ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Молдова: кризис преодолен, да здравствует кризис?!
24.03.2012 / Газета: Час пик / № 13(568) / Тираж: 5000

Молдова наконец-то получила Президента, установив своеобразный политический рекорд — кресло главы государства пустовало 917 дней. Новым руководителем страны стал Николае Тимофти, до этого занимавший пост председателя Высшего совета магистратуры. О Президенте Молдовы до его избрания было известно немного. 63 года, окончил юридический факультет МолдГУ. Работал судьей. В 1999 году стал председателем высшей судебной палаты, был освобожден от должности после прихода к власти Партии коммунистов в 2001 году. В 2010 году, уже после прихода к власти Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) возглавил Высший совет магистратуры. Особых скандалов, связанных с его персоной, замечено не было. Известно было только, что Тимофти разделяет проевропейские установки Альянса и не испытывает симпатии к коммунистам.

Молдова, как известно, парламентская республика, где президента избирают депутаты. Правящий Альянс (Либерально-демократическая, Либеральная и Демократическая партии) обладает большинством в 58 голосов. Этого было достаточно для избрания руководства парламента и формирования Кабинета Министров, но недостаточно для избрания Главы государства. По квоте распределения должностей после выборов пост президента должен был отойти к демократам. Изначально на эту должность метил лидер ДПМ Мариан Лупу.

В ноябре 2011 года искомые голоса, казалось бы, нашлись. Ряды фракции коммунистов покинули сразу три депутата — Игорь Додон, Зинаида Гречаная и Вероника Абрамчук, которые затем присоединились к партии социалистов. Формальным поводом для раскола стали разногласия между Додоном, которого эксперты относили к «молодой команде» и «старыми коммунистами», олицетворением которых является экс-Президент Молдовы Владимир Воронин и его окружение.

Однако все оказалось не так просто. «Группа Додона» давала АЕИ недостающие для избрания Президента голоса, но взамен требовала избрания внепартийного кандидата. Наиболее вероятной кандидатурой на пост «внепартийного кандидата» называли Зинаиду Гречаную, которая, имея опыт руководства правительством, вполне могла претендовать на этот пост. Первоначально все, казалось бы, складывалось в пользу экс-коммунистов. По словам самого Игоря Додона он неоднократно встречался с Марианом Лупу, и тот обещал поддержать кандидатуру Гречаной. Аналогичные встречи с аналогичными обещаниями были у него и с Владом Филатом.

Но в итоге все вышло с точностью до наоборот. Совет АЕИ подтвердил, что кандидатом на пост президента Республики остается Мариан Лупу, нынешний и. о. Президента. Результат был предсказуем. На выборах 16 декабря Лупу, который был единственным кандидатом, набрал лишь 58 голосов вместо требуемых 61. Коммунисты отказались голосовать. Три голоса были «против» (и это были голоса группы Додона), а один бюллетень для голосования был признан недействительным. Новая попытка избрания была назначена на 15 января. Незадолго до Нового года Мариан Лупу заявил, что больше не будет баллотироваться на высший государственный пост. Ситуация вроде бы складывалась в пользу Додона. Но тут сказал свое слово Конституционный Суд, отменивший результаты выборов 16 декабря, а заодно и решение об установлении нового срока выборов 15 января.

Волокита и неопределенность стала толчком к активизации оппозиции в лице Партии коммунистов (ПКРМ). Коммунисты заявили о начале бессрочной акции протеста. «Мы организуем митинги по всей стране с единственной повесткой: неповиновение властям, немедленный роспуск парламента, а также создание условий для организации честных демократических выборов», — заявил лидер ПКРМ Владимир Воронин.

В отчаянии Альянс выдвинул идею о проведении референдума об изменении процедуры избрания Президента. Правда, с самого начала эта идея была подвергнута сомнению. Напомним, что в сентябре 2010 года уже была предпринята попытка аналогичного референдума, которая провалилась, несмотря на беспрецедентные меры, в частности, снижение порога явки для признания референдума состоявшимся до 33 процентов.

В итоге новую дату выборов назначили на 16 марта. На этот же день коммунистами была назначена массовая акция протеста. Молдавские СМИ активно будоражили умы грядущей революцией, «предчувствием гражданской войны». От коммунистов ожидали радикальных действий, повторения беспорядков апреля 2009 года, захвата парламента и срыва выборов.

Кандидатура Николае Тимофти появилась буквально в последний день, незадолго до истечения срока регистрации. Интрига с избранием сохранялась до самого последнего момента. Никто не мог ответить твердо, поддержит ли «группа Додона» кандидатуру Альянса.

Настороженные слухами о якобы грядущих беспорядках, лидеры Альянса перенесли специальное заседание Парламента, на котором планировалось избрание, с 15.00 на 8.00.

В итоге, когда многотысячная колонна коммунистов и их соратников в середине дня подошла на площадь Великого Национального Собрания, все уже свершилось. За Николае Тимофти отдали свои голоса 62 депутата, на один голос больше, чем было необходимо. Президент был фактически избран голосами «группы Додона».

Коммунистам не оставалось ничего иного, как заявить о том, что они не признают избрание легитимным. Кроме того, лидер ПКРМ Владимир Воронин заявил о прекращении митингов протеста и намерении собрать 1 мая Гражданский конгресс в Кишиневе.

Но все заявления коммунистов — это хорошая мина при плохой игре. Активность коммунистов, действительно, привела к росту рейтинга партии и притоку новых членов, чему во многом способствовал тот факт, что ПКРМ была единственной консолидированной силой, способной противостоять Альянсу. Правда, с 2009 года коммунисты понесли кадровые потери, последней из которых стала «группа Додона» и примкнувшие к ней депутаты Кишиневского муниципального совета. Уход группы однопартийцев, не согласных с позицией руководства, коммунисты предпочли называть «очищением». Настоящего же раскола не произошло. Однако, количество так и не переросло в качество. Лидеры ПКРМ в очередной раз продемонстрировали отсутствие политической гибкости и стремления к компромиссам, как это было, к примеру, в 2009 году, когда для избрания президента не хватало одного голоса. Скорее напротив, их активность способствовала временной консолидации Альянса и принятию им трудного, но необходимого решения. Взятый коммунистами тайм-аут до мая вряд ли пойдет на пользу ПКРМ.

Перерыв может затянуться до осени — периода традиционной политической активизации. Вряд ли можно будет ожидать улучшения экономической ситуации в стране, и коммунисты вполне справедливо этим воспользуются. Но вопрос в другом — сколько еще кадровых потерь ждет ПКРМ? Причем потери эти коснутся, скорее всего, людей, имеющих свой бизнес, что может сократить финансовую базу партии.

Впрочем, правящий Альянс также нельзя отнести к абсолютным победителям. Да, они нашли возможность пойти на компромисс и избрать президента. Затяжной кризис преодолен. После состоявшихся выборов коммунистам уже сложнее говорить об «узурпации» и «нелегитимности» власти АЕИ. Существенно повышается имидж Альянса в глазах внешних партнеров, прежде всего, Европейского Союза. Появился официальный переговорщик и в диалоге с Приднестровьем.

Однако отсутствие угрозы очередных досрочных выборов может сыграть с АЕИ злую шутку. Теперь уже нет необходимости «дружить против» коммунистов. И неминуемо на поверхность всплывут старые противоречия между партийными вождями и их спонсорами. Парламент Молдовы может превратиться в поле борьбы всех против всех, а в политической борьбе настанет период ситуативных союзов. Например, не исключена «дружба» Демократической партии и коммунистов против премьер-министра Влада Филата, или напротив, дружба Филата и возглавляемой им Либерально-демократической партии против вице-председателя парламента, главного спонсора демократов Влада Плахотнюка.

Так что на смену одному большому кризису могут прийти несколько кризисов размером поменьше. Понятное дело, что говорить об эффективности государственного управления в условиях раздрая не приходится.

Не лучшим образом повлияло разрешение и на судьбу Игоря Додона и его однопартийцев. Возможно, он или, скорее, его соратники, получат какие-либо должности в государственной структуре. Но главное уже произошло — акция социалистов перестала быть золотой, и теперь стремительно будет терять в цене. «Где вы видели, чтобы Ленин шел вместе с Богом?», заявил лидер либералов Михай Гимпу, согласно словам которого АЕИ более не намерен сотрудничать с социалистами. У Альянса достаточно голосов для принятия законодательных решений и в голосах «группы Додона» они не нуждаются.

Но и сам Михай Гимпу не в лучшем положении. Партнеры либералов по Альянсу не в восторге от союза со столь одиозной фигурой, выступающей раздражителем для Москвы. Откровенно прорумынская позиция Гимпу — это камень на шее АЕИ. У либералов также есть возможность для создания ситуативных союзов. В конце концов, у них 12 мандатов, без которых Альянс не сможет принять ни один необходимый закон.

При таком раскладе новый Президент может из чисто декоративной фигуры превратиться в реальную. При одном условии — если он сможет дистанцироваться от склок между лидерами Альянса и стать «президентом всех молдаван», а не ставленником группы политиков. Пока еще не ясно, насколько Тимофти самостоятельная фигура, чтобы вести свою игру. Логичным шагом для нового Главы государства было бы создание хотя бы небольшой «своей» группы среди депутатов, которая могла бы оказывать влияние на ход голосования.

Что касается внешней политики, то здесь вряд ли стоит ожидать радикальных изменений. Молдова сохраняет ориентацию на ЕС. В своей речи в парламенте Николае Тимофти заявил: «Сегодня Республика Молдова — государство, окруженное друзьями, считающееся искренним, предвидимым и надежным партнером. И это обстоятельство предоставляет нам немало преимуществ, которые мы должны освоить на благо граждан Республики Молдова. Наша страна должна продолжать строить хорошие добрососедские отношения с Украиной и Румынией, партнерские отношения с Россией, США, Германией и другими государствами на благо граждан».

Что касается приднестровского урегулирования, то здесь определяющим фактором по-прежнему остается внутреннее положение в непризнанной Приднестровской республике. Конечно, с избранием Президента исчез один из факторов, которым Тирасполь оправдывал свою пассивность в переговорном процессе. Но в основе приднестровской политики по отношению к Молдове по-прежнему останутся «малые шаги». Кишинев со своей стороны, будет требовать большего, в частности, вывода российских войск из Приднестровья.

Как заявили агентству «ГолосUA» в администрации нового президента, Николае Тимофти будет «активно поддерживать» участие украинской стороны в международной миротворческой миссии по Приднестровью. В своем первом выступлении в качестве президента РМ Н. Тимофти подчеркнул, что он будет добиваться полной замены ныне действующей структуры по поддержанию порядка в регионе, осуществляемой под эгидой России, на Миссию гражданских наблюдателей во главе с Украиной и ЕС.

Молдова, безусловно, выиграла от избрания Президента. Но выигрыш это обернулся дорогой ценой. Общество расколото, авторитет государственной власти упал, экономический кризис продолжается. Внешний долг Республики достиг исторического максимума в 5,21 миллиардов долларов, причем только за девять месяцев 2011 года он вырос на 575 миллионов долларов (если перераспределить внешний долг на душу населения, то каждый гражданин Молдовы для его погашения должен выплатить 1 тысячу 465 долларов).

Многое в стране зависит от позиции коммунистов. Если они по-прежнему будут демонстрировать непримиримость, заявляя о «нелегитимности» парламента и «нелегитимности» избранного президента, то это только углубит раскол в обществе. Эксперты настоятельно советуют ПКРМ произвести «разбор полетов» и сменить тактику.

Коммунисты претендуют на роль единственной силы, которая стремится сберечь государственность Республики Молдова. Однако время покажет, способны ли они пойти на компромисс со своими оппонентами ради того, чтобы эта государственность действительно сохранилась.

Автор: Артем Филипенко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту