![]() |
|
![]() |
![]() |
«В ходе текущей сессии ВР был оглашен депутатский запрос к КМУ народного депутата С. Гриневецкого о ситуации по оценке потенциальных углеводородных ресурсов Одесчины и перспективах их освоения. Перспективы открытия на территории области месторождений углеводородов достаточно реальны. Однако дальнейшее проведение работ сдерживается отсутствием общей оценки потенциальных ресурсов региона. Учитывая это, народный депутат предлагает провести корректировку прогнозных ресурсов углеводородов в области на основе существующей базы информации и рассмотреть вопрос упрощения порядка выдачи разрешений на изучение недр субъектам хозяйствования».
«Час пик» (№9(563) от 26 февраля 2012 г.)
А теперь давайте задумаемся: если специалисты выдвинули наш регион вровень с Западной Сибирью и Предуральем, думаю, даже несведущий человек сможет себе представить, каким потенциалом обладает Одесская область — в том числе, и как кладовая нефти и газа.
Взяться за перо нас заставило короткое сообщение в газете «Час пик» (цитируем его отдельно). Согласно этой информации, народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, бывший губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий обратился в Правительство с требованием серьезно заняться изучением запасов полезных ископаемых в нашей области.
Нас, как специалистов достаточно хорошо знакомых с проблемой освоения недр нашей страны, эта информация порадовала. Прежде всего потому, что Сергей Гриневецкий озвучил ее как представитель Комитета Верховной Рады, отвечающего за вопросы национальной безопасности. А то, чем располагают наши недра, как раз и является предметом, прямо или опосредованно отвечающим национальным интересам, способным, прежде всего, обеспечивать энергетическую безопасность страны…
Так и захотелось воскликнуть: «Пора открывать одесский сундук!». И, должны заметить, в этом «сундуке» — несметное количество ценностей. Ценностей, о которых серьезное представление, увы, имеют лишь узкие специалисты, достаточно долго изучавшие данный вопрос. Но для большинства же граждан — «тайна сия великая есть». И, наверное, мы сами виноваты в том, что в свое время не только спрятали свои сокровища, а большинство позабыло об их существовании.
Хотим немного углубиться в «историю вопроса». В пятидесятые годы прошлого века в Советском Союзе решался вопрос о создании надежной топливной базы. Речь шла о поисках, разведке и определении запасов нефти и газа. В те годы в качестве перспективных рассматривались несколько газо- и нефтеносных районов, в число которых входила и Причерноморская низменность и прилегающий шельф — то есть, большая часть нынешней территории Одесской области. Но судьба освоения ее, что называется, не сложилась. В этом, если можно так выразиться, «тендере» тогда победила Западная Сибирь, и именно туда были направлены все материальные, финансовые и трудовые ресурсы с целью освоения недр и, прежде всего, добычи нефти и газа.
Так сложилось тогда, что все другие районы, потенциально богатые природными энергоресурсами, были оставлены, как говорят «про запас». «Про запас» была оставлена и территория Причерноморья, включая и Одесскую область, и шельф Черного моря.
Вспоминая об этом, не можем сделать акцент на следующем: наш регион достаточно серьезно конкурировал с «нефтяным морем» Западной Сибири, и Сибирь победила во многом не потому, что была богаче, а потому, что во главу угла Советское правительство ставило тогда решение геостратегических задач. Нужно было энергично заселить и вовлечь в активную хозяйственную деятельность отдаленные территории СССР, на то время представлявшие собой реально неосвоенные территории. Ну, представьте себе бескрайние просторы сибирской тайги, и «города», представлявшие собой маленькие поселки с населением в пятьсот человек или в тысячу, и отстоявшие друг от друга на сотни верст! Фактически Сибирь открывалась заново, и в этом смысле приоритет, отданные ей Советским правительством, был дальновидным и многообещающим шагом. Так, собственно, и случилось: теперь этот «Клондайк» работает на величие России, и обеспечивает ей надежный источник золотовалютных запасов.
Ну, а Причерноморье оказалось отодвинутым на второй, может быть на третий или даже десятый план: развитие этой территории оставили «на потом».
А теперь давайте задумаемся: если специалисты выдвинули наш регион на спор с Западной Сибирью и Предуральем, думаю, даже несведущий человек сможет себе представить, каким потенциалом обладает Одесская область как возможная кладовая нефти и газа.
Здесь уместно подчеркнуть, что в настоящие время геологи относят значительную часть Одесской области и прилегающего морского шельфа к так называемому Южному Нефтегазоносному Региону Украины. Мы намеренно выделили это жирным шрифтом: в специальной литературе именно так и называется Причерноморье, в состав которого входит и Одесса, и область. То есть, не вызывает сомнений сам факт того, что данный регион является нефтегазоносным. Другое дело, что именно этот район отличается крайне низким уровнем разведанности запасов углеводородов. По оценкам специалистов этот уровень составляет не более 8 процентов, из чего следует, что более 90 процентов потенциальных ресурсов оценены лишь по прогнозным категориям С2+ С3+D1+ D2. Это — категории, которые допускают использования небольших объемов поискового бурения.
Проще говоря, к серьезной разведке недр здесь мы еще даже не приступали. Тем не менее, имеющиеся данные показывают, что на суше Южного региона, в целом, в составе ресурсов углеводородов преобладает газ (на него приходится 84 процента), на нефть и конденсат приходится по 8 процентов.
Еще одно важное обстоятельство: основная часть ресурсов нефти (73 процента) залегает именно на территории Одесской области. А доля ресурсов газа здесь может составить 17 процентов.
В процессе проведенных исследований уже установлено несколько перспективных в экономическом и геологическом отношении месторождений полезных ископаемых. Основными из них являются нефть и газ, каменная соль, золото, пресные и минеральные подземные воды, строительные материалы, есть даже месторождение графита.
В семидесятых и восьмидесятых годах на территории Одесской области проводились региональные геолого-геофизические исследования, здесь было выявлено несколько десятков структур, благоприятных для скопления нефти и газа. На ряде из них были пробурены поисковые скважины, испытания которых дали многочисленные нефтегазопроявлення. Хотим подчеркнуть: то были не единичные и случайные проявления, а именно многочисленные. Так, из СКВ Р‑З на Западно-Саратской возвышенности в 1976 году был зафиксирован проток тяжелой парафинистой нефти с глубины примерно 3 км (через сутки, правда, этот проток прекратился, но специалисты так и не выяснили причину прекращения). На Восточно-Саратской возвышенности в 1987 году из скважины с глубины 3320 м также наблюдался кратковременный (в течении полусуток) проток уже легкой нефти. На Желтоярской площадке (вблизи поселка Желтый Яр) в 1987 году на скважине с глубины более 3 км отмечался проток газа (метан с конденсатом) дебитом до 20 тысяч кубометров.
Были установлены нефтегазопроявления и на других территориях. Все это подтверждает, что регион является нефтегазоносным. Однако пока открыты и предложены к эксплуатации только Саратское и Желтоярское месторождения с тяжелой и смолистой высокопарафинистой нефтью, которая является особо ценным сырьем для химической промышленности.
Точная количественная оценка запасов нефти и газа в Одесской области в настоящее время невозможна из-за недостаточной изученности недр. Еще одним осложняющим фактором является то, что основными вмещающими нефть породами являются известняки, обладающие сложной структурой пористого пространства, их коллекторские свойства очень сложно оценивать провизорски и по аналогии (одни из методов оценки), поэтому для этого необходимы специальные исследования. То есть, направления этих исследований совершенно ясны — нужно только этим заняться, чтобы получить надежную и достоверную информацию о нефтегазоносности Одесской области, в частности, и всего Причерноморья в целом.
Но даже согласно существующей предварительной оценке геолого-геофизической информации, которую удалось накопить с середины семидесятых до середины девяностых годов прошлого века, на 12 самостоятельных поисково-разведочных объектах в Одесской области (Преддобружская нефтегазоносная область) потенциально существует 30 залежей углеводородов. Из них — 7 залежей нефти и 23 — свободного газа. По запасам указанные залежи относятся к малым и средним (до 10‑25 миллионов тонн нефти; 10‑25 миллиардов кубометров газа). Теоретически возможно открытие двух-трех месторождений с запасами свыше 50 миллионов тонн. Тем самым, начальные прогнозные ресурсы нефти в регионе могут превышать 100‑150 миллионов тонн.
Следует отметить, что достаточно благоприятным фактором является то, что большинство залежей находятся в интервале глубин от 2,5 до 3,5 километров. Немаловажным фактором является и то, что перспективные нефтегазоносные районы Одесской области обладают относительно развитой инфраструктурой (дороги, связь, транспорт, заводские мощности, дающие возможность первичной переработки, кадры и т. п.), что значительно упрощает освоение недр. Все это значительно удешевляет расходы на добычу нефти и газа.
Возможно, кто-то из читателей криво усмехнется, глянув на цифры, которые приводились выше. Дескать, разве можно сравнить их с масштабами добычи углеводородов в Западной Сибири! На это мы можем повторить только один довод: мы не располагаем фундаментальными исследованиями недр в Причерноморье только потому, что в свое время они были свернуты из-за переориентации на Западную Сибирь. Это, во-первых. Во-вторых, те «скромные данные», которые приведены выше, касаются только отдельных районов отдельно взятой Одесской области — то есть, мы не говорили ни об области в целом, ни, тем более, о месторождениях на шельфе. Наконец, в-третьих, даже те предварительные оценки, которыми мы располагаем сегодня, с учетом количества нефтегазоносных «точек», с учетом степени разведанности, с учетом качества сырья уже говорят о том, что мы сидим на «сундуке», доверху забитым золотом и драгоценностями, но до сих пор ленимся приложить малое усилие, чтобы открыть этот «сундук» и воспользоваться всем его содержимым. Та же нефть — совсем не обязательно должна быть сырьем для производства топлива. Гораздо выгоднее и эффективнее ее переработка в интересах химической промышленности. А, как уже упоминалось выше, Саратское и Желтоярское месторождения представляют собой уникальный комплекс сырья именно для химпрома.
В заключение нельзя не сказать, может быть, самого главного. В последнее время у нас стало чуть ли не модным в тех или иных вопросах ссылаться на «авторитетное мнение» иностранцев. Это, в частности, относится и к нашей проблематике. Давайте не будем забывать, что представители иностранных государств (прежде всего, из развитых стран Евросоюза и США) никогда не будут заинтересованы в том, чтобы развивать своего конкурента — в данном случае Украину. И нам неразумно прибегать не только к их советам, но и к их помощи, особенно в тех вопросах, которые затрагивают наши национальные интересы. Ведь перед ними стоят задачи добыть информацию и все сделать, чтобы Украина в чем-то не вырвалась вперед. Примеров — хоть отбавляй. А освоение недр — предмет приоритетных национальных интересов. Конкретно в этом вопросе наши иностранные «друзья» гораздо менее информированы, да и имеют куда более низкую квалификацию и не самую высокую моральную ответственность.
Одесчина богата не только своими полезными ископаемыми. Она пока еще богата своими людьми, в том числе и высококвалифицированными специалистами. Однако, многие из них, увы, и сегодня еще не востребованы, а век их не бесконечен... И это — еще один резерв, который мы просто обязаны использовать.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |