![]() |
|
![]() |
![]() |
Несколько лет назад, в одной из игр КВН прозвучала грустная шутка о том, что некоторые взрослые по-прежнему верят в чудеса. В Деда Мороза, исполняющую желания золотую рыбку и программу «Доступное жилье»... Конечно, шутка была посвящена российским попыткам на государственном уровне дать ответ на «квартирный вопрос». Однако уверен: множество граждан Украины, к попыткам отечественных властей решить проблему обеспечения граждан жильем относятся со скепсисом не меньшим, чем россияне. Слишком часто политики откровенно вешали гражданам лапшу на уши, обещая чуть ли не за пару лет обеспечить жильем всех желающих.
Тем не менее, за последние две недели целый ряд высокопоставленных чиновников, с цифрами в руках, в публичных выступлениях и интервью, заверял нас, что обеспечить граждан доступным жильем — возможно.
Поводом к этим заявлениям стало расширенное заседание Кабинета министров, состоявшееся 7 марта, на котором Президент Украины Виктор Янукович дал получение уже в мае текущего года приступить к реализации программы «Доступное жилье». Чем же является эта программа — действенным инструментом обеспечения граждан жильем (первым в истории независимости Украины) или очередным предвыборным пиар-ходом?
Сейчас мы их сравним...
О выборах мы вспомнили не случайно. Совпадение ли то, что работа над программой «Доступное жилье» Виктора Януковича началась именно в год парламентских выборов? Вспомним, свою программу решения жилищных проблем Виктор Ющенко озвучил как раз во время очередного обострения отношений с премьер-министром Юлией Тимошенко — в самом начале 2008 года. Тогдашний, затянувшийся почти на два года конфликт, многие аналитики окрестили началом президентской гонки и, по большому счету, не ошиблись.
Не секрет, что Виктор Андреевич всеми силами стремился укрепить свой изрядно пошатнувшийся рейтинг, а потому программу доступного жилья сформулировал со свойственной ему мечтательной гигантоманией. Согласно идее третьего президента, под ее действие должны были подпадать около 1 миллиона 300 тысяч украинцев. По задумке Ющенко, граждане должны были взять на себя две трети расходов по строительству доступного жилья, а государство — оплатить одну треть. При этом для снижения себестоимости жилья Виктор Андреевич предложил местным советам выделять участки земли под эту программу бесплатно.
Само собой, местные советы, и без того обладающие весьма скудными источниками доходов, что называется и ухом не повели, сделав вид, что ничего такого не слышали. А в довершении всего госпожа премьер-министр отказалась выделять на программу средства, резонно заметив, что таких денег в бюджете нет и не предвидится. Дальше грянул кризис и словосочетание «доступное жилье» надолго переместилось в разряд анекдотов, а слово «ипотека» вообще стало почти ругательством.
Так вот, предложение Виктора Януковича, несмотря на скорые парламентские выборы, «счастья всем поровну» не обещает и в целом выглядит более реалистично. Суть нынешней программы «Доступное жилье» заключается в следующем: граждане получат возможность брать жилье в кредит под 2-3% годовых сроком на 10-15 лет. При этом кредиты, как и прежде, граждане будут брать в коммерческих банках, а государство будет компенсировать разницу между социальной процентной ставкой и рыночной за счет бюджета.
Подобный механизм, в общем, — не отечественное ноу-хау. Он работал и работает по сей день во многих развитых странах. Более того, в нашей стране, правда, в других отраслях, он также вполне эффективно используется.
Вот как, по нашей просьбе, прокомментировал возможность реализации этой социальной программы Председатель правления АО «Имэксбанк» Юрий Граматик:
«Озвученная Президентом программа, с моей точки зрения, вполне реализуема. Если говорить о механизмах ее реализации, то в первую очередь, это компенсация коммерческим банкам разницы между социальной процентной ставкой в 2-3%, и реальными процентными ставками по ипотеке.
Сходным образом, например, работает система государственной поддержки сельхозпроизводителей и, по большому счету, нет ничего невозможного в том, чтобы перенести ее на программу социальной ипотеки. Другой вопрос — хватит ли у государства финансовых ресурсов для того, чтобы удовлетворить всех желающих воспользоваться этой программой. Ведь, несмотря на профицит банковской системы Украины, спрос на доступное жилье в стране достаточно высок, а благодаря социальной ипотеке, его рыночная стоимость, в среднесрочной перспективе, может вырасти.
Впрочем, в случае нехватки финансовых ресурсов, можно привлечь в программу иностранных инвесторов. Учитывая ситуацию, сложившуюся в странах Европы и Северной Америки, доход по вложениям в 2-4% годовых для большинства европейских и североамериканских инвесторов будет достаточным стимулом для вложения средств».
И снова — очередь
Еще один признак того, что новая версия программы «Доступное жилье» не задумывалась как предвыборный ход — количество граждан, которые могут воспользоваться этой программой на первом этапе.
Вот что сказал по этому поводу в интервью изданию «Зеркало недели», министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолий Близнюк:
«Для нас безусловный приоритет — люди, которые находятся на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, льготные категории, молодежь и пенсионеры. Это также отдельные профессиональные категории, прежде всего, социально значимые — сельские медики и учителя. По предварительным расчетам, в случае выделения средств возможно решение жилищной проблемы для более 10 тысяч семей. Другие критерии — еще в процессе разработки».
Это заявление, правда, слабо подтверждается словами вице-премьер-министра — министра социальной политики Сергея Тигипко. Отвечая 16 марта на вопросы депутатов Верховной Рады, он заметил, что на социальную ипотеку на данном этапе предполагается выделить 10 миллиардов гривен. Путем простых арифметических действий мы получаем примерно по 100000 гривен на одну семью, желающую воспользоваться программой «Доступное жилье». Согласитесь, не то, чтобы очень много. Хотя на пару-тройку лет компенсации по кредиту, наверное, хватит. Если, конечно, ограничиться скромной одна-двухкомнатой квартирой на окраине большого города.
Но ведь в стране в «улучшении жилищных условий» (так сие называется на канцелярите), нуждаются значительно больше, чем 10 тысяч семей. Даже согласно официальным данным, в Украине граждан, состоящих на квартирном учете, насчитывается около 1 миллиона 300 тысяч. Это, подчеркиваю, официальные данные. В эти них не попадают, скажем, те, кому выпало «счастье» жить двумя семьями в трехкомнатной квартире. Или обитать во вполне полноценном доме комнат этак из пяти в умирающем от отсутствия работы селе.
Это означает, что для участия в «социальной ипотеке» выстроится чудовищная очередь. Со всеми ее прелестями — интригами, коррупцией, перепродажами очереди и т. д. Так уже было не раз и не два и во времена программы массового жилищного строительства при Хрущеве, и во времена строительства «комсомольских районов» и при создании разного рода «жилищных кооперативов». Не случайно по СССР ходила легенда о том, что изначально фильм Эльдара Рязанова «Гараж» должен был быть посвящен как раз жилищному кооперативу.
Впрочем, вопрос очереди — далеко не единственный. Есть и другие, не менее важные. Например, какое именно жилье будет даваться по программе «Доступное жилье» — вторичное или «новострой»? В каких районах и каких населенных пунктах будут это самое жилье предоставлять? А если это будет новое жилье, то где его будут строить и какого оно будет качества? Кого будут считать достойными участия в этой программе, а кого — слишком богатыми? Будет очередь в новой версии «Доступного жилья» продвигаться по мере записи, или среди льготников будут, как и прежде, армии суперльготников и мегальготников?
На все эти вопросы ответов пока нет. Во всяком случае, пока их никто не озвучивал...
Программа без программы
Вне зависимости от того, насколько успешно будет работать новая программа, даже если ежегодно она будет предоставлять жилье 20-30 тысячам человек, проблему доступности желанных метров она не решит.
Просто потому, что, как таковой, этой проблемы нет. На самом деле, жилищная проблема существует, как и прежде, в весьма ограниченном количестве населенных пунктов. По сути, в так называемых «успешных городах», в которых есть работа и спрос на рабочие руки. Подавляющее же большинство населенных пунктов в Украине располагает резервом жилья, а цены на него, по сравнению с Киевом, Одессой или, скажем, Ялтой, просто смешные. Но беда в том, что люди оттуда бегут, бросая дома и квартиры. Ежегодно, по статистике, с карты Украины исчезает 16 населенных пунктов — в основном, конечно, сел и пгт. В сотнях населенных пунктов жилье готовы предоставлять за символическую плату, или вовсе бесплатно — если, например, молодой врач, учитель или инженер согласится приехать туда на работу. Поэтому, повторимся, проблема обеспечения жильем — это не проблема всего государства в целом, а проблема городов, причем далеко не всех.
И сколько бы социального жилья в стране не строилось, пусть даже сто тысяч квартир в год, пока не будет решена проблема бегства из сел, поселков и небольших городов в поисках работы, возможности получить достойное образование или хоть сколь-нибудь современных условий жизни, любая программа строительства доступного жилья, в лучшем случае, будет не более попыткой исправить наиболее вопиющие случаи несправедливости в этом вопросе.
Впрочем, этим, само собой, проблемы не ограничиваются. Притчей во языцех стало количество разрешительных документов, необходимых для строительства всего одного дома. Одни источники говорят, что их нужно собрать 83. Другие — что 86. Мы попробовали подсчитать, и на полусотне прекратили это жестокое и беспощадное занятие. И так все понятно. Нимб у чиновников, выдающих все эти «бамажки» с подписями и печатями, до сих пор не образовался. А вот карманы по степени бездонности сравнимы разве что с Марианской впадиной...
Сказывается ли это на конечной цене жилья? Давайте не будем строить из себя первокурсниц Смольного института благородных девиц и честно признаем — благосклонность разрешителей и одобрятелей стоит денег. И немалых. А платят их отнюдь не строители, а мы
с вами. Ибо найти способ включить теневые затраты в белые бумажки толковый бухгалтер может довольно быстро.
Позволим себе озвучить наше скромное мнение — не нужно на государственном уровне организовывать программы «Доступное жилье». Достаточно свести количество разрешительных документов до двух-трех. И вообще отменить налогообложение для тех, кто строит жилье. До момента, пока рынок этим самым жильем не насытится. При этом, заметьте, не нужно будет лишать местные советы права продавать землю под строительство. И без того цены на жилье в переполненных больших городах поползут вниз.
Почему именно по этому пути до сих пор не пошло руководство страны? Вопрос, что называется, на сто миллионов. Есть мнение, что по причине зависимости от армии чиновников, чьи интересы, (опять же, будем реалистами) им приходится учитывать вне зависимости от партийной принадлежности и личных желаний.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |