, за прошедшее время цены изменились, тогда как общая стоимость реализации проекта осталась прежней. К примеру, когда мы начинали работать в Лиманском, солярка стоила 5,5 гривень за один литр, а сейчас — 10 гривень. Но кого это волнует? Сегодня я не могу заплатить гостехнадзору за прием газопровода в эксплуатацию, поскольку не платят мне.
Знаете, что меня удивляет больше всего? Люди купили на зиму по 3‑4 тонны угля! Тонна угля стоит сегодня 2 тысячи гривень. Вот и посчитайте, какие деньги были выброшены на твердое топливо. Понимаю — надо было как-то топить. Я другого не понимаю: почему «неплатежеспособные» лиманцы смогли найти по 6‑8 тысяч на уголь, но не смогли найти эти же деньги на газификацию? Абсурд! В итоге на данный момент к пуску газа полностью готовы лишь 100 домов.
Сегодня жители села пишут на меня жалобы во все инстанции, и из-за этой писанины мы потеряли полтора месяца. И чем больше я иду на уступки, тем больше наглеют мои клиенты. Они то ли не понимают, то ли не хотят понять, что времена советской халявы давно закончились — за все надо платить. Государство и так, по сути, подарило Лиманскому магистральный газопровод — его протянули за бюджетные деньги. Но газ в частном доме — другое дело. Блага цивилизации бесплатными не бывают. Средняя цена газификации жилья (вместе с подводящими трубами) составляет около 25 тысяч гривень. Да, дорого. Но, во-первых, эта цена не из пальца высосана, а, во-вторых, никто никого силой не заставляет переходить на газ. Хотите газ — платите. Не хотите или не можете платить — топите углем. Но начать газификацию, а потом не рассчитываться за работу… Это не по понятиям.
— Главная проблема заключается в том, что господин Швытай желает получить все и сразу, — считает сельский голова Лиманского Марьяна Топалы. — Действительно, среди членов кооператива оказалось много недобросовестных людей, и все же более 200 заказчиков заплатили всю предусмотренную договором сумму — по 6 тысяч гривень. Теперь они вынуждены доплачивать еще по 4 тысячи. Ладно, деваться некуда. В результате была достигнута договоренность: Швытай дал кооперативу гарантийное письмо, в котором пообещал, что он начнет подключать к газу тех, кто на 100 процентов оплатил свое долевое участие плюс дополнительно заплатил те самые 4 тысячи. Надо учитывать, что среди заказчиков есть такие, которые полностью оплатили смету еще в августе прошлого года, но монтаж газового оборудования у них не сделан до сих пор. Естественно, эти люди совершенно справедливо возмущаются и требуют подключения к газу! Почему они должны страдать из-за нерадивых односельчан? Однако Швытай отказывается соблюдать условия своего же гарантийного письма — до индивидуального подключения дело так и не дошло.
Где же индивидуальный подход?
— Абсолютно согласен с Марьяной Александровной, — продолжает председатель кооператива Иван Белалы. — 11 февраля состоялось собрание кооператива, рассматривались вопросы его закрытия и расчетов между подрядчиком и каждым заказчиком в отдельности. Не будем забывать, что каждый член кооператива подписал с фирмой индивидуальный договор. Значит, должен быть и индивидуальный подход — это подтвердит любой юрист. И гарантийное письмо «Спецбудпроекта» вроде бы вернуло ситуацию в правовое поле (к слову, копии этого письма получили сельсовет и райгосадминистрация). Мы признали, что наш совокупный долг перед подрядчиком составляет 1,7 миллиона гривень, и каждый участник кооператива должен доплатить по 4 тысячи. Подрядчик со своей стороны пообещал обеспечить пуск газа в 100 домов, тем более что в 86‑ти из них монтаж уже готов.
Но гарантийное письмо осталось просто бумажкой. Швытай продолжает ставить условия по принципу «утром — деньги, вечером — стулья», то есть, требует, чтобы мы сразу заплатили 1,7 миллиона за построенный «уличный» газопровод. И нужно честно сказать о том, что здесь есть взаимная вина. На сегодняшний день лишь 263 заказчика заплатили по 5‑6 тысяч и более. Если теперь распределить всю денежную нагрузку на них — как на самых добросовестных — то 1,7 миллиона придется разделить на 263, и сумма доплаты опять увеличивается. Конечно, это — не проблема Швытая. Это — проблема самого кооператива.
Возникает вопрос: что делать с теми, кто не оплатил подводящие газовые сети в полном объеме? В подобных случаях давно действует следующий порядок: если недисциплинированные плательщики, наконец, надумают подключиться к общей трубе, то они должны будут компенсировать «старым» членам кооператива их расходы. Однако «старые» члены не хотят нести на себе лишнюю обузу. Их логика понятна: пусть фирма разбирается с каждым отдельно. Мол, мы заплатили сполна — мы должны получить газ. Кто не заплатил — тот не получит. Вот и все.
Короче говоря, подрядчик не хочет применять персональный подход — он ждет «колхозного» решения проблемы. И в этом — его ошибка. Люди недовольны в первую очередь тем, что не видят конечного результата — газа в своих домах. Если бы фирма подключила первые 86 домов, о которых я упоминал, то это был бы лучший сигнал для всех остальных. Люди потянулись бы за положительным примером, и процесс пошел бы гораздо быстрее. К сожалению, вместо компромисса продолжается твердолобое обоюдное противостояние.
— Я понимаю и позицию людей, и позицию подрядчика, — комментирует первый заместитель главы Ренийской райгосадминистрации Вячеслав Мамалыга. — И все-таки Швытай не прав в большей степени — он ничего не выиграет от своего упрямства. Если есть индивидуальный договор, и человек заплатил деньги по этому договору, то ему надо дать газ. А сегодня «Спецбудпроект» даже не передает газопровод газовому хозяйству. Наверное, боится, что не сможет «отбить» свои деньги. Как бы то ни было, нужно садиться за стол переговоров, смотреть друг другу в глаза и решать проблему. Вполне возможно, что гарантом может выступить «Одессагаз». Думаю, фирма из Черниговской области вряд ли получила бы заказ на юге Одесчины без согласия «Одессагаза». Вот и пусть наш областной монополист гарантирует выход из положения. В любом случае выход давно пора найти.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |