ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
От позиции сельского совета зависит многое
17.03.2012 / Газета: Час пик / № 12(567) / Тираж: 5000

Александр Дилейко: «Как и сотни моих односельчан, я уверен, что даже в нынешней обстановке населенные пункты Кировского сельсовета записывать в депрессивные преждевременно. Еще есть реальная возможность улучшить ситуацию. И немало здесь зависит от личности и позиции председателя сельского совета».

Когда, через 12 км после Коминтерновского, сворачиваешь с трассы Одесса-Вознесенск на село Кирово, начинаешь понимать, что такое «депрессивные населенные пункты» в нашем современном украинском понимании. Правда, начинаешь это понимать не сразу, а через два-три километра от развилки. Ямы, ухабы, воронки… Как после артобстрела! Они настолько плотно покрывают дорогу, что лишь опытный водитель может без ущерба для здоровья собственного и своего «коня» преодолеть этот путь. Тягостное впечатление производят и замусоренные лесопосадки вдоль дороги, ведущей в когда-то одно из наиболее перспективных сел Коминтерновского района…

Местная птицефабрика, как могла, сопротивлялась мощным разрушительным силам «самостийности». Но, увы, сейчас, в основном, развалины напоминают о комплексе, где выращивалось более 6 миллионов кур, за год сдавалось 6‑6,5 тысяч тонн мяса, ежедневно в Одессу отправляли 25 тонн птицепродуктов. Сейчас же на все село — около полутора тысяч кур, 300‑400 уток, несколько десятков коров (население — 1600 человек).

В состав Кировского сельского совета входят еще два села: Онисково и Ставки, которых нынешняя разруха коснулась еще больше. Стоят опустевшие хаты, доживают свой век старики, изредка увидишь молодого человека. А ведь в селе Онисково когда-то действовало крупнейшее плодоовощное хозяйство, продукцию которого отправляли не только по всему бывшему СССР, но и за границу. Сейчас лишь остатки вырубленных садов и кустарников напоминают об этом «совдеповском» времени.

А Ставки?..

Когда-то процветающий населенный пункт, имевший мощный мехотряд, животноводческие фермы, входившие в состав не менее процветающей Кировской птицефабрики, ныне представляет собой воистину жалкое зрелище. Тут и там виднеются разрушенные хаты, единственное двухэтажное многоквартирное жилое здание (строили раньше здесь и такие) вполне может служить декорацией для съемки фильма о трущобах конца XIX‑го и начала ХХ‑го веков.

Естественно, развал птицефабрики не мог не сказаться на социальном и экономическом положении сельчан. Скрытая безработица, случайные заработки, мелкие кооперативчики по забою птицы, массовый выезд тех, кто покрепче и помоложе из этих сел в город — вот реалии некогда процветавшего края.

По заданию редакции еду в Кирово. Дело в том, что здесь 18 марта, на внеочередных выборах, местные жители будут определяться с кандидатурой председателя сельского совета. А одним из наиболее перспективных претендентов на пост Кировского мэра является член Народной партии Александр Дилейко.

Этот подтянутый худощавый 56‑летний мужчина прошел непростой жизненный путь. Начинал трудовую деятельность в 18 лет трактористом. Затем работал на различных должностях — от инженера машинно-тракторного парка до заместителя начальника районного управления сельского хозяйства и руководителя сельхозпредприятия. И от выполнения своего долга перед Родиной не увиливал: отслужил срочную в спецподразделении правительственной связи. Увольнялся старшиной с офицерской должности начальника радиостанции. Заочно закончил Одесский сельхозинститут, получил квалификацию ученого агронома.

Честно скажу, насмотревшись на местные «достопримечательности», я, не удержавшись, задал Александру Анатолиевичу не совсем корректный вопрос о причинах, побудивших его, высококлассного специалиста, баллотироваться на должность сельского головы — на должность, которая, при нынешнем положении дел в Кировском сельском совете, кроме головной боли и небольшой зарплаты, ничего не сулит.

— Дело в том, — ответил мой собеседник, — что с 1981 года, то есть, уже более 30 лет я живу в Кирово — оно стало для меня и моей семьи родным. С этим селом у меня связаны лучшие годы моей жизни, на местной птицефабрике я начинал свою трудовую деятельность строителем, получил опыт производственной, административной и руководящей работы. Здесь я женился, здесь родились мои дети (Оля и Максим), внук Ярослав. И, несмотря на все то, что сделали последние годы с нашим селом, место жительства менять я не собираюсь. Как и сотни моих односельчан, я уверен, что даже в нынешней обстановке населенные пункты Кировского сельсовета записывать в депрессивные преждевременно. Еще есть реальная возможность улучшить ситуацию. И немало здесь зависит от личности и позиции председателя сельского совета.

— Довольно смелое заявление. И вы видите пути возрождения сел, входящих в состав Кировского сельсовета?

— Конечно, и они изложены в моей программе. Коренная проблема и Кирово, и Онисково, и Ставков — безработица. В селах работы нет, выживают, кто как может. У кого больше сил и есть корма, содержат коров, свиней, птицу. Молоко, мясо, яйца продают либо в Кирово по понедельникам и пятницам (в базарные дни), либо везут на рынок в райцентр. Расходы на проезд перекрывают значительную часть прибыли от продажи произведенной сельхозпродукции. Часть наших сельчан работает в Одессе и райцентре вахтенным методом (на рынках, в охране и т. д.). Кстати, и моя дочь Оля посуточно работает медсестрой в Коминтерновской районной больнице.

Сказать, что люди опустили руки, нельзя. Во всех трех селах еще сохранился кадровый потенциал, который позволил бы обеспечить классными специалистами как возрожденную птицефабрику, так и другие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия на территории сельсовета. Возьмем, к примеру, птицефабрику. Несмотря на то, что грабили ее нещадно, инфраструктура, практически, сохранилась. Беда в том, что нынешний владелец ведет себя как «собака на сене» — и сам не возрождает производство, и не дает этого делать другим. И тут от принципиальной позиции сельского совета зависит многое.

Другой пример. В «дозастойные» и совсем «застойные» советские времена функционировал в Онисково плодосовхоз. На сотнях гектаров земли выращивались яблоки, персики, вишня, черешня, клубника, малина, смородина и т. д. Причем, количество и качество продукции были такими, что ежедневно в сезон на Крайний Север, в Москву, в другие крупные города СССР отправлялись тонны, десятки тонн фруктов и ягод. В совхозном питомнике выращивали саженцы плодовых деревьев и винограда, которые пользовались неизменным спросом не только в Одесской области, но и далеко за ее пределами. На полную мощность работал консервный цех, выдавая «на гора» экологически чистые соки, компоты, другие плодовые и овощные консервы. И жители Онисково были зажиточными. Село, несмотря на то, что находится на отшибе, считалось перспективным, строились не просто дома, а целые улицы. Параллельно с основной продукцией, совхоз занимался также животноводством, здесь также работал откормсовхоз, было свое зерно, и т. д. А сейчас люди перебиваются случайными, в основном, сезонными, заработками. И о возрождении садоводства в селе, где почти каждый имеет опыт выращивания фруктовых деревьев, виноградников, ягодников, речь вообще не идет. А ведь одной из проблем возрождения садоводства в Украине как раз и называют отсутствие необходимых специалистов. Уверен, что и тут сельский совет может сделать многое для поиска инвестора с целью возрождения традиционного для Онисково производства.

А появится в селах работа, сразу улучшится благосостояние наших жителей, остановится отток работоспособного населения. Да и в местный бюджет пойдут отчисления, что позволит решить многие проблемы наших населенных пунктов.

— Александр Анатольевич, насколько мне известно, в бытность свою главным агрономом Кировской птицефабрики, вам удавалось добиваться высоких урожаев зерновых (было и более 50 центнеров с гектара, а гречки — 20 центнеров). Не поэтому ли в своей программе вы ставите земельные проблемы на одно из первых мест?

— У нас, действительно, очень благодатная земля. При бережном отношении к ней она способна прокормить не только население страны. Но, я считаю, что в нашем сельском совете крайне необходимо провести срочную и полную инвентаризацию земли и имущественных паев. Разобраться во всех связанных с этим проблемах.

Приведу лишь один пример. В свое время на землях села Онисково был расположен совхоз-завод. Причем, поскольку в совхозе земли было относительно немного, то земельный пай оказался около 4 га. Часть бывших работников хозяйства получила в частную собственность пашню, а часть (несколько десятков человек, в большинстве своем люди преклонного возраста) — участки на территории бывших садов, т. е, грубо говоря, получили они сплошные пни. Даже те, кому достались не пни, а старые, но еще плодоносившие деревья, обеспечить необходимый уход за ними не имели сил, и не столько физически, сколько финансово. А выкорчевывание бывших садов обходится, по мнению специалистов в такую сумму, что ее «потянет» далеко не каждый житель — тем более, села, ставшего нищим. Таким образом, имея земельный пай, часть онисковцев уже более 10 лет ничего от него не получают. Жители села благодарны вашей газете, которая на своих страницах уже поднимала эту проблему. Думаю, что сельский совет, при желании, сможет добиться выделения необходимых средств на рекультивацию этих 300 гектаров. Или взять еще один вопрос. Ныне коровы из хозяйств жителей наших сел выпасаются на захламленных, забитых бытовым мусором, землях. Я считаю, в интересах всей громады необходимо восстановить пастбища.

И таких вопросов в земельных отношениях, которые требуют скрупулезного и прозрачного рассмотрения — немало.

— В своей программе вы поднимаете ряд вопросов, связанных с совершенствованием инфраструктуры населенных пунктов Кировского сельского совета…

— Да, и, прежде всего, речь идет о необходимости реконструкции и строительства сетей водоснабжения наших сел, бурения артскважин, строительства водонапорных башен. Кардинально решить эти проблемы и добиться прозрачности в оплате за водопотребление удастся только при стопроцентном заключении договоров с потребителями.

Теперь о дорогах. Вы проезжали по дороге от трассы до Кирово. Не лучше и дорога до Онисково. А уж до Ставков, я его называю не иначе, как сиротой, добраться в распутье просто невозможно. Я понимаю, что в одночасье привести в божеский вид то, что приходило в негодность годами, просто невозможно. Тем более, когда идет речь о дорогах, ремонт которых требует немалых средств. Но сельский совет не имеет права бездействовать. Там, где не хватает своих денег, надо выходить на районный, областной уровни. Надо решать также вопросы освещенности наших улиц в ночное время, благоустройства и озеленения сел и еще многое другое.

— Говоря о социальных проблемах, вы в своей программе особенно настаиваете на необходимости закрепления в селах молодежи…

— Да, и тут, кроме создания рабочих мест, особое значение имеет работа школ, детских садиков, клубов. Планирую, в случае своего избрания, найти средства для оборудования детсадика в селе Ставки, ремонта сельских клубов в Онисково и Ставках. Требует оживления и работа Дома культуры в Кирово.

Требуют решения также (естественно, в соответствии с действующим законодательством) вопросы заселения молодыми семьями пустующих квартир и домов.

Да, действительно, новому Кировскому сельскому голове предстоит сделать многое. И только от избирателей Кирово, Онисково и Ставков зависит правильный выбор.

Автор: Беседовал Виталий Славин


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту