ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Приднестровье: Президент бросил перчатку
24.03.2012 / Газета: Час пик / № 13(568) / Тираж: 5000

Послание Президента к парламенту — обычная норма в демократических государствах. Как правило, в таких документах намечаются ориентиры внутренней и внешней политики, формируются задания на текущий год и на перспективу. В одних случаях это обыкновенный ритуал, в других — событие, несущее важное смысловое значение.

За двадцать лет существования института президентства бывший глава непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов ни разу не выступил с посланием. А зачем? Его власть и авторитет до последнего момента не подвергались сомнению. Между словами «Смирнов» и «Приднестровье» ставился знак равенства. Все существующие проблемы списывались исключительно на непризнанный статус, а с 2006 года и на новые таможенные правила, введенные Украиной на приднестровском участке украинско-молдавской границы. Россия оказывала финансовую помощь, в том числе и путем фактически бесплатной поставки газа. Экономика работала по инерции, все более и более скатываясь к пропасти. Мировой финансово-экономический кризис лишь ускорил падение.

«Пациент уже в амнезии»

Новый Президент ПМР Евгений Шевчук нарушил сложившуюся традицию, и выступил с посланием органам государственной власти. Причин для столь нетрадиционного шага было несколько.

Во-первых, для нового главы непризнанной республики было крайне важно показать новый стиль управления, своего рода разрыв с предыдущей практикой.

Во-вторых, — озвучить свой план реформ. Прошло уже три месяца с момента избрания Шевчука. Первоначальная эйфория по поводу победы над Смирновым сошла на нет, и возник очевидный вопрос: а что дальше? Представляет ли себе новый Президент, что и как он будет делать для выведения приднестровской экономики из крутого штопора, в который ее вогнал предыдущий правитель и его окружение?

В-третьих, — парламентская трибуна — лучший способ представить официальную позицию. Постепенно всплывают, с одной стороны, разногласия между Президентом и Верховным Советом, который контролируется партией «Обновление» (за которой стоит крупнейший экономический агент Приднестровья холдинг «Шериф»), с другой — между Шевчуком и командой бывшего Президента.

Определенный резонанс обрело выяснение отношений между Евгением Шевчуком и прокурором ПМР Анатолием Гурецким. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий Управлением по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией МВД ПМР задержаны ряд бывших сотрудников Центрального банка. Производятся следственные действия по ряду уголовных дел. Данное управление было создано одним из первых указов Евгения Шевчука и, судя по всему, призвано играть роль «карающего меча». Кроме того, председатель Комитета госбезопасности ПМР Владислав Финагин обнародовал данные о том, что из Приднестровья в оффшорные зоны было выведено около 70 млн. долл. Причем, особых масштабов выведение средств достигло накануне передачи власти новому Президенту. За один день — 29 декабря 2011 года — 30 млн. долларов США, которые находились в остатке ПРБ, были проданы одному из коммерческих банков. Более того, 9 млн. долларов США были выведены и размещены за пределами республики в одном из банков России. Государственная казна пуста.

Однако Президент высказал свое недовольство «пассивной позицией» прокуратуры ПМР, которая не дает санкции на арест «в отношении конкретных граждан».

Прокуратура выступила с ответным заявлением по поводу распространенной в СМИ «необъективной и тенденциозной по содержанию информации относительно позиции руководства Прокуратуры ПМР по уголовным делам, возбужденным Управлением по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией МВД ПМР в отношении бывших сотрудников ПРБ».

Как указывалось в заявлении, в результате надзорных мероприятий установлено, что по ряду уголовных дел решение об их возбуждении было принято «без достаточных оснований», а следственные действия проведены неполно, при этом допущены нарушения требований Закона. По делам экономической направленности, вопреки установленному порядку, не проведены документальные ревизии, экспертные исследования, большинство выводов относительно наличия состава преступления сделаны на основе предположений, в отсутствие достаточных оснований для таких выводов.

«В таких условиях, — отмечается в заявлении, — необъективное информирование заинтересованными лицами руководства республики об истинных причинах отказа руководства Прокуратуры ПМР в согласовании ряда процессуальных действий по данным делам, следует расценивать, как попытку переложить ответственность за допущенные профессиональные промахи и нарушения требований действующего законодательства, а также оправдать неспособность выявить возможные нарушения в действиях сотрудников ПРБ, расследовать предполагаемые финансовые нарушения, и решить вопрос об ответственности виновных».

Налицо — столкновение интересов пропрезидентского УБЭПК и прокуратуры, за которой просматриваются более глубинные противоречия. Евгений Шевчук ответил прокуратуре в своем Послании, напомнив, что «все три ветви власти обязаны по Конституции взаимодействовать друг с другом и сознавать, что Президент страны не будет мириться с тем, что какой-либо из органов власти может, в угоду меркантильным интересам, разбалансировать государственные подходы. Государственная власть должна направить свои силы в едином направлении для улучшения условий жизни и защищенности прав наших граждан». «Нам понятно, — подчеркнул он, — что попытки выхода из этого фарватера под прикрытием партий, красивых лозунгов или телевизионных картинок купленных политиков, сотрудников правоохранительных органов, прокуроров кем-то, возможно, финансируются, и кто-то по привычке ожидает поймать рыбу в мутной воде».

Положение в экономике действительно критическое. Приведенные Евгением Шевчуком в послании данные не внушают оптимизма относительно будущего непризнанной республики. Характеризуя ситуацию в экономике, Президент констатировал «пациент уже в амнезии». Совокупный долг непризнанной республики, включая долг перед «Газпромом» превышает 3 млрд. долл. Золотовалютный запас на 1 января 2012 года составил отрицательную величину. Не лучше ситуация и с выполнением республиканского бюджета. Закон «О республиканском бюджете на 2012 год» определил предельный дефицит консолидированного бюджета в сумме 1,6 млрд. руб. (147 млн. долларов) или 68,6 процентов к доходной части бюджета. При этом ничем не обеспеченный, но утвержденный Верховным Советом ПМР дефицит консолидированного бюджета составляет 800 млн. руб. (72 млн. дол. США), в том числе по социально защищенным статьям — 273 млн. руб. (24,5 млн. долл.). Кроме того, дефицит Пенсионного фонда составляет свыше 1 млрд. руб. (97 млн. долл.). Общий дефицит государственного бюджета (с учетом внебюджетных фондов) по социально защищенным статьям превышает 200 млн. долл.

Часть предприятий Приднестровья попросту «лежит». Так, расположенный в Рыбнице Молдавский металлургический завод только недавно возобновил выплавку стали.

Ситуация может усугубиться шагами со стороны ЕС. Как сообщил сайт dniestr.ru, европейская сторона предложила властям Республики Молдовы до урегулирования конфликта приостановить выдачу сертификатов происхождения расположенным в Приднестровье экономическим агентам. Таким образом, компании, работающие на территории ПМР, могут в перспективе лишиться права экспортировать продукцию на рынок ЕС, как, впрочем, и на другие рынки.

Данное требование прозвучало в кулуарах первого раунда переговоров по созданию зоны полной и всеобъемлющей торговли между Республикой Молдова и ЕС. Три дня переговоры шли в Кишиневе. Обсуждались юридические аспекты будущего соглашения. Впервые информация о возможной отмене сертификатов для предприятий Приднестровья была озвучена молдавским телеканалом Publika TV.

В настоящий момент Молдова имеет значительные послабления в торговой сфере со стороны ЕС, которыми пользуются в том числе и приднестровские экономические агенты. Ожидается, что новое соглашение позволит более глубоко интегрировать экономики Молдовы и стран Евросоюза. Продукция приднестровских предприятий в последние годы примерно поровну экспортируется в страны ЕС и СНГ. В случае, если Кишинев остановит выдачу сертификатов, бюджетный кризис в Приднестровье еще более обострится, десятки тысяч приднестровцев лишатся рабочих мест.

В группе своих сторонников в Facebook Евгений Шевчук оставил следующий комментарий: «Демократично, сертификаты не дадим, людей оставим без работы, возможно тогда приднестровцы вспомнят о политическом урегулировании! Крутой европейский подход, если вышеизложенное правда! Ограничения — это не меры доверия — это открытая экономическая война, в целях подавления воли для политической победы! Негативные подходы, сформируют негативный результат, если вновь желают «потренироваться» — это показательно!»

При таком раскладе Приднестровье рискует превратиться в зону гуманитарной катастрофы.

Плюс чрезвычайные полномочия для правительства

Надо отдать должное Президенту ПМР — в своем Послании он действительно предложил целостное видение реформ. Не вдаваясь с подробности, хотелось бы сделать акцент на нескольких моментах выступления.

Первое. Приднестровье должно превратиться в своего рода оффшор, налоговый рай для тех, кто готов развивать новые производства. По словам Евгения Шевчука, Правительство готово пойти на принятие мер по дополнительному льготированию хозяйственной деятельности в сфере промышленности, в сфере новых технологий, в сфере промышленной переработки сельскохозяйственной продукции. Льготы в условиях кризиса могут быть представлены в виде налоговых каникул для вновь создаваемых производств, а также в виде свободных экономических зон для депрессивных районов и населенных пунктов республики. Шаг — абсолютно логичный в нынешних условиях, когда непризнанная республика нуждается в привлечении инвестиций и свободных капиталов. Такая мера, кстати, может быть привлекательна для инвесторов из Украины, где до сих пор сохраняется большая налоговая нагрузка.

Второе. Особый акцент сделан на достижении продовольственной безопасности. В этой сфере Президентом ПМР провозглашен принцип протекционизма для аграрного сектора. Приднестровье — республика, зависящая от экспорта продовольствия. Одним из решений нового Президента стало создание Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов. Объявлено о начале действия программы развития животноводства, целью которой, среди прочего, является насыщение внутреннего рынка продукцией, которая сегодня импортируется из Украины. Мощности для этого в Приднестровье имеются. Не стоит забывать и того, что активизация перерабатывающей промышленности — это еще и новые рабочие места.

Резервы для наращивания производства сельхозпродукции у Приднестровья есть, в частности, в орошаемом земледелии. Кроме того, стоит вспомнить, что Молдавский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия и овощеводства (ныне Приднестровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства) в советское время обеспечивал новыми сортами овощей не только Молдову, но и Юг Украины. К сожалению, сегодня овощеводческая наука, как и сельское хозяйство Приднестровья находятся далеко не в лучшем состоянии.

Третье. Президент ПМР не употребил в Послании пугающий термин «реприватизация», однако отметил необходимость разработать упрощенный порядок проведения процедуры возврата приватизированных объектов в случае невыполнения инвестиционных обязательств и, как следствие, подвергнуть ревизии договоры по объектам приватизации на предмет выполнения взятых обязательств там, где они были не исполнены.

Прецедент реприватизации уже создан. В начале марта в государственную собственность ПМР возвращено 100 процентов акций ЗАО «Бендерский комбинат хлебопродуктов» — крупнейшее предприятие данной отрасли бывшей МССР, а само предприятие передано в ведение Министерства сельского хозяйства республики.

Четвертое. Сделан акцент на расширении финансовой базы местного самоуправления, хотя опять же о самом развитии местного самоуправления как института речь не идет. В частности, Президент предполагает передать в пользование органам местного самоуправления некоторые близлежащие карьеры в целях их использования для ремонта домовладений и дорог, дальнейшей реализации сырья для увеличения доходной части бюджетов сел, а также ввести дополнительный сбор для крупных землепользователей, который должен направляться в бюджет сел.

Но самое главное в Послании — это инструмент, с помощью которого Евгений Шевчук намерен превратить Приднестровье в территорию, привлекательную для инвесторов. Президент потребовал ни много ни мало, наделить Правительство антикризисными полномочиями по ряду ключевых направлений регулирования. Перечень этих полномочий широк:

— расширенные возможности «более четкого и ясного налогового администрирования»;

— право Правительства самостоятельно формулировать условия по тарифным и нетарифным мерам регулирования деятельности на территории ПМР для инвесторов, для экспортно-ориентированных производств;

— право заключать прямые соглашения с инвесторами о взаимных стабильных обязательствах в целях обеспечения государственного сопровождения крупных инвестиционных проектов;

— право варьировать ставками налогов в сторону их уменьшения и налоговым льготированием «в целях увеличения объемов производства и занятости населения на предприятиях, вводящих новые производства, и по организациям, не осуществляющим деятельность»;

— право определять критерии использования земли сельскохозяйственного назначения с целью привлечения инвесторов в реальный сектор экономики для повышения эффективности их использования;

— формирование бюджета республики по сводным группам и укрупненным показателям с передачей Правительству полномочий по перераспределению бюджетных средств, «с учетом сложившейся ситуации и практики работы правительств в кризисных ситуациях».

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять — полномочия, которые Евгений Шевчук хотел бы предоставить Правительству, во многом являются чрезвычайными. Фактически исполнительной власти должно быть дано право принятия нормативных актов, имеющих силу закона (регулирование налогов, тарифов, распределение бюджетных средств). Исторических прецедентов подобного рода немало. И самый близкий из них — Украина. В 1992 году Леонид Кучма занял кресло премьер-министра страны, выговорив себе получение на шесть месяцев практически диктаторских полномочий, в частности, права издавать приравненные к законам декреты.

Нет слов, ситуация в Приднестровье чрезвычайная, требующая не менее чрезвычайных мер. В этих условиях предложение Президента вполне логично. Но есть и политическая составляющая. Парламент, как уже было сказано, контролирует партия «Обновление», а через нее — холдинг «Шериф». Это крупнейший потенциальный налогоплательщик, который на протяжении многих лет пользовался налоговыми льготами.

В интервью, данном ИТАР‑ТАСС накануне встречи по приднестровскому урегулированию в Дублине, Евгений Шевчук открыто заявил: «у меня нет противоречий с большинством членов этой партии (имеется в виду «Обновление» — Ф. А.). Было бы точнее сказать, что есть противоречия с теми, кто финансирует эту партию, и, возможно, с рядом ее первых лиц! Это консервативное формирование, на мой взгляд, призвано прикрывать сугубо узко-корпоративные интересы, под вывеской партии и некоторых представительских органов власти».

Парламент уже показал свой характер, отклонив президентский законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «О ценах (тарифах) и ценообразовании», которым, среди прочего, предполагалось ограничить влияние Верховного Совета ПМР на вопросы установления тарифов и цен.

В условиях возможного конфликта с парламентским большинством у Евгения Шевчука есть два выхода: либо пытаться найти компромисс с парламентским большинством и «Шерифом», либо действовать по принципу «клин клином вышибают», т. е. создавать, образно говоря, «свой» альтернативный «Шериф» и альтернативное «Обновление».

Своим выступлением в парламенте Президент ПМР фактически бросил перчатку большинству.

Политическая структура для Президента уже создана — общественно-политическое движение «Возрождение Приднестровья» трансформировалось в партию. Теперь очередь за экономической базой. Дополнительные полномочия Правительства в сфере формирования тарифов, налогов, заключения договоров с инвесторами, были бы как нельзя кстати в решении не только экономических проблем республики, но и в укреплении положения Евгения Шевчука. А слухи о том, что Президент намерен создать свою структуру, аналогичную «Шерифу», уже циркулируют. Называется даже конкретная фирма и конкретный депутат Верховного Совета. Впрочем, не исключено, что это только «вирусная» информация. Во всяком случае, такой шаг был бы вполне логичным для Евгения Шевчука.

Этого не могут не понимать его оппоненты в стенах парламента. Можно ожидать, что предложения Президента о расширении прав исполнительной власти если и не будут открыто приняты в штыки, то, по крайней мере, подвергнуты серьезной критике со стороны депутатов-«обновленцев». Вполне возможно, что у Евгения Шевчука не останется иного выхода, как апеллировать к народу. Но готов ли будет народ поддержать Президента в условиях ухудшающейся экономической ситуации?

Автор: Федор Артеменко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту